Лыжи для фрирайда как выбрать?

Решение непростой задачи: как подобрать лыжи для фрирайда

Любителям скорости и свободной езды подойдут лыжи для фрирайда. С помощью специальной конструкции можно почувствовать себя серфингистом. Чтобы отправиться в «свободное плавание», следует выбрать модель, учитывая несколько параметров.

Горные лыжи для фрирайда: особенности специальной конструкции

В первую очередь следует понять, что это такое — фрирайд. Слово является транскрипцией английского слова «freeride» и буквально переводится как «свободная езда». Для фрирайда не нужны специально подготовленные трассы, достаточно найти склон с нетронутым снегом. Спуск напоминает езду на сноуборде.

Горные лыжи для фрирайда имеют следующие характеристики:

  • увеличенная ширина;
  • широкий нос (шире талии);
  • технология «рокер»;
  • небольшая длина.

Рокер — ранний подъем передней, задней или передней и задней части, начинающийся с середины лыжи. Благодаря этой технологии, «подсмотренной» у воднолыжников, райдер легко скользит и держится на поверхности, не зарываясь в снег.

Виды фрирайд-катания

Существует пять категорий фрирайда. Выбор определенного вида поможет сориентироваться в ассортименте и остановиться на подходящей паре для комфортной езды.

Облегченный фрирайд

Другое название — «фрирайд-лайт». Самый простой и бюджетный вид фрирайда. Лыжник поднимается на фуникулере и съезжает по склону с рыхлым, неподготовленным снегом.

Бэккантри (backcountry)

Требует некоторой физической подготовки: подъем осуществляется пешком на снегоступах или со специальным оборудованием для скитуров. После поднятия наверх райдеры скатываются по склону.

Хели-ски (heli-skiing) и хели-бординг

Райдеры поднимаются на вертолете, а затем скатываются. Это более опасный вид фрирайда, т.к. предполагает более крутые склоны и продолжительный спуск по горной местности.

Сноукэтскиинг (snowcat skiing)

Лыжников поднимают на гору специальные гусеничные вездеходы с пассажирской кабиной — ратраки (сноукэты). Ратраки проходят по любой местности, поэтому райдеры могут покорить разнообразные склоны — лесные, бугристые, крутые.

Фристайл-бэккантри

Вид для экстремально настроенных лыжников, решивших выйти из парков в природную среду. Предполагает не только подъем и скат по необорудованным склонам, но и выполнение различных трюков в естественных условиях — со скал, бугров, бревен и т.д.

Лыжи для фристайла-бэккантри

Модели, предназначенные для фристайла-бэккантри, относятся к категории фрирайда. Однако некоторые производители выносят лыжи для фристайла в отдельную категорию.

Различия между лыжами для фристайла-бэккантри и классическими лыжами для фрирайда

В сравнении с классикой фрирайда, модели для фристайла-бэккантри имеют несколько особенностей:

  • конструкция позволяет переворачиваться в воздухе;
  • крепления находятся ближе к носку (у фрирайдных — ближе к пятке);
  • повышенная маневренность;
  • неравномерная жесткость — мягкая пятка и более жесткий носок;
  • больший боковой радиус;
  • полный (двойной) рокер.

Для чего нужны фристайл-бэккантри лыжи

Фристайл-бэккантри хорошо подойдут начинающим и опытным райдерам. Они более маневренные, легкие, лучше справляются с рельефными склонами и не требуют от лыжника сложных техник. Начинать учиться скатываться по горным склонам можно именно на этой модели. Необязательно использовать только для трюков, подойдут и для обычных спусков.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда

Техника фрирайда на горных лыжах предполагает маневренность на большой скорости, и обычные тонкие модели с такой задачей не справятся. Поэтому разработаны модели для горнолыжного спорта:

  • универсальные;
  • карвинговые (трассовые);
  • фрирайдные.

Трассовые подходят для спуска по укатанным, оборудованным склонам. Они более жесткие и заужены в талии. На трассовых лыжах катаются не по прямой траектории, а дугами. От радиуса дуги зависит скорость райдера, а радиус зависит от технических возможностей лыжника и бокового выреза. В соответствии с радиусом выреза выделяют коротко-, средне- и длиннорадиусные трассовые лыжи.

Для фрирайда на горных лыжах подойдут универсальные и собственно фрирайдные модели.

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Специально разработанные для фрирайда лыжи:

  • фрирайд (классика) — с рокером;
  • паудер — самые широкие;
  • park&pipe — для выполнения трюков и прыжков;
  • скитур — для восхождения на гору.

Park&pipe предназначены для выполнения трюков в лыжных парках с трамплинами, перилами и т.д. Скитур специально разработан для бэккантри. Модель отличается небольшим весом и позволяет подниматься в гору, отрывая пятку. При спуске она фиксируется креплением. Лыжи неудобны для экстремального спуска.

Паудер (powder)

Предназначены для езды по глубокому (от 20 см), мягкому, жесткому снегу. Хорошая пара для преодоления бугров и неровностей склона. Отлично себя чувствуют в лесистых и овражистых местностях с метровой глубиной снега. Основные характеристики:

  • ширина — до 150 мм в носке и до 140 мм в талии;
  • радиус поворота — 24-35 м;
  • передний рокер.

Паудеры не подходят для укатанных склонов.

Универсалы (all-mountain)

Подходят для катания по различной местности с мягким, липким, глубоким (от 30 см) снегом. На универсалах можно преодолевать мягкие бугры. Однако на укатанных склонах они значительно уступают трассовым моделям по скорости и маневренности.

  • ширина — 140 мм в носке и 100-105 мм в талии;
  • поворот — 16-24 м;
  • низкий передний рокер.

Универсалы подходят для обучения фрирайду.

Big mountain freeride (фрирайдные лыжи для больших гор)

Усовершенствованный вариант универсалов. Лыжи для фрирайда на высоких склонах могут проехать буквально везде. Хорошо преодолевают чрезвычайно жесткие склоны, глубокий, подтаявший снег. Зачастую укрепляются углепластиком в один лист.

  • ширина — 108-120 мм;
  • низкий передний, задний, редко полный рокер;
  • радиус поворота — 21-35 м.

Пара сложна в управлении и подойдет исключительно опытным лыжникам.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Подобрать лучшие лыжи для фрирайда довольно сложно. Следует учитывать несколько параметров и понимать, для чего необходимы лыжи — езды на укатанных склонах или преодоления естественных препятствий.

Радиус выреза

Этот параметр показывает, каким будет радиус поворота. Лыжи с небольшим показателем способны разворачиваться быстро и часто. Большой радиус (от 17 м) помогает поворачиваться плавно. Начинающему катальщику важно обращать на это внимание, чтобы намного облегчит маневренность.

Для пересечения леса лучше выбрать пару с радиусом до 15 м. Для свободного спуска достаточно 20 м.

Жесткость и весовой прогиб

Жесткость не измеряется количеством, и ее можно проверить только своими руками. Мягкими лыжами легче управлять. Они подходят для глубокого мягкого снега. Для спуска по плотному, подтаявшему покрытию лучше приобрести жесткую пару.

Весовой прогиб распределяет давление лыжи на склон и зависит от жесткости. Во фрирайдных моделях весовой прогиб сочетается с рокером. Чем он длиннее, тем выше маневренность. Короткий рокер помогает при резких поворотах и езде по плотному снегу.

Чем больше вес райдера и короче лыжи, тем больше должна быть жесткость.

Длина и ширина

Длинные лыжи менее маневренны, чем короткие. Поэтому начинающим лыжникам рекомендуется выбирать модели точно по росту. Это намного облегчит управление.

Ростовка, указанная на лыжах, является средним параметром и может не соответствовать действительности. Обычно вертикально поставленная лыжа выше или ниже лыжника на 5-10 см.

Широкие модели с легкостью преодолевают глубокий мягкий снег и подходят для неподготовленных склонов. Узкие лыжи лучше маневрируют на жесткой поверхности и способны быстрее менять направление. Средними показателями обладают универсалы с талией в 100 мм.

Обычно указанная ширина соответствует талии. Носки шире талии на 2-5 см.

Категории горных лыж

Выделяют три категории:

  • по опыту — для начинающих, любителей, профессионалов;
  • по гендерному признаку — мужские, женские;
  • по возрасту — детские, подростковые, взрослые.

Каждая категория различается размерами, массой, креплением, маневренностью. Новичкам рекомендуется покупать универсальные модели с двойным рокером. На них можно кататься по склонам с разной плотностью снега и совершать быстрые повороты.

Важно! Ребенок может приобретать навыки езды уже с 5 лет. Зарубежные школы принимают малышей в возрасте 2-3 лет. Однако фрирайд лучше осваивать с 8-10 лет.

Производители и цены

Топ-10 производителей горных лыж:

  • Völkl;
  • Atomic;
  • K2;
  • Fisher;
  • Rossignol;
  • ELAN ;
  • Nordica;
  • Scott;
  • Blizzard;
  • Head.

Помимо этих производителей, существуют другие — Whitedot, Stockli, Movement, Salomon, DPS и т.д. Каждый бренд предлагает различные модели для разных категорий.

В рейтинге лучших производителей вершину держит немецкая компания Völkl. Лыжи отлично скользят, устойчивы к перепаду температур, долговечны. Средняя цена взрослых моделей — 15тысяч рублей.

Не менее популярен бренд «Атомик». Австрийская компания выпускает различные модели для фрирайда — универсальные, паудеры, большие. Цена — 20-40 тысяч рублей.

Советы профессиональных фрирайдеров

Понять начинающим лыжникам, как выбрать горные лыжи для фрирайда, поможет несколько советов:

  • чтобы правильно подобрать пару, стоит определить цель (спуск, трюки, обход препятствий и т.д.);
  • двойной рокер поможет легче маневрировать;
  • для весенней езды лучше подойдут жесткие модели с небольшим радиусом поворота;
  • важно учитывать общую весовую нагрузку в полной экипировке;
  • приемлемым вариантом для новичков являются универсалы с шириной 10 см.

Краткое заключение статьи

Обзор лыж для фрирайда показывает, что выбрать подходящую модель новичку довольно сложно. Следует учитывать множество параметров. При этом точно сказать о качестве и удобстве можно только на горном склоне. Понимание, чем одна модель отличается от другой, и определение задачи, которую должны выполнять лыжи, помогут сделать правильный выбор.

Как выбрать первые лыжи для внетрассового катания

Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?

Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».

Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.

Есть всего одна беспроигрышная рекомендация: пробуйте сами.

На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.

Святослав Рычков

Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.

К вопросу о ширине талии

Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега. Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.

Читайте также  Коаксиальные или компонентные колонки что лучше?

Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.

Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.

Мягкие vs жёсткие

Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.

Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:

  • Жёсткая середина в моделях с кэмбером обеспечивает лучшую цепкость на льду: чем длиннее эта часть, тем на большей скорости вы стабильно (без срывов канта) можете делать резаные повороты.
  • Мягкая передняя часть (назовём это носком лыжи, хотя сам носок гораздо короче, чем то, что мы имеем в виду под этим названием — переднюю треть или четверть лыжи) облегчает вход в поворот, но требовательна к «продольной» работе — маятниковый перенос веса лыжника по длине лыжи в повороте. Слишком резкая загрузка носков может привести к тому, что лыжа взбрыкнёт, и вы полетите через голову.
  • Жёсткая пятка (опять же: не сама пятка, а, в среднем, последняя четверть длины), подстраховывает на приземлениях, но требовательна к технике: чуть «засиделся» в повороте — и уже несёшься вниз напрямую. Мягкая пятка в такой ситуации может просто вывезти поперёк склона, но при ошибке в приземлении уложить на спину. Да и как объективно считать, что мягко, а что жёстко? Порой можно услышать прямо противоположные мнения об одной и той же модели, хотя дотошные американские парни проводят тесты на жёсткость, нагружая лыжу стандартным весом и измеряя изменение прогиба.

Ростовка

Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать. И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «. мочить и спрямлять и short skis sucks!»

Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.

Радиус поворота лыжи

Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.

Мультирадиус

Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).

Лыжи с радиусом до 20 м

Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.

Лыжи с радиусом более 20 м

И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.

Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.

Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.

Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде

Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.

Movement FLY TWO 115

172 см (138/115/133 мм, 18 м) | 180 см (138/115/133 мм, 19 м)

DPS Alchemist WAILER 112

168, 178, 184 и 189 см, 141/112/128 мм, 15-18 м (184 см)

Black Crows Anima

182 см (142/115/126 мм, 21 м)

Fischer Ranger 102 FR

184 и 177 см, 136/102/126 мм, 18 м, 2 кг

ZAG Slap 104

182 см, 125/104/136 мм, 19 м

ZAG Slap 112

182 см и 188 см (130/112/141 мм, 22 м)

Atomic Bent Chetler 120

184 см (143/120/134 мм, 19 м) и 192 см (144/120/135 мм, 20 м)

Как выбрать лыжи для фрирайда

Горнолыжный спорт имеет несколько подвидов – downhill, слалом, супергигант, слалом супергигант, могул, ньюскул, слоупстайл, карвинг, фрирайд и некоторые другие. Каждый из этих видов горных лыж отличается условиями исполнения, свойствами трассы, требованиями к экипировке. Например, лыжи для слалома и лыжи для карвинга будут серьёзно отличаться друг от друга, так как они заточены под совершенно разные виды катания. Поэтому говоря о выборе лыж, нужно прежде всего понимать для какого вида горнолыжного спорта покупается новая пара. Но и помимо этого необходимо учесть и проанализировать массу данных чтобы выбрать пару, идеально подходящую именно вам. И сегодня мы поговорим о том, как правильно выбрать лыжи для фрирайда.

Что такое фрирайд

Один из самых опасных и экстремальных видов горнолыжного спорта – это фрирайд. В дословном переводе с английского «freeride» — это свободное катание. Фрирайд – это внетрассовое катание, причём местом для спуска могут как быть дикие отдалённые склоны, так и неподготовленные склоны рядом с трассами курортов.

Прежде всего, нужно понимать что такое – фрирайд. Фрирайд – это в общих чертах, спуск вне подготовленной трассы. Существует несколько видов фрирайда – лайт, бэккантри, скитур, хели, кэтскиинг, сноумотобординг. Наиболее распространённым видом фрирайда является бэккантри (спуск с горы, не оборудованной подъёмниками, с предшествующим восхождением с лыжами за спиной), поэтому будем рассматривать лыжи, характеристики которых заточены именно под спуск.

В чём главная прелесть фрирайда? Конечно, в паудере. Паудер, целина, пухляк, перина – это свежевыпавший, мягкий, глубокий, нетронутый снег, который идеально подходит для катания на лыжах или сноуборде. Такой снег можно найти только в высоко горах, но и там не всё паудер, что снег. Для формирования слоя правильного паудера необходимы особые погодные условия, прежде всего, температура и влажность.

Читайте также  Разница между тосолом и антифризом что лучше?

Freeride имеет очень обширную зону катания и подразделяется на несколько видов:

  • Фрирайд «light» — название говорит само за себя. Лайт фрирайд – это легкий, незамысловатый и недорогой вид. На склон поднимается спортсмен на подъёмнике (фуникулёре) и оттуда съезжает по пухляку.
  • Бэккантри – усложнённый вид катания, для которого понадобится определённая физическая подготовка. Лыжник для подъёма на вершину не используют подъёмники, как в первом виде. Они идут пешком, на снегоступах или же специальном оборудовании для ski туров, с лыжами за спиной.
  • Хели-ски — дорогостоящий и самый опасный вид фрирайда. Спуск совершается с крутых горных, неподготовленных склонов на которые спортсмены поднимаются на вертолёте. Такое развлечение далеко не всем по карману.
  • Сноукэт – катание по разнообразным склонам с помощью ратраков или горных мотоциклов, снегоходов. В таком случае лыжник цепляется за транспорт и процесс катания очень напоминает водные лыжи.

Какие лыжи подойдут для фрирайда.

Фрирайдовое катание основано на езде на скорости и большой маневренности на склоне.

Из всех существующих моделей горных лыж, для покорения нетронутых горных местностей используются универсальные и лыжи для фрирайда.

Универсальные горные лыжи могут использоваться на неподготовленных трассах, особенно если их ширина талии в диапазоне 80-90 см. Такие лыжи хорошо проходят различные трассы, но для спортсменов, которые решили всерьёз освоить внетрассовое катание, следует использовать лыжи, заточенные под фрирайд.

Виды лыж для фрирайда:

Традиционным видом лыж для свободного катания являются Паудеры. Это самые широкие модели лыж из существующих. Они идеально подходят для катания по глубокому (от 20 см) снегу как мягкому, так и жёсткому. .

Паудеры разработаны исключительно для прохождения нетронутых, бугристых, склонов, На укатанных трассах такими лыжами крайне тяжело управлять, поэтому не используются.

Ширина паудеров в носке достигает 15 см, а в талии – до 12 см. Особенность является наличие рокера.

Универсальные модели для фрирайда чаще всего используются новичками. Они по форме немного уже паудеров. Ширина в носке примерно 14 см, а ширина талии около 10 см. ALL-mountain идеально подходят езды по мягкому снегу глубиной до 30 см, а также для катания по трассам с разбитой снежной поверхностью.

Отметим ещё один вид лыж для фрирайда, который используется только опытными лыжниками – это лыжи для внетрассового катания по большим горам. (Big mountain). Такие лыжи – это усовершенствованный вид универсальных. Они, словно, вездеходы, преодолевают склоны любой сложности. Ширина от 10 до 12 см. Часто такие модели укреплены углепластиком. Такие лыжи очень тяжело управляются.

Категории лыж.

Выбор лыж для фрирайда будет несколько отличаться в зависимости от категории, под которую попадает лыжник.

Различают категории лыж:

  • В зависимости от опыта
  • Профессионал
  • Любитель
  • Новичок
  • В зависимости от возраста
  • Дети*
  • Подростки
  • Взрослые
  • В зависимости от гендерных принадлежностей:
  • Женщины
  • Мужчины

*Детям рекомендовано начинать обучение горнолыжного спорта с возраста, в котором он уже хорошо ходит и координирует движения ( от 3 лет). В случае фрирайда, детям лучше начинать обучение с более старшего возраста: 9-10 лет.

Как выбрать лыжи для катания «внетрасс»

Свойства целины и определяют характеристики лыж, на которых будет покоряться склон. При выборе лыж для фрирайда стоит оценить и учесть следующие параметры:

  • длина (ростовка), вес, ширина «талии» лыжи
  • жёсткость
  • степень «агрессивности» катания
  • геометрия профиля лыжи

Параметры лыжи

Начнём с габаритных параметров лыжи. Ростовка лыжи подбирается исходя из веса лыжника – чем тяжелее спортсмен, тем длиннее должна быть лыжа. Несмотря на кажущееся потенциальное влияние, рост спортсмена не имеет значения в этом случае. Общая зависимость такова: чем лыжа длиннее, тем она устойчивей и лучше ведёт себя на скорости на неровностях. Обратная сторона медали – с увеличением длины лыжи падают показатели маневренности и управляемости, райдер прилагает значительно больше усилий для выполнения поворотов. И выполнять трюки на слишком длинных лыжах намного сложнее.

Для начинающих лыжников следует запомнить формулу:

Такие лыжи позволят легко контролировать управление, скорость и обучаться маневрированию на склонах. Освоив технику и развивая умения катания, подбор длины происходит из индивидуальных предпочтений. Как правило более опытные фрирайдеры при выборе длины лыж, прибавляют к росту всего 5 см. На таких лыжах можно «трюкачить» на склоне.

Вес лыжи

Современные технологии сделали очень много для снижения веса лыж при улучшении всех качественных характеристик, но вес всё же имеет значение для бэккантри, так как лыжи приходится нести вверх на рюкзаке. Также, лёгкие лыжи более маневренны и легче в управлении, потяжелее – более стабильны на неровных поверхностях.

Ширина «талии»

Ширина «талии» лыж влияет на способность лыж держаться на снегу. Чем шире лыжа, тем меньше её удельное давление на единицу площади снега, тем лучше она держится на поверхности снежного покрова, не «закапывается» и не «тонет». Ведь катание по пухляку – это скорее не спуск, а плавание в толще снега. Зависимость приблизительно следующая: для целины с толщиной слоя в 400 – 500 мм используются лыжи с «талией» от 120 до 140 мм, для езды по фирну (замёрзшая настовая корка поверх слоя пухляка) будут удобны лыжи с «талией» 110 – 120 мм, если нет чёткого понимания свойств снега на спуске, то лучше всего остановиться на универсальном варианте с «талией» 100 – 110 мм.

Ещё одним параметром, который влияет на выбор ширины лыжи является скорость езды.

Для спуска на высоких скоростях нужны более узкие лыжи. Для медленного катания используются широкие лыжи.

Жесткость лыж

Второй пункт – жёсткость лыжи. Выбор в этом случае очень индивидуален и зависит от уровня мастерства и предпочтений райдера. Общая зависимость такова – чем жёстче лыжа, тем лучше она держится на твёрдых поверхностях и тем лучше она управляется при агрессивном стиле катания. Один из универсальных вариантов для фрирайда – лыжи с жёсткой серединой и мягкими «носом» и «пяткой». Такие лыжи легко «всплывут» при катании по целине, и будут достойно управляться на участках с жёстким снегом. Кроме того, мягкая «пятка» сглаживает «выстрел» при выходе из поворота, что делает катание более комфортным.

Показатель торсионной жесткости влияет на поведение лыж в резаной дуге. Чем меньше будет показатель торсионной жесткости, тем большая вероятность срывов при закладывании дуги.

Степень «агрессивности» катания во многом определяет требования к лыжам. Если спортсмен предпочитает резаные повороты и жёсткий снег, то для этих условий подойдут жёсткие, короткие лыжам с узкой талией и рубленой «пяткой».

Геометрия лыж

Геометрия профиля лыж – наиболее сложный и объёмный пункт, так как современные лыжи имеют большое количество вариантов верхнего и бокового профилей, и производители постоянно экспериментируют с новыми моделями в поисках «идеального профиля». А мы в этом многообразии будем рассматривать решения, наилучшим образом подходящие для фрирайда.

Боковой вырез

Его форма определяется радиусом окружности, по которой он сделан. Чем меньше радиус окружности, тем резче удастся сделать поворот с минимальными усилиями. Для скоростного фрирайда подойдут лыжи с вырезом 15 – 25 м, если условия спуска предполагают активное маневрирование, то удобнее и проще это будет делать на лыжах с радиусом окружности 12 – 15 м. Некоторые модели лыж имеют комбинированный боковой вырез, которые образован двумя окружностями, часть, которая ближе к носу лыжи, образована окружностью меньшего радиуса, что положительно влияет на управляемость и стабильность лыжи при манёврах на жёстком снегу.

Прогиб лыж

Кэмбер и рокер. Кэмбер – это прогиб лыжи вверх в средней части, он служит для равномерного распределения веса лыжника по длине лыжи, и, как следствие, лучшей устойчивости и управляемости. Рокер – это обратный прогиб лыжи вниз, на носке и/или пятке. Наличие рокера на носке позволяет упростить вхождение в поворот и сделать его более крутым, а на мягком снегу – помогает «всплыть» даже на небольшой скорости. Рокер в пятке делает маневрирование лыжами более мягким. Популярная формула соотношения длин рокер носка/кэмбер/рокер пятки – 20%/70%/10%.

Бренды лыж для фрирайда.

На сегодняшний день существует огромное количество производителей, которые предлагают широкий ассортимент моделей лыж для всех стилей катания. Каждый бренд предлагает модели как в дешевом ценовом сегменте, так и в премиальном.

Наиболее популярные в РФ считаются фрирайдовые модели от производителей: Salomon, Volkl, Atomic, K2, Head.

Рекомендации подбора лыж для фрирайда от экспертов:

  • При выборе лыж для езды вне трасс, предпочтение отдаётся моделям с рокером.
  • Для начинающих лыжников оптимальной моделью считаются лыжи All-mountain, ширина которых 10см.
  • Выбирая лыжи, необходимо учитывать не только нагрузку веса тела, но и нагрузку на лыжи при полной экипировке.
  • Весной также можно кататься по неподготовленным трассам, только для этого лыжи выбираются более жесткие.

Выводы

Мы описали общие характеристики лыж для фрирайда, которые позволят вам ориентироваться в широком ассортименте предлагаемых сегодня моделей, и сделать правильный выбор при приобретении своей первой пары для фрирайда. Главное – адекватно оценивать свои способности и уровень подготовки и выбрать соответствующие лыжи. Первая пара лыж прослужит пару сезонов точно, а уже следующую нужно будет выбирать, опираясь на приобретённый опыт и навыки.

Качественные и правильно подобранные лыжи – это залог успеха!

Это общие характеристики лыж для бэккантри, которые позволят вам ориентироваться в широком ассортименте предлагаемых сегодня моделей, и сделать правильный выбор при приобретении своей первой пары для фрирайда.

Нужны ли специальные лыжи для фрирайда?

Фрирайд – катание в отсутствии проложенных и укатанных трасс – это занятие для лыжников, которые хорошо освоили горнолыжный спорт. Езда по нетронутому снегу вне горнолыжной инфраструктуры дарит фантастическое ощущение свободы. Но такое катание опасно, оно требует определенной физической подготовки, умения ориентироваться на склоне, способности быстро реагировать и принимать правильные решения.

Так как фрирайдом увлекаются далеко не новички в горнолыжном спорте, как правило, каждый фрирайдер знает, какие лыжи его наиболее устраивают. Здесь многое решают личные предпочтения и субъективные ощущения при катании. Например, кому-то нравятся лыжи покороче и поманевреннее, другой предпочитает более длинные и жесткие. Однако на некоторые основные вопросы нужно ответить, чтобы дать начинающим общие представления о фрирайдерских лыжах и их выборе.

Если вы хотите кататься вне подготовленных трасс не просто хорошо, а отлично, то без специальной фрирайдерской экипировки не обойтись.

Не секрет, что и в горных лыжах-универсалах можно кататься по неподготовленному снегу. Большинство горнолыжников так и поступают: первые несколько раз спускаются по неутрамбованному склону на своих обычных лыжах и только через какое-то время пробуют купить специальные для фрирайда. Универсалы с талией 80-90 см хорошо ведут себя на разных по качеству трассах, в том числе и на целине глубиной до 20 см.

Читайте также  Однополюсный или двухполюсный автомат что лучше?

Какие бывают горные лыжи для фрирайда

Паудер (powder)

Традиционные фрирайдовские лыжи – это паудер. Они – самые широкие из всех горнолыжных: имеют порядка 150 мм ширины в носке и пятке и около 120 мм – в талии. Есть и суперширокие модели, имеющие в талии до 140 мм.

Паудеры идеальны для катания по мягкому снегу глубиной от 20 см. Нетронутые «дикие» склоны гор или холмов, лесистые и овражистые места со слоем снега толщиной в 1 м – условия, для которых созданы паудеры. В то же время на укатанных склонах они медлительны и неповоротливы. А суперширокие варианты для этой цели не подходят совершенно.

Универсалы (all mountain)

Фрирайдерские универсалы уже, чем паудер, но шире обычных all mountain: имеют в пределах 130-140 мм на носке и в пятке и около 100-105 мм – в талии. Они хороши на мягком снеге глубиной до 30 см и на подготовленных склонах с разбитым снегом.

Именно all mountain freeride рекомендуются начинающим фрирайдерам. Они позволяют не только кататься по склонам с большим снегом, но успешно использовать их в ежедневной практике.

Как правильно купить лыжи для фрирайда

Длина и ширина

Общее правило: чем габаритнее (длиннее и шире) лыжи, тем они менее маневренны и требует прикладывания больших сил для управления. По этой причине слишком длинные и/или широкие лыжи не имеют очевидных преимуществ для начинающих фрирайдеров.

Оптимальные параметры фрирайдерский лыж для начинающих:

  • длина – соответствует росту лыжника +/-5 см;
  • ширина талии – 100-105 мм.

Для большинства опытных катающихся достаточными будут следующие параметры:

  • длина – рост + 5-10 см;
  • ширина талии – до 120 мм.

Более широкие варианты узкоспециализированы: они идеальны для полуметрового слоя зимнего снега и более.

Радиус выреза

Общее правило: чем меньше радиус, тем меньше дуга поворота. Поэтому:

  • если вы собираетесь кататься в лесу и по оврагам, то лучше брать более юркие лыжи с радиусом до 15 м;
  • если вы ориентируетесь на склоны, то радиус 20 м (или около этого значения) будет оптимальным.

Как правило, больший радиус имеют более узкие лыжи. Им не нужна лишняя суета, а больший радиус на склоне позволяет лучше управлять. И наоборот. Например, одна из уникальных паудер-версий имеет геометрию 165-108-140 и радиус выреза всего 11 м. По отзывам горнолыжников лыжи с такими параметрами идеальны для профессонального фрирайда:

  • никогда не тонут в снегу;
  • на фирне демонстрируют такой же ход как на подготовленной трассе;
  • не проламывают снежную корку.

В тоже время такие лыжи могут быть неплохим вариантом для начинающих фрирайдеров, которые имеют серьезное намерение кататься вне проложенных трасс.

Жесткость и весовой прогиб

Для классического фрирайда лучше выбирать мягкие и широкие лыжи, чем жесткие и узкие. Жесткость традиционно связана со скоростью и агрессивной манерой катания. Во фрирайде все наоборот: глубокий снег и невысокие скорости. Кроме того, более мягкими лыжами легче управлять. Но могут быть и исключения. Например, если вы предполагаете кататься преимущественно весной, когда снега уже немного, и он достаточно плотный, то жесткость будет предпочтительнее мягкости.

Весовой прогиб определяется визуально. У фрирайдерских версий он очень небольшой. Поэтому определить уровень жесткости у таких лыж обычным методом не получится.

Естественно, параметр жесткости находится в непосредственной взаимосвязи с габаритами лыжника и длиной лыж. Скажем, если ваш рост 170 см, и вы берете лыжи 180 см, то жесткость должна быть средней при весе в 60 кг. Если лыжи будут короче, то они должны быть более жесткими.

В общем, категория жесткости весьма эфемерна, и, пока вы не встанете на снег, вы не сможете сделать адекватную оценку. Поэтому перед тем как купить, больше интересуйтесь отзывами других фрирайдеров, знакомьтесь с обзорами моделей, выпущенных в предыдущих сезонах и уже обкатанных другими горнолыжниками.

Производители и цены

Производством горных лыж занимаются десятки компаний. У каждого производителя имеется 10-20 и более исключительно фрирайдерских или универсальных моделей. В России популярны лыжи для фрирайда следующих брендов: Volkl, Movement, Salomon, DPS, Fisher, Rossignol, Majesty, Stockli, Whitedot, Atomic, Goodboards.

Традиционно Fischer и Rossignol лидируют в премиальном сегменте. В целом, ценовое различие между брендами несущественно. У каждого производителя можно найти дешевые или дорогие модели, лежащие в одной и той же ценовой категории. Диапазон цен – от $200 до $1300. Наиболее ходовые модели находятся в ценовом сегменте $400-$700.

На стоимость модели большее влияние оказывает не бренд, а сезон выпуска: самые дорогие – лыжи, выпущенные в текущем году и ориентированные на предстоящий сезон. Со временем эти модели теряют в стоимости и заменяются в топе новейшими версиями.

Лыжи для фрирайда

Фрирайд – это круто. Модно, отвязно, стильно? Да. Но если ты собрался заняться фрирайдом, то не забудь, что впереди — любые склоны. Что это значит?

Свеженькая пушистая целина, в которую ты уходишь по развилку при каждой остановке, и плотно утрамбованный ветром снег, в котором лыжи то тонут, то всплывают, без скорости в таком повернуть можно только прыжком, выдернув лыжи. Мокрая тяжелая каша на южном склоне кулуара и смерзшаяся проламывающаяся корка на северном, и так – на каждом повороте, заструги, ледяная броня с шишками размером в кулак — короче, все, что угодно. А еще фрирайдер должен полюбить узкие крутые кулуары, в которых необходимо передвигаться прыжками, потому что развернуться просто негде, а также склоны крутизной в сорок пять градусов, где падение может неполезно сказаться на целости молодого, но быстро наглеющего организма. И на обычных лыжах в таких разных условиях будет плоховато.

Это на подготовленном склоне почти все лыжи выглядят вполне достойно, если у хозяина достаточно опыта. А вот там, куда уходят hard-core skiers, нужны лыжи для фрирайда. Обычные лыжи чем плохи – они в снегу тонут, а под снегом их не провернешь. Или нужно сильно разогнаться, тогда они всплывут, и все будет OK. Но на скорости, да в глубоком снегу, если чуть ошибся – тут же и лег, и потом лыжи, отстегнувшиеся под свежим снегом, искать можно очень долго. Не видел еще, как народ баальшие окопы копает в поисках лыж, вместо того, чтобы отжигать по целине? Если уходишь кататься вне трасс, то еще посмотришь, и сам покопаешь, будь уверен!

Чем фрирайдовые лыжи отличаются? Они должны держать максимально высокую скорость, а значит – быть жесткими. Ведь мягкие лыжи могут просто согнуться в дугу на скорости или в сложном месте, и тогда «…здравствуй, дерево!» Но райдовые лыжи не только жесткие, они отличаются еще и площадью. Она больше, чем у обычных лыж. Площадь, как известно, есть ширина, помноженная на длину. Чем шире и длиннее лыжа, тем легче она всплывает в целине и, значит, на меньшей скорости становится послушна. Длину народ берет большую, 185 см, а то и длиннее.

Коротышки остаются на обычных склонах, где длинные и широкие лыжи не нужны. На больших лыжах на укатанном снегу плохо. Ведь, чтобы длинные лыжи повернуть, – скорость нужна, место для поворота, а на подготовленных склонах народу – тьма. И все мешают. Так что на длинных и широких лыжах – нафиг с пляжа, тут простор нужен.

Самые широкие – миллиметров за 100 в талии – на таких только по целине люди катаются. На укатанном в них будешь, как клоун в ластах. Лыжи для фрирайда – поуже, самое то – с талией (шириной в самом узком месте, под ботинком) – от 80 до 100 мм. На серьезных райдовых лыжах и погонять можно хорошо, и по жесткому они неплохо идут, если везде катаешься, а не только в Красной Поляне на четвертой очереди после снегопада или в Шерегеше отрываешься. Широкие, длинные и тяжелые лыжи, типа Head Monster 85, Elan Mantis 777, Rossignol Bandit B3, Fischer Big Stix 8.6, Salomon Scream 10 Pilot X-Tra Hot и им подобные, делает каждая нормальная фирма. Есть и специальные фирмы, которые только лыжи для фрирайда и делают, но всякие Igneous, Zag и так далее к нам в страну не возят – дорого, и фрирайдеров у нас мало. На соревнованиях со всей России человек 70 набирается, не больше. Зато, уж если на ногах Zag – это уж и заокеанские пацаны захотят при встрече зазнакомитьcя, особенно, если увидят, что ты реально «мочишь», а не понтоваться на склон вышел.

Ведь, чтобы на настоящих райдовых лыжах гонять, опыт нужен, без него тяжко. Начинать лучше с лыж попроще. Почему? Ну, вот взять грузовик или автобус – тяжелые машинки. С опытом вождения легковушки за его руль сесть можно, но удовольствие от вождения — под большим вопросом. Так же и с лыжами. Лыжи для фрирайда — тяжелые, мощные, чтобы по всякому безобразию можно было кататься, почти как по ровному. И с большим радиусом поворота, за 20 метров. А значит, на маленьких склонах на них делать просто нечего. Вдобавок, если опыта маловато, то сил на управление этими досками будет уходить столько, что на вечер может не остаться. А оно надо? Так что лучше для начала взять что-то полегче, с шириной в талии миллиметров 75, а более оставить на потом, когда ноги накачаются, за спиной появится рюкзак с защитой, в рюкзаке — лавинная лопата, на пузе — бипер, а на голове – мозгосборник.

Ну, а если хочется лыжики поприкольнее, то покатит ньюскульный вариант типа фрирайд-бэккантри – они и покороче будут, и помягче. На укатанном склоне такие лыжики, конечно, широковаты. Но зато вне трасс, да еще если снега много – супер! И в лесу крутятся, кстати, как хочешь – площадь большая, в снегу тонут намного меньше, чем узкие. Культовая лыжа из этого класса – Salomon Pocket Rocket. Если хорошо идешь на твин-типах, то из-под загнутых вверх пяток такие «шприцы» снега летят, что те, кто сзади, должны уворачиваться – иначе ничего не видно. Rossignol Scratch BC, Atomic Stomp – много таких сейчас. Но учти, что на узких твин-типах типа Rossignol Scratch FS, Salomon Teneighty хорошо в парке тусоваться, по перилам джиббить, а в целине они ничем не лучше универсальных, а то и хуже – те все же пожестче будут, и скорость получше держат.