Как восстановить динамик своими руками?

Ремонт динамика — пособие в картинках

На сегодня, количество любителей хорошего звука, которые просто выкидывают захрипевший динамик не уменьшается! При этом затраты на аналог могут составить ощутимую сумму. Думаю что нижеизложенное поможет починить динамик любому, кто имеет руки, которые растут из нужного места.

Имеется в наличие — чудо дизайнерской мысли, когда то бывшее колонкой S-30 (10АС-222), теперь выполняющее функции одного из автосабов. Пациент через неделю, после мутирования стал проявлять признаки заболевания — издавал посторонние призвуки при отрабатывании басовых партий, чуть похрипывал. Было принято решение провести вскрытие.

После вскрытия на божий свет из тела пациента был извлечён больной орган — НЧ динамик 25ГДН-1-4 86 года выпуска. Орган явно нуждался в операции — при аккуратном нажатии на диффузор раздавался посторонний призвук (очень похожий на тихий щелчок), а при прозвонке различными тонами (вырабатываемых программой nchtoner) раздавалось явно слышное пошкрябывание-потрескивание при большом ходе диффузора и при подавании сверхнизких (5-15Гц) частот. Было принято решение трепанировать данный орган

Сначала у пациента были отпаяны гибкие подводящие провода (со стороны контактных площадок)

Затем растворителем (646 или любой другой, способный растворить клей, типа «Момент») при помощи шприца с иглой было смочено место склейки пылезащитного колпачка и диффузора (по периметру).

. место приклеивания центрирующей шайбы к диффузору (по периметру).

. и место приклеивания самого диффузора к корзине диффузородержателя (опять же по периметру)

В таком состоянии динамик был оставлен на минут 15 с периодическим повторением предыдущих трёх пунктов (по мере впитывания/испарения растворителя)

Внимание! При работе с растворителем следует соблюдать меры безопасности — не допускать попадания на кожу (работать в резиновых перчатках!) и слизистые оболочки! Не есть и не курить! Работать в хорошо проветриваемом помещении!

При смачивании — пользоваться небольшим количеством растворителя, избегая попадания его на место приклеивания катушки и центрирующей шайбы!

В зависимости от типа растворителя и температуры воздуха, через 10-15 минут сказанных выше операций с помощью острого предмета можно аккуратно поддеть пылезащитный колпачок и снять его. Колпачок должен либо отойти очень легко, либо оказать очень слабое сопротивление. Если нужно прилагать значительное усилие — повторите операции со смачиванием его краёв растворителем и ожиданием!

После отклеивания колпачка — аккуратно выливаем остатки растворителя из углубления около оправки катушки (путём переворачивания пациента).

К этому времени успевает отклеится центрирующая шайба. Аккуратно, не прилагая усилий, отделяем её от корзины диффузородержателя. при необходимости — повторно смачиваем место склейки растворителем.

Смачиваем место приклейки диффузора к диффузородержателю. Ждём. Смачиваем снова и опять ждём. Минут через 10 можно попробовать отклеить диффузор. В идеале он без усилий должен отделится от диффузородержателя (вместе с катушкой и центрирующей шайбой). Но иногда требуется ему немного помочь (главное — аккуратность! Нельзя повреждать резиновый подвес. )

Очищаем места склейки от старого клея и просушиваем разобранный динамик. Осматриваем разобранного пациента на предмет нахождения неисправности. Смотрим на катушку. При отсутствии на ней потёртости и отклеившихся витков — оставляем её в покое. При отклеивании виточка — приклеиваем его обратно тонким слоем клея БФ-2.

Внимательно осматриваем место крепления подводящих проводков к диффузору. Так и есть — у пациента наиболее часто встречающаяся у старых динамиков имеющих большой ход диффузора неисправность. Подводящий проводок в месте крепления перетёрся/переломился. О каком контакте может идти речь, когда всё висит на пропущенной в центр проводка нитке!

Аккуратно отгибаем медные «усики».

. и отпаиваем подводящий проводок.

Повторяем операцию для второго проводка (даже если он ещё жив — болезнь легче предупредить!)

Обрезаем подводящие проводки по месту излома.

. и облуживаем получившиеся кончики (само собой — сначала используем канифоль). Тут необходима аккуратность! Используйте малое количество лёгкоплавкого припоя — припой впитывается в проводок, как в губку!

Аккуратно припаиваем проводок на место, загибаем медные «усики» и проклеиваем клеем (Момент, БФ-2) место прилегания проводка к диффузору. Запоминаем — паять проводок к крепёжным «усикам» — нельзя! Иначе как проводки можно будет поменять снова лет через десять?

Собираем динамик. Ставим диффузор со всем «хозяйством» в диффузородержатель, ориентируя проводки к местам их крепления. Затем проверяем правильность полярности — при подсоединении 1,5В пальчиковой батарейки к выводам, при подключении «+» батарейки к «+» динамика — диффузор будет «выпрыгивать» из корзины. Ставим диффузор так, что бы его «+» подводящий проводок был у обозначения «+» на корзине динамика.

Припаиваем подводящие проводки к контактным площадкам. Обращаем внимание, что длинна проводков уменьшилась почти на полсантиметра. Поэтому паяем их не как было на заводе — к отверстию в пластине, а с минимальным запасом, для сохранения длины.

Центрируем диффузор в его корзине с помощью фотоплёнки (или плотной бумаги), которую помещаем в зазор между керном и катушкой. Главное правило — помещаем центрировку равномерно по периметру, для соблюдения одинакового зазора. Количество (или толщина) центрировки должна быть такой, что бы при небольшом высовывании диффузора наружу он свободно держался на ней и не проваливался внутрь. Для динамика 25ГДН-1-4 для этого достаточно 4-ёх кусочков фотоплёнки, помещаемых попарно друг перед другом. Длинна фотоплёнки должна быть такой, что бы она не мешала, если положить динамик на диффузор. Для чего — читайте ниже. Приклеиваем диффузор. Пользуемся показанием к используемому клею (рекомендую «Момент», главный критерий выбора, что бы клей в дальнейшем можно было растворить растворителем). Я обычно высовываю диффузор на 1-1,5 см вверх, что бы центрирующая шайба не касалась корзины диффузородержателя, затем кисточкой наношу на неё и корзину тонкий слой клея, выжидаю и плотно всовываю диффузор внутрь, дополнительно прижимаю шайбу к корзине по периметру с помощью пальцев. После чего приклеиваю диффузор (в вдвинутом состоянии, не допуская перекоса).

Оставляем динамик в перевёрнутом виде на несколько часов под грузом (вот по этому наша фотоплёнка и не должна выступать за плоскость диффузора!).

После чего проверяем динамик на верность сборки. Достаём центрировку и аккуратно проверяем пальцами ход диффузора. Он должен ходить легко, не издавая призвуков (касанья катушки и керна быть не должно!). Подсоединяем динамик к усилителю и подаём на него низкочастотные тона небольшой громкости. Посторонние призвуки должны отсутствовать. При неправильном приклеивании (допущен перекос и т.д.) -динамик нужно расклеить (смотри выше) и собрать заново, соблюдая аккуратность! При качественной сборке мы в 99% получим полностью рабочий динамик.

Промазываем клеем кромку пылезащитного колпачка, выжидаем и аккуратно приклеиваем его к диффузору. Тут необходима аккуратность и точность — криво наклеенный колпачок не влияет на качество звука, зато очень портит внешний вид динамика. при приклеивании нельзя нажимать на центр колпачка. Он от этого может прогнуться и придётся его отклеивать, выпрямлять, промазывать изнутри тонким слоем эпоксидки для прочности и приклеивать обратно.

Выжидаем, пока полностью произойдёт склейка всех частей (около суток) и ставим готовый динамик на его место. Наслаждаемся звуком, который ничем не хуже, чем у нового заводского аналогичного динамика.

Вот и всё, теперь вы видите, что починить динамик — лёгкое дело. Главное — неторопливость и аккуратность! Так за час не спеша можно починить практически любой НЧ или СЧ динамик отечественного или импортного производства (для расклейки импортных динамиков зачастую требуется более мощный растворитель, например ацетон или толуол, аккуратно — они ядовиты. ) имеющий аналогичный дефект.

Да, после операции у бывшего больного открылось второе дыхание и весёлые жёлтые сабы продолжают делать свой нелёгкий басовый труд:

Ремонт динамика

Любая система воспроизведения звука состоит из электронной и механической части. Электронная часть это усилитель, а механическая – громкоговорители, которые являются основой акустической системы. Они нередко выходят из строя, поэтому ремонт динамиков своими руками избавит владельца акустики от серьёзных расходов. Качественные системы стоят дорого, а отремонтировать их в специализированных мастерских не всегда удаётся. Чтобы разобраться, как восстановить динамик своими руками нужно знать его конструкцию.

  1. Ремонт автомобильных динамиков
  2. Как восстановить динамики
  3. Восстановление динамика
  4. Ремонт эстрадных динамиков своими руками
  5. Ремонт динамика колонки
  6. Ремонт акустических динамиков
  7. Ремонт динамиков своими руками без разбора

Ремонт автомобильных динамиков

Звуковые системы автомобилей состоят из двух или трёхполосных систем коаксиального типа и сабвуфера. Коаксиальный прибор имеет овальную или круглую форму. Его конструктивной особенностью является установка высокочастотной головки или «пищалки» на специальной пластине над диффузором широкополосной акустики. Система занимает мало места, а высокочастотная головка не мешает распространению звуковых волн. Автомобильная акустика подвержена множеству негативных воздействий. Наличие пыли и постоянной вибрации являются причиной отказа автомобильных систем воспроизведения звука.

Читайте также  Как покрасить суппорта на машине своими руками?

Некоторые модели коаксиальных автомобильных колонок состоят из трёх динамиков. Два из которых – высокочастотный и среднечастотный, установлены над низкочастотным динамиком. Чаще всего неисправность возникает в широкополосной головке. Восстановить динамики находящиеся в машине можно. Для этого потребуется несложный инструмент и некоторые навыки. При ремонте овальных динамиков своими руками сначала нужно снять высокочастотный узел.

Для этого необходимо вывернуть центральный винт, находящийся на заднем фланце динамика.
Головка винта обычно заклеена.
Нужно удалить этикетку, тогда будет доступна головка винта.

После того как модуль будет снят нужно аккуратно отпаять подходящие к нему провода. Теперь можно заняться широкополосной головкой. Резиновый подвес диффузора прижимается пластмассовой накладкой. Её нужно поддеть плоской отвёрткой или лезвием ножа и снять с диффузородержателя. Затем отделить резиновый подвес диффузора. Он приклеивается эластичным клеем типа резинового, поэтому подцепить край можно отвёрткой, а затем осторожно отклеивать его руками. Когда край диффузора будет полностью отделён от металлического основания, снимается центрирующая шайба. Сначала от контактной пластины следует отпаять проводки звуковой катушки. Затем очень осторожно отклеить центрирующую шайбу. Её очень легко повредить, поэтому работу лучше выполнять плоской и тонкой отвёрткой.

Когда динамик полностью разобран, можно приступать к поиску дефекта. Неисправность акустической системы определяется на слух в процессе эксплуатации. Звук в колонке становится искажённым, появляются хрипы и треск, особенно на больших уровнях громкости. Иногда полностью пропадают высокие частоты, и звук становится глухим и неразборчивым. В основном ремонт авто динамика своими руками сводится к очистке магнитного зазора широкополосной головки от посторонних включений. Чаще всего в зазор постоянного магнита попадает грязь или пыль.

Для удаления мусора можно воспользоваться пылесосом. Сложнее удалять из зазора металлические частицы. Магнит динамика сильный и пылесос здесь не поможет. При удалении магнитных частиц поможет обычный скотч. Небольшие его полоски вводятся в зазор при помощи тонкой пластинки из текстолита или другого немагнитного материала. Затем они извлекаются вместе с прилипшими частичками.

Эту операцию следует повторить несколько раз. Посмотреть качество работы можно с помощью мощной лампы и лупы. Собирается узел в обратном порядке. Старый клей лучше не удалять, так как это позволит точно установит диффузор. Все склейки можно выполнять обычным клеем «Момент». После установки диффузора нужно рукой проверить насколько хорошо перемещается звуковая катушка в зазоре магнита. Не должно быть никаких механически зацеплений. Катушка должна двигаться без усилий и шорохов. Восстановление и ремонт динамика автомобиля не требует особых знаний, поэтому ремонтировать динамики своими руками сможет каждый.

Как восстановить динамики

Восстановление динамика своими руками во многом зависит от его конструкции и характера неисправности. При эксплуатации акустической системы в головках могут возникнуть следующие дефекты:

  • Электрический пробой катушки
  • Возникновение короткозамкнутых витков
  • Повреждение обмотки
  • Разрыв диффузора
  • Попадание грязи в зазор магнитной системы

Если звук в колонке отсутствует нужно проверить целостность обмотки звуковой катушки с помощью тестера. Сопротивление у звуковых катушек небольшое и тестером можно только убедиться, что обрыва нет. Наличие короткозамкнутых витков в катушке 4 или 8 Ом потребует специальных измерительных приборов. После снятия диффузора и центрирующей шайбы сгоревшую катушку видно сразу.

Если эмалевая изоляция провода сильно потемнела, это говорит о том, что в центре катушки могут быть короткозамкнутые витки и её придётся перематывать. Бывают случаи, когда от сильной вибрации звуковой катушки часть витков отклеивается и колечком спадает с катушки. В этом случае их можно аккуратно вернуть на место с помощью пинцета, а затем проклеить. Ремонт автомобильных динамиков своими руками связан не только с коаксиальными, но и с компонентными устройствами. Такие акустически системы состоят из трёх динамиков и кроссовера. Кроссовер или блок LC-фильтров осуществляет разделение звукового диапазона на три полосы частот, каждая из которой подаётся на свой динамик. Ремонт компонентного динамика не имеет существенных отличий от ремонта других моделей.

Восстановление динамика

Частым дефектом является разрыв диффузора. Ремонт порванного динамика своими руками заключается в его восстановлении. Бывают разные причины повреждения диффузора:

  • Износ из-за продолжительной работы
  • Механические повреждения
  • Отделение звуковой катушки

В результате износа диффузора или воздействия влаги на нём могут появиться разрывы. Это приводит к тому, что звук в акустических системах начинает искажаться. В этом случае ремонт акустического динамика возможен постановкой заплаты на повреждённое место. Несмотря на плотность диффузора для его реставрации нужно использовать мягкую бумагу типа газетной. Офисная бумага формата А4 для этой цели не подойдёт. Для проклейки заплаты используется эластичный клей. Это может быть ПВА или ему подобный. Клеем промазывается обратная сторона диффузора в месте разрыва. Затем небольшой прямоугольник мягкой бумаги промазывается клеем и накладывается на разрыв с обратной стороны. Бумагу нужно аккуратно приглаживать, используя круглый и гладкий предмет.

Если разрыв большой, то полоски бумаги наклеивают так, чтобы они перекрывали друг друга и заходили на неповреждённый сегмент диффузора. После выравнивания и разглаживания накладывается второй слой бумажных полосок. С внешней стороны место трещины промазывается клеем. Излишков клея быть не должно, поэтому диффузор протирается мягкой тряпкой. Готовая конструкция должна просыхать не менее суток. После полного высыхания проверяется качество заклеивания и свободное перемещение диффузора. Если место склейки получилось тоньше чем остальной материал, то процедуру проклейки нужно повторить. Разная толщина приведёт к тому, что в этом месте снова образуется надрыв. Последняя проверка качества заключается в подаче на динамик музыкального фрагмента с выхода усилителя. Лучше всего прослушать отрывок из симфонического произведения, так как там присутствует почти весь частотный диапазон. Ремонт динамиков автомобиля выполняется по аналогичной схеме.

Ремонт эстрадных динамиков своими руками

В аппаратуре для усиления звука, которая используется на концертных площадках, используются мощные широкополосные динамики. По своей конструкции они немного отличаются от обычных моделей. Поскольку они рассчитаны на мощность в десятки и сотни ватт, то имеют более плотный диффузор, закреплённый на упругой резиновой подвеске. Ремонт аудио динамиков включает в себя восстановление звуковой катушки и ремонт диффузора.

Ремонт динамика колонки

При ремонте НЧ динамиков своими руками нужно знать, как его разобрать, чтобы не повредить акустическую систему. Все работу нужно выполнять строго последовательно. Сначала удаляется пылезащитный колпачок. Поскольку он приклеен клеем на синтетической основе, то для его растворения применяется ацетон или другой органический растворитель. Нужно аккуратно увлажнять растворителем ободок колпачка до тех пор, пока его нельзя будет удалить.

Затем нужно отпаять провода, идущие от звуковой катушки на контактную панель. После этого обрабатывать ацетоном края защитного кольца и резиновой подвески. После некоторого времени диффузор отклеится. После этого осторожно подрезается центрирующая шайба и диффузор вместе со звуковой катушкой можно вынуть из магнитной системы.

Ремонт акустических динамиков

При ремонте акустических динамиков своими руками самым сложным процессом будет перемотка звуковой катушки. Это трудоёмкая и тонкая работа. После того как диффузор вместе с катушкой будет снят с корпуса, нужно аккуратно смотать сгоревший или порванный провод. Витки можно не считать, чтобы не сбиться. Достаточно измерить длину смотанного провода и замерить микрометром его диаметр, чтобы подобрать аналогичный кусок. Для намотки катушки нужно использовать оправку соответствующего диаметра, на которую надевается звуковая катушка. Так можно избежать сминания бумажного каркаса. Звуковая катушка наматывается строго виток к витку. Для фиксации лучше всего использовать клей БФ-2.

Поле полного высыхания катушки узел можно собирать. При наличии небольшого опыта ответ на вопрос можно ли восстановить динамики будет положительным.

Ремонт динамиков своими руками без разбора

У динамиков, которые встроены в акустические системы, могут случиться не только внутренние дефекты, но и внешние. Чаще всего это ослабление крепления динамиков к передней панели акустических систем. Это вызывает посторонние шумы в колонках и нарушение акустической картины. Особенно часто это происходит в звуковых системах автомобиля. Если разболталось крепление нужно снять фальш панель и подтянуть все соединения. Если пропал звук в колонках, это часто связано с обрывом проводов, идущих от усилителя к динамикам. Поэтому прежде чем вскрывать акустический модуль нужно проверить его работоспособность.

Ремонт динамика: методы устранения неисправностей

Ремонт динамика и подробное описание методов устранения неисправностей динамических излучателей собственными руками в домашних условиях, доступными средствами. Поэтому, не нужно торопиться избавляться от динамиков и сабвуферов, которые начали хрипеть или издавать посторонние звуки, а лучше попытаться самостоятельно восстановить их.

В этой статье речь пойдет о подопытном экземпляре звуковой колонки S-30 10АС-222 Рижского радиозавода. До этого момента она работала у меня в качестве сабвуфера в автомобиле. Но в какое то время это раритет стал капризничать и издавать посторонние звуки, то есть немного похрипывая.

Читайте также  Как заделать трещину на бампере своими руками?

После того, как я снял крышку корпуса колонки и извлек низкочастотный динамик, то им оказался 25ГДН-1-4, выпущенный в 1986 году. Даже особо не обследуя его, сразу стало понятно, что требуется ремонт динамика, так как даже при нежном надавливании на диффузор был слышен характерный скрежет катушки. Поэтому, дальше его исследовать и прозванивать различными приборами, просто не имело смысла.

В первую очередь я отпаял у громкоговорителя провода «косички» выведенные от катушки на клемму, которая закреплена на корзине

Далее, набрал в шприц растворитель 646, затем через иглу смочил по кругу место склейки колпачка с диффузором

а, также место прилегания центрирующей шайбы динамика к диффузору

тоже самое проделал в месте, где диффузор крепится к корзине

Теперь нужно было оставить смоченные компоненты динамика минут на двадцать, периодически смачивая те же самые места склейки, чтобы удерживающие клеевые соединение хорошенько размягчились.

Внимание! Выполнять все выше описанные действия с растворителем необходимо помнить, что это легко воспламеняющая жидкость и работая с ней нужно строго выполнять меры безопасности, которые указаны на этикетке растворителя.

Соблюдайте аккуратность во время смачивании деталей динамика, а именно, шприцом следует доставлять растворитель в места склейки малыми порциями, чтобы он не попал на то место, где приклеена катушка.

Учитывая, какой растворитель будет применен, если сильный, то уже где то минут через 15 можно будет уже пробовать отделять склеенные детали. Для этого может подойти канцелярский нож, им очень удобно отделять колпачок от диффузора и т.д. Если вдруг защитный колпачок плохо отделяется, то нужно еще раз будет смочить место склейки растворителем.

Когда пылезащитный колпачок будет снят, нужно удалить оставшийся растворитель возле оправки катушки

Пока снимался колпачок, то за это время должен был размягчится клей удерживающий центрирующуя шайбу. Также, осторожно ножом поддеваем ее и отделяем от корзины.


На этом шаге, нужно очистить все места где был старый клей и феном высушить динамик. Теперь нужно найти причину, из-за которой он перестал нормально работать. Если катушка не имеет явных следов трения, тоесть нет нарушенного слоя лака на проводе и никакой из витков не отклеен — значит она в порядке. В случае, если есть отклеившейся один или несколько витков, тогда нужно с помощью клея БФ-2 приклеить их на свое место.


В моем случае была проблема с гибким проводом-косичкой. Когда я внимательно посмотрел на место подсоединения их к диффузору, то обнаружил образовавшуюся неисправность. «Косичка», подходящая к диффузору, вследствии долгого времени использования громкоговорителя, почти совсем перетерлась, удерживалась на одной жилке. Естественно, контакт был никакой.

Осторожно разгибаем медный «хомутик» фиксирующий провод…

…и отпаиваем акустическую «косичку».

На вский случай делаем тоже самое со второй «косичкой» ( после стольких лет использования динамика — она тоже не надежна).

Обрезаем провод в том месте, где он поврежден…

… теперь нужно залудить самый кончик провода, залуженный участок по длине должен быть таким, как ширина зажима на диффузоре — не более. Тоесть, весь участок провода до зажима должен быть абсолютно гибким. Конечно, наилучшим вариантом было бы заменить все «косичку» на новую, чтобы ее длина соответствовала «родной». К тому же новая — есть новая.

Следующий шаг — паяем «косичку» на свое место, фиксируем его зажимом, но лепестки зажима не паяем, а теперь еще дополнительно нужно приклеить этот акустический проводок к диффузору.

Ремонт динамика и последующая сборка

Устанавливаем восстановленный диффузор в корзину громкоговорителя, при этом выводы акустических проводков должны совпасть с клеммами, на которые они крепятся. Теперь нужно определить полярность динамика. Для этого берем батарейку на 1,5v и подключаем ее к выводам динамической головки.

Если при этом диффузор сделает движение наружу, то такое подключение правильное, а если он будет втягиваться во внутрь, то это обратная полярность. Тем самым вы определите какой вывод у динамика является «+», а затем его уже припаиваем к клемме с соответствующим обозначением на корзине.

Чтобы сохранить оригинальную длину подводящих проводов, которые при ремонте быль укорочены, сейчас их нужно паять не заводя провод в отверстие на пластине, а прямо к клемме, чтобы было без натяжения.

На этом шаге нужно сделать центровку катушки относительно магнитного зазора с помощью клиньев из тонкого электрокартона или фотопленки, которые устанавливаем зазор между катушкой и керном. При этом нужно строго соблюдать одно неприменное условие — при помещении клиньев в зазор должна быть обеспечена абсолютная симметричность относительно 3 точек.

Ремонт динамика. Центровка катушки с помощью клиньев

На примере динамического излучателя 25ГДН-1-4 достаточно 4 клиньев из тонкого картона, установленных по две пары напротив друг друга. Длинна такого клина подбирается таким образом; если положить динамик на стол диффузором вниз и при этом клинья не мешают, значит все нормально. Далее клеим диффузор.

В моем случае я делал так: выдвигал мембрану динамика вверх примерно на 15 мм, так, чтобы шайба центровки не ложилась на корзину, далее брал маленькую кисточку и наносил клей на нее и корзину. Немного подождал, а затем продвинул диффузор во внутрь и пальцами аккуратно прижал шайбу к корзине по всей окружности. Далее, в выдвинутом положение сажаю на клей диффузор, при этом контролируя, чтобы не перекосило.

После этого я перевернул динамик, положил сверху груз и оставил его часа на три, чтобы клей полностью схватился.

«Горячая» центровка

После всех выполненных действий, нужно проверить громкоговоритель на предмет корректной сборки. Проверка достаточна простая, просто слегка нажимаем сверху на мембрану и слушаем ход поршня. При это его движение должно быть легким, без всяких скрежетаний.

Теперь настала очередь проверить громкоговоритель на звук. Подключаем его к выходу усилителя и подаем слабый сигнал низкой частоты, при этом посторонних звуков не должно быть, только НЧ тон. После этого устанавливаем пылезащитный колпачок на место.


На этом заключительном этапе нужно оставить восстановленный динамик примерно на сутки, чтобы все склеенные детали надежно схватились. И только после этого готовый громкоговоритель можно будет устанавливать на свое законное место. Таким образам можно собственноручно отремонтировать поврежденный динамический излучатель, который был уже кандидатом на свалку.

Что делать если громкоговоритель издает хрипы? Собственноручный ремонт динамика

Сделай сам своими руками О бюджетном решении технических, и не только, задач.

Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть8

Как отремонтировать динамик самому? FAQ Часть8

Здесь Вы найдёте описание процесса восстановления высокочастотной динамической головки с иллюстрациями.

Самые интересные ролики на Youtube

Навигация по FAQ-у.

  1. Read Me.
  2. Как устроена динамическая головка?
  3. Какие бывают неисправности динамиков?
  4. Как выявить неисправный элемент динамика без разборки?
  5. Как заменить гибкие выводы?
  6. Как разобрать головку громкоговорителя?
  7. Как удалить металлические опилки из магнитного зазора?
  8. Как изготовить шаблон-оправку для намотки катушки динамика?
  9. Как собрать простой станок для перемотки динамиков?
  10. Как вклеенную в диффузор гильзу установить на оправку?
  11. Как рассчитать и изготовить гильзу при ремонте динамика?
  12. Как рассчитать диаметр провода при перемотке динамика?
  13. Как намотать катушку динамика?
  14. Как приклеить гильзу и центрирующую шайбу к диффузору?
  15. Как собрать и отцентровать динамик?
  16. Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?
  17. Дополнительные материалы.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

Как отремонтировать ВЧ динамик (пищалку)?

Ремонт пищалок отличается от ремонта ВЧ и НЧ динамиков хотя бы уже потому, что у пищалок нет центрирующей шайбы. Поэтому разборка пищалок даже с бумажным диффузором отнимает намного меньше времени, чем разборка СЧ и НЧ динамиков.

Часто в высокочастотных динамиках вместо картонного диффузора используется мембрана, изготовленная из синтетических материалов. Мембрана имеет купольную форму и вместе с подвесом представлять собой монолитную конструкцию.

Такая конструкция обеспечивает минимальный вес и максимальную жёсткость подвижной системы, что необходимо для воспроизведения высоких частот.

Из-за очень малого хода подвижной системы, значительно упрощается процесс центровки ВЧ головок. А в большинстве пищалок с мембраной купольной конструкции центровка и вовсе обеспечивается самой конструкцией динамической головки.

В большей части пищалок, роль гибких выводов исполняют выводы катушки, поэтому их укладке следует уделить максимальное внимание. Одним из часто встречающихся дефектов как раз и является обрыв этих выводов. Особенно это касается пищалок большой мощности, у которых, как правило, и ход подвижной системы больше.

Другим частым дефектом является повреждение катушки, что иногда влечёт за собой даже разрушение гильзы. Причиной этого, чаще всего, бывает перегрузка динамика.

Читайте также  Как перетянуть обшивку дверей автомобиля своими руками?

Дело в том, что ВЧ головки имеют сравнительно небольшую мощность. Например, в 100-Ваттной трёхполосной АС, ВЧ динамик может быть рассчитан на синусоидальную мощность всего в 6-10 Ватт. Если такая АС подключена к 100-Ваттному усилителю, а пользователь при помощи темброблока или эквалайзера направит в ВЧ головку даже половину всей мощности усилителя, то ВЧ динамику только и останется, что пискнуть в последний раз.

Для написания этого раздела, друг снабдил меня парой неисправных ВЧ динамиков 4ГДВ-1. Динамики эти вышли из строя из-за перегрузки, а в катушках при этом произошло межвитковое замыкание.

Я сделал несколько фотографий во время восстановления этих динамиков и попытался прокомментировать каждую из них.

Разборку я начал с удаления раструба, который крепился на пластмассовых защёлках.

Лучше всего поддаются ремонту пищалки, у которых диффузор крепится к корпусу винтами.

После демонтажа четырёх винтов М3, стало возможным отделить от корпуса центрирующий пластмассовый фланец и освободить подвижную систему динамика.

Но, не всегда это сделать так же просто. Иногда подвес подклеивают к элементам корпуса и тогда отделять подвижную систему нужно с максимальной осторожностью.

В других случаях, подвес смазывают какой-нибудь густой смазкой, чтобы предотвратить возникновение лишних вибраций при недостаточно плотно прижатом подвесе.

В динамике этой конструкции не предусмотрены отдельные гибкие выводы и их функции выполняют выводы катушки.

Для повышения надёжности, выводы катушки закреплены узкой бумажной лентой.

Во фланце имеются углубления, в которые укладываются выводы катушки.

На этой картинке видно, что выводы катушки проходят через пазы.

Перемотка катушки ВЧ динамика производится точно так же, как и динамиков других частотных диапазонов.

Правда в коллекции моих шаблонов не оказалось оправки нужного размера, и я изготовил шаблон из электролитического конденсатора подходящего диаметра. Как это сделать, подробно описано здесь.

Но, если у вас не очень хорошее зрение, то придётся использовать дополнительную оптику. Диаметр провода, используемого для намотки катушек ВЧ динамиков обычно меньше 0,1мм.

В частности, катушка динамика 4ГДВ-1 намотана проводом диаметром всего 0,08мм. Я в таких случаях использую бинокулярные очки с дополнительными насадочными линзами.

Бумажная лента, крепящая выводы катушки, оказалась приклеенной 88-ым клеем. Чтобы не повредить гильзу, я при удалении старой катушки размочил клеевое соединение только в тех местах, где должны были быть проложены выводы катушки.

После укладки выводов, я сомкнул концы ленты и проклеил их клеем БФ.

В некоторых пищалках выводы катушки подклеиваются к подвесу. Это предотвращает возникновения паразитного резонанса, который может ускорить разрушение выводов. При этом нужно использовать наиболее эластичные клеи, такие как «Резиновый», «Эластосил» и подобные.

Сборка динамика производится в обратном порядке и не представляет трудностей, так как центровка подвижной системы обеспечивается самой конструкцией динамика.

Перед окончательной сборкой можно проверить фазировку динамика, так как, при столь малом ходе подвижной системы, сделать это после сборки сложнее.

При правильной фазировке подвижная система должна «выпрыгнуть» из корпуса.

Зачистить от лака выводы катушки можно при помощи теблетки Аспирина. Здесь я уже рассказывал, как это можно сделать, а здесь показывал.

Страницы 1 2 3 4 5 6 7 8

Комментарии (59)

Страниц: « 1 2 3 4 5 [6] Показать все

Сделал пост в форуме. И выложил фото.

Александр, спасибо за фото! Я уже ответил.

Александр, «родная» намотка этого динамика выполнена проводом диаметром 0,1 мм по лаку.
Если при этом диаметр меди 0,08 мм, то по моим расчетам выходит общее чисто витков 37. Так оно примерно и есть. Фотографию сделать не могу, но хорошо рассмотрел намотку через линзу. Первый слой 20 витков, второй 16.
Зайдем с другой стороны. Высоту намотки нечем замерить с хорошей точностью, но она чуть больше 2 мм (примерно 2,2 мм). То есть, 32 витка никак не могут поместиться в одном слое.
И для справки, может, кому-нибудь пригодится: высота магнитного зазора 3,5 мм.

Евгений, не совсем понял откуда у вас эти данные?
На фотографии ясно видно что длина катушки 3 мм. А при увеличении фотографии можно легко посчитать количество витков, их там ровно 32.

Александр, данные с моего динамика, специально только что разобранного.

Ремонт динамиков автомобиля

Истории наших читателей

«Гребаный таз. «

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

Да, морально то я созрел, а вот финансово никак не мог потянуть. Сразу скажу, что я против кредитов и брать машину, тем более не новую, в кредит это неразумно. Зарплата у меня 24к в месяц, так что насобирать 600-700 тысяч для меня практически нереально. Начал искать различные способы заработка в интернете. Вы не представляете сколько там развода, чего только не пробовал: и ставки на спорт, и сетевой маркетинг, и даже казино вулкан, в котором удачно проиграл около 10 тысяч(( Единственным направлением, в котором мне, казалось, можно заработать — это торговля валютой на бирже, это называют форексом. Но когда начал вникать, понял что это оочень сложно для меня. Продолжил копать дальше и наткнулся на бинарные опционы. Суть та же, что на форексе, но разобраться намного проще. Начал читать форумы, изучать трейдерские стратегии. Попробовал на демо счете, потом завел реальный счет. Если честно начать зарабатывать удалось не сразу, пока понял всю механику опционов, слил около 3000 рублей, но как оказалось это был драгоценный опыт. Сейчас зарабатываю 5-7 тыс. рублей в день. Машину удалось купить спустя пол года, но как по мне это неплохой результат, да и дело не в машине, у меня изменилась жизнь, с работы естественно уволился, появилось больше свободного времени на себя и семью. Будете смеяться, но работаю прямо на телефоне)) Если ты хочешь изменить свою жизнь как я, то вот что советую сделать прямо сейчас:
1. Зарегистрируйтесь на сайте
2. Потренируйтесь на Демо-счете (это бесплатно).
3. Как только что-то будет получаться на Демо-счете, пополняйте РЕАЛЬНЫЙ СЧЕТ и вперед, к НАСТОЯЩИМ ДЕНЬГАМ!
Также советую скачать приложение на телефон, с телефона работать намного удобнее. Скачать тут.


В один прекрасный день у меня в машине за хрипел (рипел) динамик я решил его просто заменить на новый. После того, как я узнал, что хорошие динамики стоят не дешево, я решил попробовать самостоятельно отремонтировать старый динамик. Чтобы отремонтировать и убрать хрипы динамика нам понадобится:

  1. Отвертка
  2. Ацетон
  3. Двухсторонний скотч
  4. Фото плёнка
  5. Нож
  6. Батарейка 3v
  7. Клей для резины (например, «Момент»)
  8. Шприц
  9. Ножницы
  10. Кусочек ватмана

Размачиваем верхнюю резинку и нижний диффузор от клея. Для этого используем наполненный ацетоном шприц.

Отдираем верхнюю мембрану острым ножом, при этом постепенно смачиваем ацетоном. Точно также поступаем и с нижним диффузором.

Отпаиваем контакты с помощью паяльника.

Откручиваем центральный болт и аккуратно всё извлекаем.
Если обмотка катушки не целая, тогда нужно обратиться к перемотчикам.

Протираем катушку от металлических капелек и мусора.

Нужно притереть во круг сердечника. Для этого используем двухсторонний скотч. Наклеиваем его на кусочек узкого картона и пробуем собирать грязь внутри.
Нужно проверить, чтобы сердечник был строго по центру. Нужно четко отцентровать катушку при установке.
По этому при установке нам помешает верхний динамик, который тоже нужно отпаять.

У меня динамик шуршал из-за того, что внутренняя часть катушки задевала за сердечник. (на фото хорошо виден след).

Отцентровываем с помощью фото пленки. Пленкой нужно обвить сердечник так, чтобы она была не больше и не меньше его.
Аккуратно укладываем её туда так, чтобы потом можно было ее достать.

Отчищаем поверхности от клея и наносим новый слой клея. Сперва на нижнюю часть, где находится мембрана, опускаем ее и еще раз проверяем центровку с помощью батарейки. При смыкании контактов мембрана должна втянуться.

Оставляем сохнуть клей и проверяем, чтобы мембрана была прижата. Мембрану не трогаем, чтобы не сбить центровку.

Далее заклеиваем верхнюю часть. Наносим клей и прижимаем на сутки. Я для этого использовал блюдце, идеально подошедшее по диаметру, банку с краской и цветок жены 🙂

После подсыхания достаем фото пленку и проверяем, чтобы не было задеваний при нажатии.
После спаиваем все обратно.

В результате я сэкономил на акустике 2600р.