Как ехать на летней резине в гололед?

Что делать, если вы попали на снежную трассу с летней резиной?

Поездка на автомобиле далеко не всегда приносит комфорт и удовольствие. Часто случается так, что приходится справляться с неприятными ситуациями, которые вполне могут вывести вас из равновесия. Речь идет в особенности о зимней поездке, полной сюрпризов и различных особенностей эксплуатации. Можно использовать самые различные методы управления машиной, но если технически транспорт не готов к предложенным условиям поездки, то ничего хорошего из вождения не получится. Самым важным индикатором подготовки к зиме является первый серьезный снегопад. Если в этом случае машина обута в летнюю резину, ничего хорошего вас на дороге не ждет. Но случаются такие ситуации, что ехать просто необходимо, и выхода из этого нет совершенно никакого.

Если вы решили отправляться в путь на летней резине, стоит взвесить все за и против. Не всегда выгоднее поддаться порыву уверенности в своих силах. Если в поездке что-то случиться с автомобилем, придется платить немало денег за его восстановление. Порой проще оставить машину где-нибудь на ближайшей стоянке, а самому отправиться на такси или другом общественном транспорте. Так что выходы можно найти из всех ситуаций. Если же вы все же решитесь поехать на автомобиле в непредвиденных условиях заснеженной дороги на летней резине, прочтите рекомендации ниже и представьте себе картину возможных происшествий. Вполне вероятно, что эта поездка превратиться для вас не в самое приятное приключение. Впрочем, всегда можно выйти сухим из воды, если навыки вождения у вас достаточно качественные. Давайте рассмотрим основные возможности обхитрить ситуацию в таком случае.

Выбор условий вождения зимой на летней резине

Сразу скажем, что мы не призываем вас ездить на летней резине в зимнее время. Это противозаконно, опасно, а также это влечет за собой штраф за несоответствие оборудования автомобиля сезонным условиям эксплуатации. Так что оптимальным решением проблемы будет именно смена резины на зимнюю. Если же вы этого сделать не успели по каким-то причинам и попали в неприятную ситуацию, стоит придерживаться таких условий выбора маршрута:

  • лучше ехать по широким центральным улицам, которые исправно чистят и нормально посыпают различными химикатами для получения оптимальных условий поездки транспорта;
  • не следует сворачивать на улицы, которые не чистили, вполне возможно, что впереди вас ждет снежный занос или обильное количество снега, с чем летняя резина никак не справится;
  • освещенные и нормально просматриваемые дороги станут преимуществом, так как при отсутствии обзора вы можете попасть в нерасчищенные снежные заметы и застрять в них;
  • чем прямее будет ваш маршрут, тем меньше шансов застрять на повороте — именно во время поворота задние колеса часто затрудняют передвижение по скользкой поверхности;
  • во дворе и проулки не стоит заезжать — лучше оставить автомобиль на безопасной обочине, чтобы не застрять посреди двора без возможности найти помощь для освобождения авто из плена.

Вот такие условия стоит выбирать при поездке на автомобиле зимой с сомнительной подготовкой. Впрочем, те самые советы можно дать владельцам автомобилей с очень плохой китайской резиной. В этом случае у вас всегда есть шанс попасть в те самые неприятности, что и на летних шинах. Используйте безопасные маршруты и подыщите для себя вполне адекватное место стоянки (что при сильном снегопаде также бывает большой проблемой).

Основные приемы и методы вождения авто в снегопад на летней резине

Эти приемы касаются не только владельцев авто с летними шинами. Речь идет обо всех автомобилистах, которые вынуждены справляться со сложными условиями зимней эксплуатации машины. Стоит придерживаться основных правил, а иногда даже осознанно превышать меры безопасности. Давайте рассмотрим несколько важных пунктов привычек вождения для зимы, которые особенно важны для автомобилистов с летней резиной зимой. Это следующие рекомендации:

  • держите дистанцию — в такой сложной ситуации дистанция должна быть очень большой, речь идет о нескольких десятках метров даже в пробке, где движение очень плотное и медленное;
  • держите автомобиль на повышенных оборотах двигателя и пониженных передачах, чтобы иметь возможность тормозить двигателей, при торможении понижайте передачи КПП;
  • не превышайте разумных лимитов скорости — тормозной путь в данном случае непредсказуем, поэтому везде нужно брать определенные запасы на торможение в вашем авто;
  • разумным решением будет перестроение в первый ряд и включение аварийной сигнализации, чтобы у окружающих водителей не возникало никаких трудностей движения;
  • тормозить стоит отрывистыми мелкими и нежными нажатиями на педаль, иначе колеса блокируются, и толку от вашего торможения не будет никакого, это важный момент для зимней дороги.

Все эти особенности вождения дают ряд преимуществ для водителя, позволяют преодолеть неприятности в пути. Конечно, есть множество важных особенностей эксплуатации вашего автомобиля. Но стоит признать, что в зимнее время в такой ситуации лучше поберечь себя и окружающих водителей, снизив скорость и интенсивность движения. Иначе придется однозначно получить неприятности в виде неуместных ДТП и разбитых автомобилей.

Как можно в полевых условиях улучшить летнюю резину?

Вопрос о том, как можно сделать машину лучше в полевых условиях, очень сложен. Дело в том, что в большинстве случаев все данные ранее советы подходят для города. Это место, где вы всегда можете рассчитывать на помощь добрых людей в случае попадания в неприятные ситуации. Если же в неприятности вы попадете на пустынной заснеженной трассе, проблемы будут однозначно. Существует несколько возможностей сделать поездку более уверенной:

  • приобрести цепи противоскольжения и натянуть их на летнюю резину — это поможет создать дополнительные возможности снижения рисков при поездке по зимней трассе;
  • в городе можно использовать также услуги шиномонтажа, где часто продают подержанную резину — это будет недорогим решением проблемы с вашими летними шинами;
  • порой выгоднее даже приобрести зимнюю резину и поставить ее на машину, а затем начать движение — если такой подход предотвратит аварию, выгода будет очевидной;
  • не стоит верить ни одному другому приспособлению, которое обещает сделать вашу летнюю резину зимней — все это просто способ для компаний заработать много денег;
  • никаких манипуляций с самой резиной проводить не стоит — любое вмешательство только усугубит ситуацию, так что нарезание глубокого протектора и прочие идеи стоит отбросить.

Улучшение условий эксплуатации транспорта — это сложная задача. Неоднократно приходилось слышать истории о том, как люди покупали отличные зимние шины именно в момент выпадения первого снега. И это спасало их от неприятных ситуаций и аварий. Наверное, именно такое решение проблемы будет оптимальным. Если же такой возможности нет, нужно хотя бы приобрести на ближайшей заправке с магазином цепи противоскольжения.

Какие последствия вождения зимой с летней резиной

Чтобы у вас не создавалось впечатление о том, что с данными выше советами можно вообще не покупать зимнюю резину, приведем несколько доводов о том, почему она все-таки нужна. Стоит помнить об опасностях зимней дороги. Все это оказывается достаточно важным фактором эксплуатации авто в наше время. Вокруг постоянно ездят очень дорогие авто, и одна царапина на их кузове порой может стоить дороже недорогого автомобиля. Причины для покупки зимней резины следующие:

  • вы обезопасите себя от новых штрафов, которые разработаны для любителей летней резины в зимнее время, на сегодняшний день он не действует, но возможность присутствует;
  • неприятные моменты экстренного торможения каждый раз будут напоминать вам о том, что стоит сменить резину и поставить качественные зимние шины с нормальным торможением;
  • если вы столкнетесь с другим авто, то с большой вероятностью именно вы будете виновником, так как летняя резина зимой все же является нарушением ПДД России;
  • стоит всегда помнить о реальной вероятности проблем с достаточно дорогостоящими машинами, которые даже объем страховки ОСАГО не покрывает при небольшом повреждении;
  • вероятность попасть в неприятную ситуацию резко возрастает, ваше авто становится зависимым от погодных условий и вряд ли сможет порадовать автономностью поездки.
Читайте также  Плюсы и минусы низкопрофильной резины для машины

Все это создает особенности довольно сложные для владельца машины. Стоит признать, что именно это останавливает многих владельцев транспорта от использования той самой летней резины в зимнее время. Но есть среди нас и те, кто убежден в одинаковой природе шин для летней и зимней эксплуатации. И здесь мы авторитетно может заявить, что это несправедливое и ложное утверждение. Хорошие шины для зимы сильно отличаются от летних решений для эксплуатации вашего авто. Предлагаем посмотреть сравнение летней и зимней резины на снегу:

Подводим итоги

Повышение стоимости всего, что связано с автомобилями, является непростым моментом для владельцев транспортных средств. Приходится искать деньги каждый раз, когда нужно сделать любое действие с автомобилем. Сегодня вопрос зимней резины оказывается достаточно сложным для автомобилистов, так как является финансово непростым. Стоимость хороших шин переваливает за все разумные пределы. Но покупка некачественной китайской или отечественной резины не спасает ситуацию. Все равно приходится обращать внимание на европейские или японские покрышки.

В последнее время спасет корейский рынок резины, который значительно увеличил качество производства и оставляет стоимость ниже японских вариантов. Это и является тем выходом, который можно предпринять из сложной ситуации. Также обратите внимание на бюджетные бренды огромных корпораций. Сегодня таких великое множество, а качество их продукции оказывается просто великолепным. Поэтому найти выход можно всегда — ездить зимой на летней резине не стоит, это неуважение к себе, своему имуществу, а также всем, кто вас окружает на дороге.

Пережить «день жестянщика». Как ездить в гололед на летней резине?

Первый снег плох тем, что быстро тает на теплой еще земле с образованием скользкой тягучей субстанции, состоящей из воды, мокрой снежной каши и укатанного льда. Справиться с ней могут только шиповки, однако в начале ноября они есть далеко не у каждого, и передвижение машин на дороге напоминает неуклюжую ходьбу коров по льду.

Поведение автомобиля на скользкой дороге разительно отличается от того, как он ездит по сухому асфальту. Летняя резина затвердевает и теряет эластичность. Гололедица в разы снижает коэффициент сцепления колес с поверхностью. В итоге при нажатии на тормоз автомобиль тут же блокирует колеса и катится вперед, как на санях. Со скорости в 50 км/ч иногда он может скользить свыше 40 метров, а с 80 км/ч — больше 70 м.

Поэтому при движении необходимо держать дистанцию. Примерно 30 метров до впереди идущего автомобиля должно хватить, чтобы в случае опасности избежать столкновения. Ну а чтобы сократить тормозной путь у автомобилей с летними покрышками в гололедицу, рекомендуется применять замедление двигателем.

Если у вас ручная коробка передач, то движение в сильный гололед значительно упрощается. Если всегда ехать на второй или на третьей передаче, то автомобиль не будет испытывать больших трудностей с замедлением. При отпускании газа снижение скорости происходит не из-за трения покрышек о поверхность льда, а благодаря внутреннему сопротивлению подвижных частей силового агрегата при оборотах вала в 3-4 тысячи в минуту.

При торможении двигателем колеса всегда продолжают вращаться. В действие вступает интересный физический эффект. Трение покоя протектора колеса не будет переходить в трение скольжения, которое всегда меньше, отчего так часто машина с заблокированными колесами не может удержаться на дороге. При резком сбрасывании газа колеса не блокируются колодками, и управляемость машины сохранится.

Торможение двигателем также помогает сохранить устойчивость машины на поверхностях с разными сцепными свойствами. Другими словами, торможение мотором позволяет сохранить управляемость и сокращает тормозной путь даже для машин на летних шинах.

Торможение мотором на автомате

Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то тормозить мотором он будет хуже, так как существенную часть момента сглаживает гидротрансформатор. Хотя эффект не пропадет. Автоматическую коробку нужно только перевести в ручной режим и принудительно включать пониженные передачи. Кроме того, в современных кроссоверах для езды по скользким покрытиям есть специальные программы, которые удерживают трансмиссию на пониженных ступенях. Также в автоматических коробках есть режим «Спорт», который тоже удерживает мотор на 3 тысячах оборотов и позволяет осуществлять эффективное замедление на скользкой поверхности под сброс газа.

Уметь выждать время

В гололед автомобиль плохо слушается руля. Передние ведущие колеса проскальзывают при повороте, и машина реагирует на команды с задержкой. Поворачиваешь руль — а автомобиль еще мгновение едет вперед и только потом плавно реагирует на команды. Управление становится нечетким, ватным, аморфным. И это верный признак того, что пора сбросить скорость.

На скорости свыше 60 км/ч при резком маневре машина может заскользить настолько, что среагирует на команды только через пару секунд. За это время водитель может испугаться, запаниковать и так выкрутить руль, что колеса окажутся сильно вывернутыми в сторону, как два плуга. Колеса упираются в поверхность, машина все-таки сбрасывает скорость и перестает скользить. А дальше она едет ровно туда, куда указывают колеса, то есть в кювет или на соседнюю полосу. Создается ощущение, что какая-то неведомая сила выбрасывает машину с дороги.

В общем, паниковать в такой ситуации недопустимо. Даже при продолжительном скольжении автомобиль все равно цепляется ведущими колесами за покрытие дороги и рано или поздно начинает поворачивать. А от водителя требуется поддерживать ровно такую скорость, чтобы исключить снос при рулении.

Чтобы понять, какая скорость безопасна, можно время от времени кратковременно притормаживать и проверять, как ведут себя летние колеса в гололед. Если они блокируются от легкого нажатия и тут же вступает в действие АБС, то надо снизить темп до 40-50 км/ч. Обычно на летних шинах зимой лучше не разгоняться в снег и гололед свыше 50 км/ч. За этим пределом автомобиль с задубевшими летними покрышками очень плохо слушается руля.

Пережить «день жестянщика». Как ездить в гололед на летней резине?

Первый снег плох тем, что быстро тает на теплой еще земле с образованием скользкой тягучей субстанции, состоящей из воды, мокрой снежной каши и укатанного льда. Справиться с ней могут только шиповки, однако в начале ноября они есть далеко не у каждого, и передвижение машин на дороге напоминает неуклюжую ходьбу коров по льду.

Поведение автомобиля на скользкой дороге разительно отличается от того, как он ездит по сухому асфальту. Летняя резина затвердевает и теряет эластичность. Гололедица в разы снижает коэффициент сцепления колес с поверхностью. В итоге при нажатии на тормоз автомобиль тут же блокирует колеса и катится вперед, как на санях. Со скорости в 50 км/ч иногда он может скользить свыше 40 метров, а с 80 км/ч — больше 70 метров.

Поэтому при движении необходимо держать дистанцию. Примерно 30 метров до впереди идущего автомобиля должно хватить, чтобы в случае опасности избежать столкновения. Ну а чтобы сократить тормозной путь автомобилей с летними покрышками в гололедицу, рекомендуется применять замедление двигателем.

Если у вас ручная коробка передач, то движение в сильный гололед значительно упрощается. Если всегда ехать на второй или на третьей передаче, то автомобиль не будет испытывать больших трудностей с замедлением. При отпускании газа снижение скорости происходит не из-за трения покрышек о поверхность льда, а благодаря внутреннему сопротивлению подвижных частей силового агрегата при оборотах вала в 3-4 тысячи в минуту.

Читайте также  Нужна ли шипованная резина на Ниву?

При торможении двигателем колеса всегда продолжают вращаться. В действие вступает интересный физический эффект. Трение покоя протектора колеса не будет переходить в трение скольжения, которое всегда меньше, отчего так часто машина с заблокированными колесами не может удержаться на дороге. При резком сбрасывании газа колеса не блокируются колодками, и управляемость машины сохранится.

Торможение двигателем также помогает сохранить устойчивость машины на поверхностях с разными сцепными свойствами. Другими словами, торможение мотором позволяет сохранить управляемость и сокращает тормозной путь даже для машин на летних шинах.

Торможение мотором на автомате

Если автомобиль оборудован автоматической коробкой передач, то тормозить мотором он будет хуже, так как существенную часть момента сглаживает гидротрансформатор. Хотя эффект не пропадет. Автоматическую коробку нужно только перевести в ручной режим и принудительно включать пониженные передачи. Кроме того, в современных кроссоверах для езды по скользким покрытиям есть специальные программы, которые удерживают трансмиссию на пониженных ступенях. Также в автоматических коробках есть режим «Спорт», который тоже удерживает мотор на 3 тысячах оборотов и позволяет осуществлять эффективное замедление на скользкой поверхности под сброс газа.

Уметь выждать время

В гололед автомобиль плохо слушается руля. Передние ведущие колеса проскальзывают при повороте, и машина реагирует на команды с задержкой. Поворачиваешь руль — а автомобиль еще мгновение едет вперед и только потом плавно реагирует на команды. Управление становится нечетким, ватным, аморфным. И это верный признак того, что пора сбросить скорость.

На скорости свыше 60 км/ч при резком маневре машина может заскользить настолько, что среагирует на команды только через пару секунд. В это время водитель может испугаться, запаниковать и так выкрутить руль, что колеса окажутся сильно вывернутыми в сторону, как два плуга. Колеса упираются в поверхность, машина все-таки сбрасывает скорость и перестает скользить. А дальше она едет ровно туда, куда указывают колеса, то есть в кювет или на соседнюю полосу. Создается ощущение, что какая-то неведомая сила выбрасывает машину с дороги.

В общем, паниковать в такой ситуации недопустимо. Даже при продолжительном скольжении автомобиль все равно цепляется ведущими колесами за покрытие дороги и рано или поздно начинает поворачивать. А от водителя требуется поддерживать ровно такую скорость, чтобы исключить снос при рулении.

Чтобы понять, какая скорость безопасна, можно время от времени кратковременно притормаживать и проверять, как ведут себя летние колеса в гололед. Если они блокируются от легкого нажатия и тут же вступает в действие АБС, то надо снизить темп до 40-50 км/ч. Обычно на летних шинах зимой лучше не разгоняться в снег и гололед свыше 50 км/ч. За этим пределом автомобиль с задубевшими летними покрышками очень плохо слушается руля.

Обувка не по сезону. Как ездить в гололед на летней резине?

«Пока снег не грянет, мужик не переобуется». Причинами запоздалой смены летних покрышек на зимние могут стать разные факторы: длинные очереди на шиномонтаж, грядущие потепления или простая неорганизованность владельцев транспорта. Потратить выходной день на комплексную переобувку человеку с семьей не всегда удобно. А брать в будни отгул не хочется. Поэтому многие рискуют и отправляются на скользкую дорожку в колесах не по сезону. Как же быть, если гололед застал в пути?

Окаменеть от холода

В холода летняя резина каменеет примерно при 3 градусах тепла. Ее сцепные свойства с асфальтом резко падают. И там, где мягкие зимние липучки способны остановить машину за 20-30 метров, летние колеса мгновенно блокируются, стрекочет АБС, и автомобиль катится, словно на коньках.

Для сравнения, при температурах выше 7 градусов коэффициент сцепления у летней резины равен 0,5-0,7. А при температурах ниже нуля на обледенелой дороге: 0.08 — 0.15. При таких цифрах машину легко может понести в кювет.

Причем не так важно насколько широки шины и большой ли у них радиус и пятно контакта. По закону Кулона, который многие помнят из школьного курса физики, решающее значение здесь имеет давление автомобиля на поверхность и коэффициент сцепления материала шин.

Зимние покрышки даже стараются делать уже, чем летние, чтобы уменьшить пятно контакта и увеличить давление автомобиля на дорогу. Такие колеса будут лучше «вгрызаться» в ледяную поверхность. Все раллийные зимние шины очень узкие и утыканы длинными шипами.

Тормози мотором

Как же можно увеличить зацеп летних покрышек? Из школьного курса физики мы помним, что трение покоя выше трения скольжения, из-за чего катящиеся колеса всегда лучше держатся за поверхность, нежели блокированные тормозами. А на льду заблокировать их легко. Поэтому лучше тормозить двигателем и трансмиссией. Переключение передач вниз позволит создать внутри механизмов дополнительное трение, которое поможет осадить автомобиль. В этом случае на колесах уменьшится действие сил, вызывающих проскальзывание.

Если в гололед включить вторую передачу и разгоняться на ней до 40-50 км/ч, то при отпускании газа можно увидеть, как автомобиль эффективно теряет в скорости даже на гладком льду. При этом не требуется пускать в ход тормоза.

Подобная практика не только позволяет увеличить эффективность торможения, но и дает возможность избежать сносов. На скользких поверхностях и на летних покрышках необходимо всегда ехать под тягой, раскручивая мотор свыше 3 тысяч оборотов.

Зацепиться железом

«Если движение на пониженной передаче трансмиссии недостаточно эффективно, можно воспользоваться еще одним дедушкиным методом, а именно — понизить давление в покрышках, — рассказывает технический эксперт Денис Лукин. — Если поиграть с ниппелем и довести давление до 1 атмосферы, то коэффициент сцепления спущенного колеса достигнет примерно 0.10 — 0.20. Резина сминается и лучше сопротивляется проскальзыванию за счет собственной структуры. Ездить таким образом долго не рекомендуется, потому как износ шины значительно увеличивается. Однако в гололед для преодоления опасного участка все средства хороши».

Если же непогода застала на горной дороге или на холмах с крутыми уклонами, то для карабканья по обледенелому асфальту потребуются уже цепи. Они изготавливаются практически для всех видов колес, в том числе и для легкого транспорта, и продаются в автомагазинах. После монтажа цепь создает дополнительный упор для колеса и вгрызается в податливый лед, не давая развиваться трению скольжения. Автомобиль на цепях значительно лучше движется в гололед и способен передвигаться даже по идеальному конькобежному катку на летних покрышках. Однако скорость машины не будет высокой. Ездить на цепях свыше 40 км/ч нельзя. Иначе они порвутся и повредят борта автомобиля.

В общем, езда зимой сопряжена с неожиданностями. Локальные образования льда могут встречаться на открытых всем ветрам эстакадах или между просеками в лесопосадках. Любой поворот способен превратиться в ловушку. Поэтому перед выездом на мост и на пологих дугах виражей, где силы инерции тянут автомобиль вбок, лучше всего заранее снижать скорость. А самое правильное — это не тянуть с резиной и вовремя переходить на зимние покрышки.

«Ночные заморозки – это не катастрофа». Когда нужно менять резину

В Московском регионе резко похолодало и ожидаются первые заморозки. В ночь на 7 октября температура опустится до минус 3 градусов по Цельсию. Центр организации дорожного движения (ЦОДД) предупредил о пробках и росте числа ДТП, а автолюбители начали задумываться о смене летней резины на зимнюю.

Специалисты рекомендуют ехать на шиномонтаж, когда наступают первые ночные заморозки, а среднесуточная температура в течение недели держится на уровне 5-7 градусов тепла, то есть фактическая температура воздуха находится в пределах от 0 до 10 градусов. Однако погода в столичном регионе в межсезонье неустойчива и после резкого похолодания может наступить потепление. А при температуре выше рекомендованных +7 градусов по Цельсию мягкие зимние шины начинают быстро изнашиваться, возрастает их сопротивление качению и ухудшаются тормозные свойства.

Читайте также  Как заклеить резиновый коврик автомобиля?

«Я бы не советовал панически относиться к смене шин, – говорит автогонщик и инструктор Михаил Горбачев. – Нет никакой катастрофы в том, что ночью объявили заморозки. Как показывает практика, в Москве и Московской области шины разумно менять где-то в первых числах ноября».

Тем, кто решил отложить поездку на шиномонтаж как минимум на месяц, стоит помнить несколько правил.

Летняя резина и гололед

По словам Горбачева, многие водители серьезно воспринимают предостережения о заморозках и им кажется, что льдом уже покрыты исключительно все улицы. Однако это не так: наледь образуется рано утром или поздно вечером и в первую очередь на мостах — даже в том случае, если осадков не было. В потенциально опасных местах важно снизить скорость и увеличить дистанцию до впереди идущего транспорта.

«В холодное время проверяю сцепление дорогой следующим образом: убедившись, что сзади нет автомобилей, я нажимаю на педаль тормоза на небольшой скорости и отслеживаю реакцию автомобиля. Если он клюнул носом, значит, сцепление хорошее, если этого не происходит, то на дороге скользко и нужно ехать медленнее», — рассказывает Горбачев.

Если заморозки усилились и выпал снег, шины все же стоит поменять: современная летняя резина при низкой температуре сильно теряет в сцепных свойствах. Причем, полный привод и наличие электронных безопасностей ситуацию не исправят – они эффективно работают только в том случае, когда есть уверенное сцепление с дорогой.

Почему не стоит покупать всесезонные шины

Специалисты не советуют для российских условий универсальную всесезонную резину, созданную для более мягкого климата. «Не стоит забывать, что погодные условия в России не соответствуют европейским, для которых подходят всесезонные шины – прежде всего, это касается резких сезонных перепадов температуры. Поэтому в нашем климате всесезонные шины не обеспечивают максимальной безопасности как зимой, так и летом. Иногда считанные метры отделяют нас от происшествия или аварийной ситуации, поэтому даже разница в 2-3 метра может оказаться решающей», – убежден руководитель отдела маркетинга компании ООО «Бриджстоун СНГ» Андрей Грищенко.

Зимние шины для российских условий имеют особую маркировку: снежинку внутри горной вершины с тремя пиками, либо буквенное сочетание: «М+S», «M&S» или «M S».

Что нужно знать перед установкой

Зимние шины за время хранения могут пострадать от перепадов температуры, прямых солнечных лучей, сырости или, наоборот, слишком сухого воздуха. Хранить их рекомендуют либо в стопке, каждую неделю переворачивая другой стороной, либо в сборе с дисками вертикально, накачанными до обычного давления.

Перед установкой не помешает изучить их протектор, повышенный износ внутренних или наружных дорожек, ступеньки между дорожками свидетельствуют о нарушении углов установки или величины схождения колес. Неравномерный износ протектора может свидетельствовать и о недостаточном или избыточном давлении в шинах. Для того чтобы сделать износ равномерным, шины советуют каждые 5-8 тыс. километров переставлять.

Самая распространенная схема, когда передние шины ставятся на заднюю ось, а задние — вперед, причем левая идет на правую сторону и наоборот. Однако это работает исключительно с шинами, имеющими симметричный и ненаправленный рисунок, в противном случае придется менять местами левые и правые покрышки. Если зимние покрышки хранятся на стальных штампованных дисках, стоит проверить состояние закраин: от соли и реагентов они могут заржаветь и начать пропускать воздух.

Три раза по четыре

По словам Горбачева, зимняя шина должна отвечать правилу «4х4х4»: «Это не колесная формула военного внедорожника. Это, прежде всего, напоминание о том, что возраст зимней шины не должен превышать четырех лет, потому что со временем она становится жестче и хуже работает на скользких поверхностях. Вторая четверка означает, что на автомобиле должны стоять четыре совершенно одинаковые шины с идентичным рисунком. И третья цифра говорит о том, что глубина протектора зимней шины не должна быть менее четырех миллиметров».

Если комплект зимней резины не соответствует любому из этих правил, лучше купить новый.

С шипами или без

Обычно шипованные шины рекомендуют тем, кто ездит в область, а для городских поездок лучше подходят фрикционные, в народе называемые «липучкой». Нешипованные покрышки мягче и не такие шумные. Эксперт компании Bridgestone не рекомендуют сильно разгоняться на шипах, так как при скорости более 120 км/ч они теряют эффективность.

Испытания финской компании Test World показали, что шипованные шины лучше ведут себя на льду, а нешипованные – на мокром асфальте. На снегу и сухом асфальте большой разницы между ними нет. Кроме того, испытания Test World показали, что не стоит экономить на бренде: продукция известных шинных производителей показывает стабильные результаты на разных типах покрытия: снегу, льду и мокром асфальте. Еще фрикционные шины намного тише, мягче и комфортнее. Однако и здесь существуют нюансы.

«При сильном морозе плотность льда становится выше и шипу довольно сложно вгрызаться в поверхность. В этом случае лучшее сцепление имеет фрикционная шина, так как ее состав резиновой смеси более эластичен, а рисунок протектора имеет большее количество кромок зацепа, что дает более плотное прилегание в пятне контакта. Но на незакаменевшем льду шиповка будет разгонять и тормозить гораздо лучше», – рассказывает представитель российского офиса Pirelli Георгий Божедомов.

Какой размер выбрать

Обычно зимняя резина повторяет типоразмер летней, так как многие покупают ее для тех же дисков. Напомним, что информация о размере нанесена на боковину покрышка. Например, 195/65 R16, где первая цифра – это ширина протектора в миллиметрах, вторая – отношение высоты профиля к ширине в процентах, а третья — диаметр обода в дюймах.

Эти параметры важно соблюдать при выборе новой резины. В то же время некоторые эксперты рекомендуют приобрести для зимы более узкие покрышки. «Я бы рекомендовал ставить максимально узкие зимние шины из тех, что рекомендует автопроизводитель. Причем, с максимально высоким профилем — это значительно улучшит поведение автомобиля на скользкой и снежной дороге. То есть, если у вас на лето стоят 17-дюймовые диски, то на зиму лучше приобрести 16-е колеса», – советует Горбачев.

Представитель компании Pirelli настаивает на применении рекомендованных размеров резины. В то же время он отмечает, что узкие шины лучше подходят для снега, но ведут себя хуже на твердых поверхностях.

Как правильно сэкономить на шинах

Дешевая резина малоизвестных марок, как правило, китайских и тайваньских, значительно уступает в характеристиках и не столь сбалансирована. Например, тесты World Test показали, что разница в тормозном пути на льду между лидером Continental и аутсайдером Sunny составила 18 метров. Причем, на снегу разрыв между шинами составил 7 метров. А в торможении на сухом асфальте китайская Sunny даже вырвалась вперед.

Так что сильно сэкономить на покупке комплекта шин не получится. Однако можно присмотреться к моделям ведущих иностранных компаний, выпускающихся на российских заводах. Либо посмотреть «прошлогодние коллекции». Многие компании представляют каждую новую шину как революционную, однако ее характеристики не так сильно отличаются, чтобы отказаться от покупки предшествующих моделей.

Евгений Багдасаров
Фото: Russian Look, Фотобанк Лори