Фрикционная резина что это такое?

LuxWash › Блог › Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЛИПУЧКА»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction» – трение.

2. ЧЕМ «ЛИПУЧКА» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ШИПОВАННЫХ ШИН?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ «ЛИПУЧКИ»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS, но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. КАКИМИ БЫВАЮТ ФРИКЦИОННЫЕ ШИНЫ?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением.

5. ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ «ЛИПУЧКИ»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Что значит фрикционная шина

Время на чтение: 6 минут

Технологии производства шин совершенствуются с каждым днём, из-за чего значительно повышается эффективность при их эксплуатации, качество сцепления с дорогой и долговечность. Так, ещё какие-то 30 лет назад мир не знал, что такое шипованная зимняя резина, когда в мягкие протекторы впаивались стальные шипы, а сегодня и они уходят в прошлое. Это означает, что на смену старым технологиям постепенно приходят новые революционные составы резины, которые позволяют производить и эксплуатировать фрикционные шины.

Фрикционные шины – что это такое

Прежде всего, фрикционные шины – это зимние покрышки, эксплуатация которых не приводит к повреждению дорожного покрытия за счёт отсутствия на поверхности сцепления шипов.

Строение фрикционной резины

В то же время для усиления сопротивляемости скольжению протектор имеет острые ламели, захватывающие и удерживающие снежные массы под колёсами, в результате чего происходит увеличение силы трения.

Наряду со многой другой продукцией автомобильной индустрии фрикционные покрышки имеют как преимущества, так и недостатки, в частности:

  • Один из главных плюсов – это отсутствие повышенного звукового воздействия, так как нет ударов металла шипов об асфальт.
  • В химсостав изделия на производстве добавляются ингредиенты, обеспечивающие мягкость протектора даже при экстремально низких температурах.
  • В случае езды по глубоким сугробам и сильно заснеженным местам каждая острая ламель вгрызается в поверхность, захватывая частички снега, из-за чего сцепление повышается в несколько раз.
  • В отличие от шипованной резины, которая, как правило, ставится уже при наступлении сильных морозов, фрикционные шины можно без опаски устанавливать уже поздней осенью, когда среднесуточная температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
  • Уникальная конструкция протекторов образует между ними глянцевые борозды, через которые эффективно отводится лишняя вода и снежная каша.

Шины Bridgestone Blizzak VRX

Принцип работы фрикционной резины или липучки основан на том, что протекторы прорезаны до самого основания поверхности колеса, представляют собой ламели с острыми краями. В то же время данные частицы протекторов объединены между собой специальными перемычками из резины, и тяжесть автомобиля не даёт их согнуть при соприкосновении с дорогой. Так, между ламелями задерживается снег с дороги, который сразу же увеличивает трение, что способствует устойчивости транспортного средства на дороге.

Покрышка Continental Conti Viking Contact 6

Рейтинг лучших фрикционных автошин 2018 года

Так, среди лучших фрикционных покрышек, поступивших в широкую продажу в течение 2018 года, можно выделить следующие модели:

  • Первое место уже не первый год держит фрикционная зимняя резина премиум-класса Bridgestone Blizzak VRX, и прелесть данного японского изделия для легковых автомобилей заключается в умелой комбинации основных свойств – она одинаково хорошо поведёт себя как в глубоком рыхлом сугробе, на укатанном снегу или на мокрой дороге с подтаявшим льдом.
  • Далее следует немецкий производитель Continental, выпустивший модификацию Conti Viking Contac 6, которая имеет упорядоченные в блоки ассиметричные глубокие протекторы и особый состав с добавлением песчаных крупиц для повышения трения во время езды по гололёду.
  • Третью строчку в рейтинге держит модель Goodyear UltraGrip Ice 2, изготовленная в Польше, но под тщательным контролем головной организации в Германии. Так, многочисленные новейшие технологии, которые легли в состав её протекторов, обеспечивают резине хорошую устойчивость как при отрицательных температурах на любом виде покрытия, так и во время оттепели, когда асфальт становится сухим, но риски падения столбика термометра ниже нулевой отметки ещё присутствуют.
  • Данный список не мог также оставить без внимания старейший французский бренд Michelin, а именно новейшую разработку X-Ice XI3, обладающую направленным узором ламелей с острыми краями, что позволяет в значительной степени сократить тормозную дистанцию авто даже если водитель пытается остановить авто на высокой скорости.
  • Одним из лидеров рынка зимней резины, вне всякого сомнения, является бренд Nokian, в 2018 году представивший модификацию Hakkapeliitta R2, которую можно ставить не только на легковые машины, но и на полноразмерные внедорожники высокой проходимости, так как мягкий состав и высокий профиль обеспечивают повышенное сцепление с рыхлым снегом в самых глубоких сугробах.

Тест фрикционных шин

Тем не менее любая аттестационная компания может выдать сертификат соответствия любому продукту только при условии прохождения определённых лабораторных испытаний, в частности:

  • Прежде всего, каждая именитая компания всегда имеет свои собственные лабораторные стенды, на которых она испытывает свою продукцию на износ, антискользящие свойства, долговечность, прочность, сопротивляемость деформациям, надёжность и в соответствии с прочими регламентными параметрами. Это означает, что любое изделие для начала изготавливается именно в тестовом варианте, а лишь после получения протокола испытаний подвергается доработке, на серию выписывается сертификат соответствия, и только тогда запускается конвейер с массовым производством продукции.
  • Также многие предприятия нередко тестируют фрикционные колёса в естественных условиях, на полигонах или специально отведённых местах в присутствии оценочной комиссии. Так, во время испытаний опытные пилоты специально дают автошинам перегрузки, обеспечивая агрессивные условия эксплуатации, а по результатам быстрой езды, резких разгонов и торможений, а также экстремальных виражей, износ покрышек, замер дистанции при остановке и многие другие показатели фиксируются в протоколе, после чего сравниваются с такими же параметрами, составленными для конкурентной продукции.
  • Последнее, некоторые автомобильные информационные ресурсы при поддержке спонсоров нередко организовывают самостоятельные испытания для продукции самых разных брендов, составляя в итоге сравнительную таблицу всех характеристик.
Читайте также  Сколько лет резина сохраняет свои свойства?

По результатам подобных испытаний формируется рекламная компания для новинок, которая впоследствии либо подтверждается отзывами многочисленных автолюбителей, либо опровергается, исходя из неэффективности показателей. Однако почти все известные компании напрямую заинтересованы в правдивых результатах испытаний, так как это поддерживает их многолетний авторитет на рынке покрышек для авто.

Фрикционные зимние шины: что это такое?

Фрикционные шины — это отличный вариант для тех, кто проживает в северной части мира, где зимы снежные и холодные. Узнайте, чем они отличаются от шипованной резины и какие их преимущества.

Для езды в зимнее время автолюбители могут использовать два типа шин: шипованные покрышки и фрикционные. Если с первым типом резины все понятно (на покрышках, кроме протектора, имеются специальные металлические шипы, которые идеально подходят для передвижения по обледенелой дороге), то преимущества второго типа требуют уточнений.

Фрикционные зимние шины ещё называют шинами-липучками. Как и шипованные, они предназначены для зимней езды, но шипов на их поверхности нет, они больше подходят для снега. За счет чего же достигается повышенная проходимость? Фрикционные шины, как и любые другие, имеют протектор с грунтозацепами (протекторными блоками). Но количество таких грунтозацепов и разделяющих их ламелей увеличено. Ламели располагаются под крутым углом. Так, достигается лучшее сцепление с глубоким и рыхлым снегом. Протектор подобной шины может быть 4 основных типов: симметричным, несимметричным, направленным и ненаправленным.

Основные преимущества фрикционных покрышек

    минимальный шум при эксплуатации, езда становится более комфортной;

при производстве фрикционных шин используется специальная мягкая резина, которая даже на сильном морозе не дубеет, потому шина эффективно работает;

идеально подходят для передвижения по рыхлому снегу, т.к. в буквальном смысле прилипают к снежному покрытию. Т.е. коэффициент трения в этом случае увеличенный;

осенью эти шины можно устанавливать раньше шипованных, т.к. они адаптированы к резкой смене погодных условий. Весной также можно перейти на фрикционные шины, ведь погода еще нестабильна. Таким образом, фрикционные шины подходят также и для межсезонья;

  • протектор шины является самоочищающимся. Кроме того, обеспечивается эффективный отвод воды в месте контакта с дорожным покрытием, что предотвращает скольжение.
  • Недостатки данного вида шин

      фрикционные шины хуже ведут себя на ледяном покрытии и на укатанном снегу, чем шипованные;

  • не годятся в качестве всесезонных, т.к. могут изнашиваться неравномерно. На сухом горящем асфальте из-за большого количества ламелей фрикционные шины «плывут», что может негативно сказаться на управляемости, да и износ резко повышается.
  • Советы при эксплуатации липучек

    Первые пару сотен километров пробега происходит обкатка фрикционной шины. Ламели затачиваются в направлении движения, потому резкие ускорения или торможения в этот период не рекомендуются, это может повредить протектор. Хотя при дальнейшей эксплуатации также нежелательно делать резкие маневры, ведь резина фрикционных шин мягкая, она быстро истирается.

    При монтаже старого комплекта шин на следующий сезон нужно обязательно соблюсти то направление вращения, которое было в предыдущем.

    Лучшие фрикционные зимние шины

    В ТОП-3 фрикционных шин на сезон 2014-2015 годов можно выделить такие:

      Лидером на российском рынке зимних шин является компания Nokian. На новый сезон компания представила обновленную модель Hakkapeliitta R2 с усиленными боковыми частями. Стоимость изменяется от 3350 рублей за 175/65 R14 до 11 500 рублей за 235/45 R18.

    Michelin X-Ice 2 или новое поколение X-Ice 3. Давно пользуются популярностью среди российских автолюбителей. Цена изменяется от 3050 рублей за 175/65 R14 до 8150 рублей за 215/55 R17.

  • Bridgestone Blizzak DM-V2. Отлично показали себя в прошлом году (особенно при заносах и скольжениях). Цена от 3500 рублей за 175/65 R14 до 12 000 рублей за 245/50 R20.
  • Смотрите видео про зимние нешипованные шины липучка Bridgestone Blizzak Revo GZ:

    Отдельно стоит выделить фрикционные шины Ultra Grip Ice 2 от компании Good Year и ContiVikingContact 6 от Continental. К выбору фрикционных шин нужно отнестись очень внимательно, ведь от этого зависит ваша безопасность в зимний период времени на далеко неидеальных отечественных дорогах.

    Видео — как фрикционная шина (липучка):

    Видео — какие шины лучше работают на морозе? Шипы и фрикционки («липучки») — на льду и асфальте

    Что такое фрикционные шины и как они работают

    • Особенности фрикционных шин
    • Какой тип шин выбрать
    • Как подобрать параметры шины
    • Преимущества и недостатки
    • Для каких дорог подойдут фрикционные шины
    • Эксплуатация липучек

    В простонародье такую резину называют зимние шины липучка. Они составляют конкуренцию покрышкам с противоскользящими шипами. Если в последних контакт со скользкой дорогой обеспечивается за счет шипов, то во фрикционных шинах большой фактор имеют силы трения. Другими словами, протектор здесь отталкивает или впитывает тонкую водяную пленку, обеспечивая достаточное трение.

    Особенности фрикционных шин

    В протекторе липучек изначально больше шашек. Кроме того, резина лучше прогревается, способна плавить лед. Поэтому колесо хорошо держит зимнюю дорогу по сравнению с обычными, летними шинами (доказали многочисленные тесты, набрали 100 баллов в рейтингах). Да и достаточно изучить следы такой резины на льду.

    Естественно, на липучках нет шипов. Отсутствие этих цепляющих элементов компенсируется сравнительно мягким составом резины, а также более глубокими, тонкими ламелями. Как раз этими самыми ламелями протектор данной покрышки цепляется за снежный наст или лед, обеспечивая надежное контактное пятно.

    Ламели фрикционной резины

    Таким образом, фрикционные шины имеют несколько отличий:

    • большое количество тонких, глубоких ламелей;
    • пористая, мягкая структура резины с абразивными микрочастицами;
    • возможность быстрее, лучше прогреваться;
    • способность впитывать влагу.

    Протектор зимних шин отличается также более сложным, многогранным рисунком. Например, различают поперечные, диагональные, зигзагообразные типы ламелей. Однако условно все липучки принято делить на «скандинавки» и «европейки».

    Между собой покрышки отличаются видом протектора.

    Другими словами, когда зимы мягкие, а температура воздуха редко падает ниже 0 градусов. Как раз в странах Европы, не считая скандинавские, такой климат — по этой причине они так названы.

    Скандинавские разновидности покрышек более агрессивны по рисинку, чем европейские. Их назначение — преодолевать дороги с обилием снега, гололеда и прочих «зимних радостей». Подойдут для эксплуатации на большей части России, где преобладают суровые морозы,выпадает много осадков.

    Какой тип шин выбрать

    Однозначного преимущества липучек перед шипованными моделями нет. Однако фрикционная шина более универсальна и лучше работает в черте города. Кроме того, с такими покрышками владельцу не надо беспокоиться о переменчивости погоды — они хороши весной, когда на дорогах много грязи и луж. К тому же, ее всегда можно шиповать по желанию.

    Скандинавка и Европейка

    Выбор между «скандинавками» и «европейками»:

    • жителям южных регионов России (особенно Кавказа и областей Черноморского побережья) лучше подойдут европейские липучки;
    • в более северных областях страны (Москва, Питер, Воронеж), а также для регионов Сибири со сравнительно мягким климатом однозначно лучше покажут себя скандинавки с агрессивным рисунком протектора.

    Ну а на Камчатке и в центральных зонах Сибири, регионах с арктическим и субарктическим климатом, липучки уступают по всем показателям шипованным моделям покрышек.

    Как подобрать параметры шины

    В первую очередь при выборе не шипованных зимних шин рекомендуется обратить внимание на тип ламелей. Обычно узоры используются комбинированно, что дает наибольшую эффективность. Поэтому желательно покупать липучки с универсальным рисунком, в котором собрано несколько форм шашек:

    • волнообразные;
    • четырехугольные;
    • прямые;
    • зигзагообразные;
    • П, Z;
    • 3D.

    Комбинация этих узоров дает возможность эффективнее преодолевать снежную дорогу и отталкивать воду в разных условиях. Технология изготовления покрышек постоянно совершенствуется и на данный момент самыми передовыми являются 3D-ламели. Когда возникает чрезмерное давление на шину (что непременно возникает на зимней дороге), такие ламели «раздвигаются», улучшая сцепления со снежным покрытием.

    Самыми передовыми сегодня являются 3D-ламели

    Ламели или рисунок покрышки также отличается по следующим параметрам (от них зависит правильная установка зимних шин).

    1. Асимметричные. Обе стороны (внутренний/внешний) такой резины имеют разный узор. Другими словами, эти покрышки имеют две части с неодинаковым рисунком, а распознать их можно по индексу. Шины с этим протектором наиболее универсальны, позволяют комфортно ездить на дорогах разного типа (трасса, город, бездорожье), так как нагрузка грамотно распределяется. На гололеде они тоже хороши, так как уменьшают риск заноса, увереннее проходят крутые повороты и снижают аварийную ситуацию практически к нулю. Такую резину надо правильно устанавливать — ориентируясь по надписям, предусмотренным на внутренней и наружной части (inside/outside).
    2. Симметричные. Покрышка этого типа имеют симметричный корд с обеих сторон. Шиномонтаж можно проводить без контроля положения. Изнашиваются они быстрее с наружной стороны — что требует срочной замены. В этом они уступают асимметричным моделям, внешняя сторона которых сделана более износостойкой.
    3. Направленные. Такая резина имеет конструктивно предусмотренное направление движения, что позволяет эффективнее отводить из ламелей воду, грязь и жижу (снижать коэффициент аквапланирования). Чтобы правильно установить эту шину, надо смотреть на стрелку (помечается на боковой части). В некоторых случаях рядом со стрелкой предусматривают надпись Rotation, означающую по-английски вращение.
    4. Левая/правая. Колеса этого типа имеют строгие правила по установке. Образцы с надписью Right должны ставиться справа, Left — с левой стороны машины.

    Бывает, что на резину наносят сразу несколько маркировок. К примеру, известная финская «Нокиан» выпускает асимметричную резину, которая еще отличается по стороне (правый/левый). Также некоторыми фирмами раньше выпускались направленные асимметричные покрышки.

    Преимущества и недостатки

    Одно то, что для изготовления липучек применяется качественная резина, не дубеющая на морозе — уже большой плюс для зимней эксплуатации. Помимо этого, фрикционная резина едет гораздо тише, поездка зимой становится комфортнее.

    Читайте также  Как хранить резину без дисков летом?

    Другие преимущества, отличающие липучку от других типов покрышек:

    • хорошо преодолевают талый, мягкий снег;
    • не шумят — благодаря мягкости они буквально «плывут» по дороге, не издавая скрипов даже по снегу;
    • могут использоваться помимо зимы, еще осенью и весной — резина таких покрышек дольше сохраняется на голом асфальте;
    • не твердеют на морозе, сохраняя сцепные свойства на снегу;
    • лучшие модели имеют самоочищающийся протектор, предотвращающий скольжение — значительно улучшается контакт с дорогой.

    Самоочищающийся протектор шины

    Однако резина без шипов не лишена недостатков. В частности, она пасует перед настоящей зимней дорогой и ледяным покрытием, особенно плохо ездит по укатанным зимним покрытиям (резко ухудшается управляемость автомобилем). Не рекомендуется ее использовать и летом, так как из-за горячего асфальта она истрется буквально за один год — в качестве всесезонки они не подходят. Еще липучки боятся резких маневров, так как резина здесь мягкая.

    Например, если водитель случайно выжмет педаль тормоза (особенно на спуске), то автомобиль с резиной без шипов, однозначно занесет в ближайший кювет. Хорошо, что современные автомобили оснащаются ABS — этот электронный помощник немного компенсирует грубые ошибки человека.

    Примечательно, что именно непредвиденность на укатанном снежном покрытии стала причиной недоверия покупателей к липучкам. Однако на асфальте зимой, весной и осенью этим покрышкам нет равных. Они — лучше подходят для езды по мегаполису и загородным трассам 9 месяцев кряду.

    Для каких дорог подойдут фрикционные шины

    Липучки сразу подходят для нескольких типов дорог. Рассмотрим подробнее ниже, для каких покрытий можно спокойно устанавливать зимнюю фрикционную резину:

    • заснеженная — мало чем отличается от шиповки, ведь на снегу шипы практически бесполезны, главную скрипку играет высота протектора;
    • мокрая — на такой дороге липучка эффективнее, так как лучше устраняет воду (за счет большого числа шашек) и сокращает тормозной путь;
    • обледенелая — уступает шиповке вчистую, так как способности к зацеплению у липучек на льду ниже на 20-30 процентов (шипы же прокалывают замерзший наст).

    Эксплуатация липучек

    Первые 100-200 километров эти шины не показывают свой потенциал полностью, так как еще проходят так называемую обкатку фрикционной зоны. Как раз за это время стирается пленка из смазки (наносят перед вулканизацией), а ламели затачиваются по направлению движения. Затем сцепление с дорогой становится куда лучше, значительно сокращается тормозной путь. Поэтому на первой сотне км не стоит маневрировать, резко тормозить и быстро разгоняться (а также повышать скорость более 80 км/ч), так как протектор еще не готов к экстремальному вождению и быстро повредится.

    По закону перед наступлением зимы владелец автомобиля обязан устанавливать покрышки с эмблемой снежинки. Обычно они еще дополнительно маркируются латинскими буквами. Остаточная глубина протектора должна быть больше 4 мм.

    Зимняя маркировка шин

    В жаркое время, как и говорилось, устанавливать фрикционные зимние шины запрещено. На горячем асфальте резина теряет полезные свойства, что снижает показатели безопасности. Повышается риск аварий, так как изношенная покрышка не может нормально сцепляться с дорогой.

    Гарантией безопасного управления станет правильная установка шин. Завод-изготовитель предусматривает специальные маркировочные знаки на боковинах покрышек. Они позволяют различать, где у шины зад и перед, а также — правая/левая сторона. Неопытные водители не знают, что покрышка имеет направление вращения. Если ее установить неправильно, коэффициент полезного действия сильно снижается. Также увеличивается износ протектора, повышается шум при передвижении.

    Вы узнали, что такое фрикционная покрышка. Однако мы не рекомендуем самим менять шины. Для правильной сборки колеса — недостаточно просто вмонтировать покрышку. Важно после этого накачать ее до нужного давления и отбалансировать. В гаражных условиях сделать это трудно, так как требуется стенд.

    Шины липучка что это такое

    Что такое покрышки «липучка»

    Липучка — это зимние нешипованные шины в разговорной речи. Правильно говорить — фрикционные (от англ. friction — трение).

    Фрикционные шины, как и шипованные, рассчитаны на езду при минусовых температурах по заснеженной или мокрой земле.

    Первое отличие шин-липучек, которое бросается в глаза, — это отсутствие шипов. Различается еще и материал: более мягкая резиновая смесь и много поперечных ламелей.

    Резина у них эластичная и мягкая. Поэтому на морозе она не дубеет и хорошо сцепляется с землей — машину не заносит, тормозной путь не увеличивается.

    На протекторе автошины много ламелей, которые образуют канавки. В месте, где колесо соприкасается с дорогой, канавки расширяются, впитывают воду, грязь, снег. Потом, при движении, канавки сужаются и все выталкивают. За счет такой вакуумной системы отведения загрязнений колеса лучше прилипают и сцепляются с дорогой.

    В некоторые модели фрикционной резины производители добавляют микроскопические шипы — маленькие твердые частицы. Они помогают колесам еще больше цепляться за асфальт.

    Благодаря тому что колесо как бы «прилипает» к дороге, и получила шина прозвище «липучка».

    Когда использовать фрикционную резину

    Как мы уже сказали, фрикционные покрышки предназначены для зимы. Регулярно проводятся тесты и эксперименты с шинами. Они показывают, что нешипованные модели справляются со своей задачей даже при температуре −25 градусов по Цельсию и ниже.

    Многие берегут шипованные покрышки, пока дороги не будут завалены снегом, а фрикционные шины используют:

    • когда ночью заморозки, а днем температура поднимается выше нуля;
    • на мокром асфальте, например, когда растаял лед или идет дождь со снегом;
    • на асфальтированной дороге с небольшой примесью снега, грязи;
    • на сухой дороге зимой, ведь по закону нужно передвигаться на зимней авторезине, а фрикционная на сухой дороге пострадает меньше, чем шипованная.

    Из этого можно сделать следующий вывод: если вы ездите преимущественно по городу, где чистят дороги от снега, а во время гололеда обрабатывают асфальт химическими реагентами, вам подойдет для езды липучка. Если вы живете в регионе, где зима относительно теплая и редко бывают метели, тоже подойдет липучка.

    Резина с шипами больше подходит для передвижения по заснеженным дорогам, особенно за городом. Нешипованная авторезина в таких условиях может не справиться и просто буксовать на месте.

    Еще обратите внимание, что на обледенелой дороге или на укатанном снеге тормозной путь у фрикционных колес длиннее, чем у шипованных.

    Мы не сравнивали липучку с всесезонкой по простой причине: авторезина all season изначально разрабатывалась для стран с мягким климатом, где и летом, и зимой примерно одинаковая температура, а снег и гололед — редкое событие. Таким образом, для российских зим всесезонка — плохой вариант, поэтому его даже не стоит рассматривать.

    Преимущества и недостатки фрикционных покрышек

    Чтобы вы еще лучше понимали, когда использовать нешипованные покрышки, рассмотрим их плюсы и минусы.

    Преимущества нешипованных колес:

    1. Высокие сцепные свойства. Благодаря этому управлять автомобилем легче, он сохраняет курсовую устойчивость.

    2. Фрикционные колеса не вредят дорожному покрытию.

    3. На липучках можно передвигаться по любой стране. В некоторых государствах запрещено ездить на шипованных покрышках, так как они сильно разрушают дорогу. Уточняйте этот момент, если собираетесь поехать на авто в другую страну, а у вас стоят шипы.

    4. Шины не затвердевают при минусовых температурах. Как мы уже сказали, даже при −25 градусах колеса сохранят эластичность и продолжат сцепляться с дорогой.

    5. Расход топлива и горючего меньше, чем на шипованных покрышках, но выше, чем на летней авторезине.

    6. Изнашиваются дольше, чем шиповка. Шипы выпадают, а покрышки быстрее стираются — такой проблемы у липучек нет. Однако если на них ездить круглый год, то и фрикционная автошина быстро придет в негодность.

    7. От фрикционных покрышек руль не вибрирует.

    8. Бесшумность. Когда шипы покрышки касаются сухого асфальта, их гул слышно чуть ли не на весь квартал. На фрикционных шинах этого не происходит, и автомобиль передвигается без лишнего шума.

    1. Плохое сцепление, если дорога во льду.

    2. Плохая проходимость по снегу.

    3. Длинный тормозной путь на обледенелой дороге. Быстро затормозить в таком случае помогут только шипы.

    Как видим, преимуществ у фрикционных колес гораздо больше. Но какую резину выбрать — решать вам. При выборе учитывайте погодные условия и местность, в которой вы живете: сельская или городская.

    Виды фрикционных шин

    Мы уже разобрались, когда выбирать фрикционную, а когда шипованную авторезину. Пора усложнить задачу и определиться с видом липучек. Они делятся на два типа. Есть скандинавская (арктическая) и европейская (центральноевропейская) нешипованная авторезина. Разберемся, чем они отличаются.

    Из названия очевидно, что арктические шины предназначены для более снежных и холодных зим, чем европейские. Отсюда можно сделать вывод:

    • цель скандинавских шин — обеспечить максимальное сцепление с заснеженной или обледенелой дорогой;
    • цель европейских шин — обеспечить максимальное сцепление с дорогой, когда идет дождь или мокрый снег.

    Первое физическое различие в покрышках — это рисунок протектора.

    На протекторе скандинавских автошин более грубый рисунок и плотная нарезка ламелей. Благодаря этому элементы колеса лучше сцепляются с дорогой. Для этой же цели края блоков сделаны зигзагообразно, чтобы колесо сильнее вцеплялось в лед и снег.

    Также ламели арктических шин различаются формой и глубиной. Протекторные блоки острые, с резкими краями. Между элементами сохраняется большое расстояние.

    Глубина рисунка на покрышке — Благодаря этому колеса продавливают толстый верхний слой снега и льда, а затем очищаются от них.

    Однако сцепные свойства скандинавских покрышек все же уступают шипованным моделям.

    В европейских автошинах отличается боковой блок покрышки: профиль мягкий и закругленный, а у арктических моделей переход более резкий. Также в европейских липучках на протекторе есть симметричный рисунок и большое количество водоотводных каналов. Такая авторезина быстро очищается от воды и слякоти, которые выступают вечными спутниками зимы в регионах с мягким климатом.

    В протекторе европейских шин мало ламелей, поэтому колеса будут бесполезны на льду. Зато во время дождя или мокрого снега снижается риск аквапланирования.

    Второе отличие — состав резиновой смеси.

    Арктические шины должны сохранять эластичность при минусовых температурах. Если они задубеют, то ламели перестанут работать, и сцепление с дорогой будет минимальным. То есть, чем мягче колесо, тем эффективнее оно в мороз.

    Именно мягкостью колес и отличаются европейские и скандинавские фрикционные автопокрышки.

    Так как европейские рассчитаны на более теплый климат, смесь должна быть жестче. Слишком мягкая смесь в теплую погоду (0 — +7 градусов по Цельсию) «расплывается» на дороге. Из-за этого растет потребление топлива, а покрышки быстрее истираются.

    Если соблюдать правила эксплуатации, то:

    • скандинавские шины прослужат
    • европейские —

    Выбирайте авторезину в зависимости от погодных условий, в которых вы живете. Обратите внимание, что большинство водителей в России отдают предпочтение скандинавским моделям.

    Фрикционные шины летом

    Напомним, что по закону нельзя передвигаться летом на шипованных колесах. Фрикционные не попадают под запрет, из-за этого многие не считают нужным переобуваться, поэтому ездят на липучках весь год. В этом нет ничего страшного, но нужно знать, что за этим может последовать, ведь неспроста для лета разработали специальные покрышки.

    Читайте также  Чем размягчить резину в домашних условиях?

    Все виды покрышек различаются между собой рисунком протектора, жесткостью и степенью износа на морозе и в теплую погоду.

    Фрикционные автошины, как мы уже выяснили, более мягкие. Поэтому на морозе они не дубеют, но в тепле — «плывут». Из-за этого будьте готовы к быстрому износу покрышек.

    Рисунок на летнем протекторе не такой глубокий, как на фрикционной покрышке, ведь летней шине не нужно цепляться за обледенелую дорогу.

    То есть ни по узору протектора, ни по степени жесткости фрикционная авторезина не подходит для лета.

    Если вас не пугает быстрый износ колес, то вот, что ожидает на дороге:

    1. Плохая сцепляемость с дорогой, особенно с мокрой. В минусовые температуры сцепляемость высокая. Но так как в тепле автошины «плывут», то ламели не выполняют свою функцию (не липнут к дороге), и машину может заносить.
    2. Расход топлива увеличивается в среднем на 2 литра. Из-за того, что авторезина теряет упругость, колесам сложнее проворачиваться, они создают дополнительную силу трения, поэтому автомобиль тратит больше энергии при движении.
    3. Плохая управляемость, особенно на высоких скоростях. Если вы ездите на липучках летом, особенно точно придерживайтесь правил ПДД. Превышение скорости в вашем случае может закончиться тем, что вы не справитесь с управлением.
    4. Увеличение тормозного пути. И снова из-за плохой сцепляемости с дорогой машина тормозит дольше. При движении по городу старайтесь держаться на расстоянии от впереди стоящих автомобилей.
    5. Свист при резком торможении. Не критично, но некоторых раздражает.

    Еще один совет: объезжайте лужи и не выезжайте в дождь на фрикционных шинах, иначе не избежать аквапланирования.

    Фрикционные шины — что это такое

    Содержание:

    Предисловие

    С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины — в материале ниже.

    Принцип работы

    Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.

    Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
    На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.

    Особенности шины-липучки

    Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:

    большое число ламелей;

    Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:

    Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.

    Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
    Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.

    В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.

    Виды и особенности фрикционных шин

    В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
    Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:

    Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.

    Отсутствие шипа/отверстия под шип.

    Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.

    Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.

    Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий — чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.

    Для каких дорог подойдут фрикционные шины

    Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:

    Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное — высота протектора.

    Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду.

    Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до — 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.

    После — 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.

    Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.

    Особенности эксплуатации липучек

    Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.

    Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
    Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки — не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.

    В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.

    Плюсы и минусы фрикционных шин

    Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
    Плюсы:

    Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.

    Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.

    Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.

    За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.

    Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.

    При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:

    Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.

    Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.

    Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.

    Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
    Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.