Aac или ac3 что лучше?

MP3, AAC, WAV, FLAC: рассказываем обо всех форматах аудиофайлов

Сохранить и прочитать потом —

Организуя свою коллекцию цифровой музыки, можно утонуть в разнообразии форматов аудиофайлов. Почти каждый слышал об MP3, но что такое OGG, AIFF или MQA?

Если по прочтении списка у вас возникло подозрение, что все эти форматы для получения таких шикарных аббревиатур учились в разных университетах, мы поможем развеять его. В этом материале будет прояснена суть некоторых популярных музыкальных форматов, разница между ними и то, почему это важно знать.

Что бы вы ни слушали – MP3-файлы с низким битрейтом, чуть более качественные треки в AAC или Hi-Res-аудио во FLAC или WAV – настало время разобраться в том, что именно вы получаете в каждом случае и как выбрать оптимальный формат.

Давайте оценим плюсы и минусы каждого из них.

Краткий обзор форматов файлов и кодеков

Чтобы не ходить вокруг да около, вначале мы приведем краткую памятку по всем форматам файлов и различиям между ними. Если захотите узнать больше, ниже вы найдете более подробное описание различий в размерах, качестве звука и совместимости.

AAC (не является форматом Hi-Res-аудио). Ставшая популярной благодаря Apple альтернатива формату MP3. Со сжатием и потерями, но с более высоким качеством звука. Используется для скачивания с iTunes и трансляции с Apple Music.

AIFF (Hi-Res). Альтернатива WAV от Apple с более полными метаданными. Не особенно популярный формат без сжатия и потерь с файлами большого размера.

DSD (Hi-Res). Однобитный формат, применяемый в Super Audio CD. Существует в вариантах с частотой дискретизации 2,8 МГц, 5,6 МГц и 11,2 МГц. Из-за использования кодека высокого качества в настоящее время не применяется для стриминга. Формат без сжатия.

FLAC (Hi-Res). Формат со сжатием без потерь с поддержкой частот дискретизации, совместимых с Hi-Res, и хранением метаданных; размер файлов вдвое меньше, чем у WAV. Благодаря отсутствию лицензионных отчислений считается лучшим форматом для скачивания и хранения альбомов в Hi-Res-аудио. Его главный недостаток – отсутствие поддержки устройствами Apple (и, следовательно, несовместимость с iTunes).

MP3 (не является форматом Hi-Res-аудио). Популярный формат со сжатием и потерями с малым размером файла и далеко не самым высоким качеством звучания. Удобен для хранения музыки на смартфонах и плеерах iPod.

MQA (Hi-Res). Формат со сжатием для хранения Hi-Res-файлов в более удобной для стриминга форме. Используется сервисом Tidal Masters для трансляций Hi-Res-аудио.

OGG (не является форматом Hi-Res-аудио). Иногда называется полным именем – Ogg Vorbis. Альтернатива MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающая под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.

WAV (Hi-Res). Стандартный формат, в котором записаны все CD. Отличное качество звука, но огромный размер файлов из-за отсутствия сжатия. Слабая поддержка метаданных (обложек, названий песен и исполнителей).

WMA Lossless (Hi-Res). Версия Windows Media Audio без сжатия, поддержку которой уже не часто можно встретить в смартфонах и планшетах.

Аудиофайлы со сжатием и без него

Вначале рассмотрим три категории, в которые можно сгруппировать все форматы аудиофайлов. Они определяются степенью сжатия данных и связанным с ним уровнем потерь качества звучания.

Если для сжатия аудио в вашем файле не применялся специальный алгоритм (или кодек), это приведет к двойному результату: во-первых, потерь качества звучания не будет, во-вторых, место на вашем жестком диске скоро закончится.

По своей сути запись в формате без сжатия полностью соответствует оригинальному аудиофайлу, в котором зафиксированы в цифровом представлении реальные звуковые сигналы.

WAV и AIFF можно назвать самыми популярными форматами аудиофайлов без сжатия. Оба они основаны на PCM (Pulse Code Modulation, импульсно-кодовой модуляции), широко известном механизме непосредственного преобразования аудиосигнала в цифровую форму. В WAV и в AIFF применяются схожие технологии, но методы хранения данных несколько различаются. В этих форматах можно записывать как файлы CD-качества, так и более высокого разрешения.

Формат WAV был разработан Microsoft и IBM, в силу чего применяется на платформах на базе Windows; он является стандартным форматом записи компакт-дисков.

Формат AIFF создан компанией Apple как альтернатива WAV; и хотя AIFF-файлы менее распространены, они обеспечивают более полную поддержку метаданных, позволяя хранить обложки альбомов, названия песен и тому подобную информацию.

Недостаток этих форматов – требование гигантских объемов памяти. Файлы CD-качества (16 бит, 44,1 кГц) занимают около 10 МБ дискового пространства на минуту звучания.

ALAC, FLAC, WMA Lossless: аудиоформаты без потерь

Все мы любим FLAC. Формат без потерь, файлы во FLAC (Free Lossless Audio Codec, бесплатный аудиокодек без потерь) по размеру почти вдвое меньше, чем в WAV или AIFF без сжатия с эквивалентной частотой дискретизации, однако в плане звучания никаких потерь качества не заметно. FLAC также поддерживает более высокое разрешение по сравнению с CD-качеством – до 32 бит и 192 кГц.

Помимо FLAC, есть и другие форматы без потерь – ALAC (Apple Lossless) и WMA Lossless (Windows Media Audio). Первый представляет собой отличную альтернативу для iOS и iTunes, хотя размер файлов чуть выше, чем у FLAC. Не все смартфоны и планшеты поддерживают его.

AAC и MP3: аудиоформаты с потерями

Кто не слышал про MP3? Все про него слышали. Этот самый распространенный аудиоформат удобен для хранения музыки на плеерах iPod или планшетах и поддерживается практически любыми устройствами. Однако для этого приходится жертвовать значительным объемом информации. Для того чтобы уменьшить размеры файлов на порядок по сравнению с записями в CD-качестве, необходимо отбросить значительный процент исходных данных, что приводит к потере качества звучания.

Битрейт, с которым записан MP3-файл, тоже влияет на качество звука. MP3 с битрейтом 128 кбит/с теряют больше информации, чем файлы с 320 кбит/с (это расшифровывается как «килобит в секунду», где каждый «бит», в сущности, представляет собой крохотный кусочек песни). Учитывая резкое снижение стоимости памяти, в наше время нет никаких причин слушать файлы с битрейтом 128 кбит/с; MP3 с 320 кбит/с имеют смысл при ограниченном объеме памяти, они также остаются стандартным форматом для скачивания файлов Интернет-магазинов.

Еще один формат с потерями, AAC (Advanced Audio Coding, усовершенствованное кодирование звука), также предполагает сжатие, как и MP3, но благодаря несколько более эффективным алгоритмам обеспечивает более качественный звук. AAC используется для скачивания с iTunes и трансляций с Apple Music (с битрейтом 256 кбит/с), а также в передачах с YouTube.

Формат Vorbis, нередко называемый Ogg Vorbis, чтобы подчеркнуть использование контейнера Ogg, представляет собой альтернативу MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающую под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.

Если вы планируете использовать форматы с потерей информации, учитывайте следующий факт: повышение числа «бит» обычно ведет к росту качества звучания, однако оно во многом зависит от эффективности кодека, с помощью которого выполняется преобразование файла. Если большая часть музыки в вашей коллекции закодирована с битрейтом 128 Кбит/с, то вы могли заметить, что, несмотря на принципиальное сходство звучания, из-за низкой эффективности кодека MP3-файлы, скорее всего, будут слушаться несколько хуже AAC или Ogg Vorbis.

Как насчет музыки в высоком разрешении?

В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта.

Если не вдаваться в подробности, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разрядностью, чем у CD (т.е. 16 бит/44,1 кГц). Примерами Hi-Res-аудио могут служить файлы с параметрами 16 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц.

Благодаря наличию дополнительной аудиоинформации Hi-Res-файлы звучат намного лучше в сравнении с компрессированными файлами, теряющими эту информацию в процессе сжатия. Эти форматы требуют больше места на диске, но их качество определенно стоит таких затрат.

К Hi-Res-аудио относятся форматы без сжатия, такие как AIFF и WAV, а также без потерь – FLAC и ALAC. DSD (отчасти нишевый формат, применявшийся в Super Audio CD) также входит в категорию Hi-Res-аудио, но его поддерживает гораздо меньшее число устройств. Если говорить о стриминге, то такие сервисы, как Tidal Masters, используют упаковщик MQA, позволяющий передавать по сетям файлы в высоком разрешении с использованием минимально возможной полосы пропускания сигнала.

Что касается воспроизведения форматов Hi-Res-аудио, то сегодня его поддерживает уже немало устройств. 24-разрядные файлы способны проигрывать беспроводные колонки Denon HEOS, а также портативные музыкальные плееры премиум-класса – такие как Cowon Plenue D2 и Astell & Kern A&norma SR15.

Читайте также  КПП робот или автомат что лучше?

Кроме того, с Hi-Res-аудио совместимы большинство флагманских моделей смартфонов под Android – например, удостоенный высших оценок Samsung Galaxy S10+ – однако прослушать их на новеньком iPhone вам сходу не удастся. Мы нашли способы обойти это ограничение, но нельзя забывать о том, что файлы Hi-Res-аудио пока еще не настолько компактны, как их аналоги в форматах с потерями.

Какой аудиоформат будет лучшим для вас?

Выбор формата зависит от того, что вас больше волнует – объем памяти или качество звучания – а также от того, с каким устройством вы намерены его использовать.

Популярность MP3 сложилась в эпоху, когда стоимость дискового пространства была очень высока. Сегодня смартфоны, музыкальные плееры и ноутбуки оснащаются памятью внушительного объема, так что есть смысл обратить внимание на форматы с качеством выше, чем у CD.

Если же вы решили архивировать свои аудиофайлы, FLAC или другой формат без потерь может стать неплохим вариантом. Они представляют собой удачный компромисс между уровнем сжатия и качеством звучания, позволяя слушать высококачественную цифровую музыку и сэкономить дисковое пространство. Только не забудьте проверить совместимость выбранного формата и имеющихся устройств.

Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.

В чём разница между кодеками беспроводного аудио

Сегодня разные производители всё чаще и чаще отказываются от стандартного разъёма 3,5 мм для подключения наушников, отдавая предпочтения беспроводному звуку. Тренд на это начался с 2016 года, когда Apple представила AirPods — свои первые полностью беспроводные наушники, а также iPhone 7 и 7 Plus, в которых был ликвидирован аудиовыход.

Сегодня купить беспроводные наушники — не проблема. У разных брендов есть множество решений, и все они стоят по-разному. Из неплохих бюджетных можно отметить AirDots 3, которые вышли недавно и должны поступить в продажу уже совсем скоро по цене около 2000 рублей. Одной из фишек этих наушников является поддержка aptX.

Считается, что это круто, особенно в наушниках за такие деньги. Не знаете, что это такое? Сейчас расскажем! Но сначала немного теории о том, как работает передача звука без проводов.

Как с помощью Bluetooth можно слушать музыку

Технологии, по которым работают беспроводные наушники, были созданы очень давно. Первый, обязательный профиль для беспроводной высококачественной передачи музыки был принят ещё в 2003 году, им стал A2DP (Advanced Audio Distribution Profile). Звучит так, будто это имя очередного персонажа из Звёздных Войн.

Тип пакета Количество слотов Максимальное кол-во байт в пакете Максимальное кол-во байт полезной нагрузки A2DP Максимальный битрейт полезной нагрузки A2DP
2-DH3 3 367 351 936 Кбит/сек
3-DH3 3 552 536 1429 Кбит/сек
2-DH5 3 679 663 1414 Кбит/сек
3-DH5 3 1021 1005 2143 Кбит/сек

По сравнению со старенькими HSP (Headset Profile) и HFP (Handsfree Profile), A2DP был маленькой революцией. Те два кодека могли передавать аудио лишь в моноканале и с битрейтом не выше 64 кБ/с. На фоне этого даже простенький MP3 выглядит не так плохо. А вот A2DP уже позволяет передавать стереозвук с любым битрейтом, который зависит от аудиокодека. Первым стандартным кодеком, поддержка которого имеется во всех Bluetooth-устройствах, стал SBC. Но о нём чуть позже.

Если говорить в целом про все Bluetooth-кодеки, то это просто программно-аппаратные алгоритмы для кодирования, передачи и расшифровки информации. В рамках одного профиля может быть реализовано несколько кодеков, однако все они работают по одному принципу.

Передаваемая информация делится на пакеты, всего в секунду можно отправить до 1600 пакетов, если каждый из них занимает 1 слот. Слоты — это временные интервалы с шагом в 625 микросекунд, за которые передаются пакеты данных.

За подробное исследование темы спасибо автора материала на Habr

Один пакет, к слову, может занимать от 1 до 5 слотов, в зависимости от того, насколько тяжёлый файл передаётся. Причём куски этих самых пакетов делятся на чётные и нечётные слоты. Так как в случае с «живой» передачей звука речь идёт о некоторых рамках, создателям кодеков необходимо максимально эффективно работать с передаваемыми пакетам.

Решением этого является сжатие информации, потому что иногда при передаче через Bluetooth некоторые пакеты могут теряться. Если мы говорим об обычной передаче файла, то тут алгоритм просто-напросто повторно передаёт недостающие частички информации. Но вот с аудио тут всё не так просто провернуть, и приходится разрабатывать кодеки, чтобы укладывать больше информации в меньшее количество пакетов.

Для этого в разных кодеках применяются разные способы сжатия и аудиомаскировки. Если со сжатием всё плюс-минус понятно (более подробно общие принципы мы разбирали в отдельном материале про сжатие фотографий), то про аудиомаскировку мы ещё не говорили.

Работает она тоже довольно просто — алгоритмы кодека срезают некоторый диапазон частот, а чтобы этот «срез» был не так заметен, начинают подниматься другие частоты. Таким образом, созданная яма «заполняется» и на слух сжатие мы воспринимаем уже не так явно. Однако, если брать какой-то один звук, то изменения становятся явно заметными.

Может показаться, как будто aptX это какая-то суперсовременная разработка, но на самом деле появилась она ещё в 1988 году. Тогда она была лишь запатентована, а в технике стала применяться лишь в 2000-х, но и то нельзя сказать, что aptX был распространён.

Настоящая «популярность» пришла лишь в 2015 году, когда кодек был приобретён компанией Qualcomm, и она начала его лицензировать. В кодеке используются собственные алгоритмы сжатия, которые позволяют сохранить намного больше от изначального частотного диапазона композиции.

Кодек SBC, который является стандартной частью профиля A2DP может передавать звук с битрейтом до 328 кбит/сек при частоте 48 кГц. А вот aptX может выдавать уже до 384 кбит/сек.

То есть, в случае с SBC любая музыка будет звучать как MP3 среднего качества, а вот aptX способен выдавать максимальное для MP3 качество звука. К тому же, aptX имеет меньшее время задержки: 120 мс по сравнению со 170-270 мс у SBC.

Но aptX ещё не король вечеринки. Спустя год после того, как Qualcomm взяла aptX под своё крыло, компания разработала «допиленный» кодек aptX HD, который уже позволяет слушать музыку в битрейте выше стандартного MP3.

Стоит отметить, что поддержкой aptX обладают лишь те устройства, которые имеют специализированный чип. На программном уровне реализовать поддержку данного кодека не представляется возможным. У aptX есть разные версии.

aptX LL (Low Latency)

Это ещё одна разновидность кодека aptX, которая была разработана Qualcomm специально для геймеров. Особенностью Low Latency является минимальное время задержки, всего 40 мс, при воспроизведении аудио на совместимых устройствах.

Разрешение звука у aptX LL составляет 16 бит при 48 кГц. Битрейт — 352 кбит/сек. Таким образом, в играх воспроизводимый по беспроводному протоколу звук будет максимально точно синхронизирован с картинкой.

aptX HD

Начнём сразу с характеристик. Из основного: HD-версия aptX уже поддерживает передачу аудио вплоть до 24 бит и 48 кГц. По этим характеристикам aptX HD обходит даже CD-качество, у которого 16 бит и 44 кГц. Однако битрейт ниже: у CD — 1411 кбит/сек, а у aptX HD — 576 кбит/сек.

Кажется, как будто это вообще ноу-хау в области беспроводного аудио, и отчасти это действительно так. Правда, из-за потерь и особенностей ограниченной пропускной способности Bluetooth показатели ниже заявленных.

Согласно различным тестам, отмечается более низкое соотношения сигнала к шуму, возможность воспроизведения высоких частот вплоть до 20 кГц. Однако задержка больше — целых 200 мс, но по другому здесь никак, всё-таки качественно звук выше других кодеков. Для правильной передачи всех деталей необходимо больше времени.

Advanced Audio Coding (AAC) — это ещё один вычислительно сложный кодек с применением разных психоакустических маскировок. Многие ошибочно считают, что AAC принадлежит Apple, но на самом деле купертиновцы используют свою модифицированную разновидность этого кодека. Apple AAC лицензируются, но только для производителей сертифицированного оборудования для техники компании. Для Android применяется Fraunhofer FDK AAC.

Сравнение MP3 и разновидностей AAC

Читайте также  Защита картера сталь или алюминий что лучше?

На фоне Apple AAC, он уступает по качеству Fraunhofer FDK AAC. Однако, что довольно забавно, качество кодировки по стандарту Fraunhofer FDK AAC всё равно довольно сильно отличается.

AAC имеет нативный инструментарий для обеспечения микширования нескольких аудиопотоков по разным каналам. Это используется для уменьшения задержки при одновременной передаче системных звуков (уведомлений) и воспроизведения музыки.

Что касается музыки, то здесь AAC «гоняет» музыку при 256 кбит/сек, но благодаря более щадящим алгоритмам сжатия по качеству звук сопоставим с 320 кбит/сек у MP3. Также применяются разные психоакустические «обманки» для аудиального улучшения звучания всего диапазона частот.

LDAC — Hi-Res кодек от Sony в котором, к сожалению, нет ничего хорошего. Маркетингово он позиционируется, как аудиофильская альтернатива всем существующим Bluetooth-аудиокодекам (битрейт — 990 кбит/сек). В нём используется разделение звука на 12 и 16 полос для 48 кГц и 96 кГц соответственно.

С точки зрения цифр, это действительно чем-то похоже на аудиофильскую «приблуду», только вот основной расход битрейта идёт на передачу частот, которые просто не слышит человеческое ухо.

Из-за этого слышимый спектр должным образом не прорабатывается, и по многим итоговым характеристикам LDAC ничем не лучше aptX HD. Хотя результат по соотношению сигнала/шума у кодека очень хороший.

Поддержкой LDAC обладают практически все Android-устройства, поставляющиеся с Android 8.0 и выше из коробки. Наушники с поддержкой LDAC имеются только у Sony, поэтому кодек не так сильно распространён. К тому же, в свободном доступе отсутствуют программные декодеры, что не позволяет в полной степени проанализировать ЦАПы с его поддержкой.

Что лучше и какие устройства поддерживаются?

На самом деле, выбрать какой-то один кодек в качестве «мастхева» невозможно. Каждый хорош для своих задач. Если вам нужно максимальное качество звука — обращаем внимание на технику, совместимую с aptX HD. Нужна минимальная задержка — aptX LL. А если вы просто любите хороший звук без проводов, то AAC или aptX. В остальных случаях, поверьте, вы ничего не теряете.

Сразу скажу, если вы хотите недорогой смартфон с максимально обширной поддержкой разных кодеков, то берите Google Pixel 4a. Серьёзно, он поддерживает буквально всё, вот доказательство:

С таким «набором» любые наушники и любая музыка будет звучать отлично, но вот вам ещё актуальные на 2021 год устройства с поддержкой aptX HD (они также поддерживают остальные вариации этого кодека):

  • Xiaomi Poco X3 NFC
  • Xiaomi Mi 10
  • Samsung Galaxy S21 (вся линейка)
  • Oppo A53
  • OnePlus 8T
  • OnePlus 8 Pro
  • Samsung Galaxy Note 20 (+ Ultra)
  • OnePlus 8
  • Xiaomi Redmi Note 7
  • Huawei Honor 30
  • Xiaomi Mi 10
  • Google Pixel 5
  • Google Pixel 3a (+3a XL)
  • Google Pixel 4
  • Samsung Galaxy Z Fold2
  • Google Pixel 4a
  • Google Pixel 4a 5G
  • Samsung Galaxy Z Flip

iPhone в этом списке нет, так как техника Apple работает только в рамках кодеков SBC и AAC, но делает это эффективнее Android-смартфонов. Про aptX и LDAC на яблочной технике можно забыть. Android в этом плане более универсален.

Чем отличаются аудиоформаты между собой, какой из них выбрать для ежедневного использования и как это отражается на качестве звучания музыки


Содержание:

На текущий момент подавляющее большинство гаджетов, которые способны воспроизводить музыку, поддерживают очень широкий спектр аудиоформатов «из коробки», без необходимости устанавливать сторонние приложения или обновлять прошивку. Но большинство людей даже не представляет себе то огромное количество аудиоформатов, которые существуют и с которыми без труда может справится обычный смартфон.

Но чем отличаются друг от друга эти форматы и почему мы должны делать выбор в пользу какого-то одного из них?

Краткое описание свойств самых распространённых аудиоформатов

Если мы говорим о цифровой музыки, действительно ли нужно знать и понимать о свойствах всех аудиформатов? Простой ответ: это зависит от ваших требований и вкуса.

Все аудиформаты делятся на те, которые компрессируют данные и не компрессируют, а также на те, которые хранят звук в оригинальном качестве (Lossless) и в качестве с потерями детализации (Lossy).

Если рассуждать просто, то в случае, когда у вас достаточно памяти на компьютере, телефоне или сетевом хранилище и вы хотите получить оригинальное качество звучания музыки, тогда вам нужно выбрать один из аудиоформатов, которые относится к семейству Lossless.

Но если вы преимущественно слушаете музыку на телефоне или портативном плеере, при этом используете обычные наушники или мультимедийные колонки, тогда вам будет достаточно использовать аудиоформат относящийся к семейству Lossy.

Но как совершить правильный выбор? Ниже я приведу краткое сравнение основных аудиоформатов, благодаря которому вы сможете сделать осознанный выбор и наслаждаться музыкой.

  • MP3: был создан организацией Moving Pictures Experts Group (MPEG), которая создавала и до сих пор создаёт стандарты для хранения и передачи звука и видео в цифровом виде. В полном виде формат называется: MPEG-1/MPEG-2 Layer 3 (MP3). На сегодня это самый популярный формат для хранения музыки в мире.
    • MP3 одновременно сжимает данные и обрабатывает звук, чтобы получить минимальный возможный размер файла. Битрейт может варьироваться от 8 Кб/сек до 320 Кб/сек, частота дискретизации от 16 кГц до 48 кГц. Весь смысл обработки исходной записи алгоритмом сжатия в MP3 заключается в сжатии информации до минимально возможной. Так, если в оригинальном виде песня занимает около 70 Мб памяти, то в формате MP3 с приемлемым качеством она будет занимать всего около 7-8 Мб, как видите, выигрыш значительный, хоть и достигается путём ухудшения качества звучания.
  • AAC: формат стал популярным из-за того, что компания Apple приняла его за стандарт хранения, продажи и передачи музыки в своей экосистеме и программе iTunes. AAC очень похож на MP3 по характеру обработки звука при кодировании, хоть и даёт чуть лучший результат.
    • AAC также не только сжимает данные, но и проводит обработку звука, удаляя определённый тип данных из неё, за счёт чего достигается значительная экономия памяти для хранения музыки. Битрейт может варьироваться от 8 кб/сек до 320 кб/сек, частота дискретизации варьируется от 8 кГц до 96 кГц. Благодаря более совершенным и сложным алгоритмом сжатия и кодирования музыка в формате AAC может звучать лучше, чем в MP3 и при этом занимать меньше памяти. Ещё одним преимуществом формата AAC является поддержка до 48 каналов, в то время как MP3 поддерживает лишь 2.
  • WMA: формат разработан в Microsoft как конкурент MP3. При кодировании данные сжимаются, а музыка обрабатывается и удаляются определённые её части, за счёт чего достигается экономия памяти. Однако, есть разновидность формата, которая называется WMA Lossless, которая позволяет сохранить оригинальное качество звучания. Подавляющее большинство современных телефонов, плееров и компьютеров поддерживают этот формат и проблем с его воспроизведением быть не должно. Однако, некоторое оборудование может иметь сложности с его воспроизведением, поэтому если вы хотите достичь максимальной совместимости, наверное, стоит выбрать MP3.
  • FLAC: Разработан организацией Xiph.Org, этот формат является бесплатным для любого типа использования, и поэтому он довольно широко распространён в наши дни.
    • FLAC использует компрессию данных, однако, сохраняет качество звучания записи оригинальным, т.к. музыка не подвергается обработке. Качество записи может быть 32 бита/96 кГц (это значительно выше качества записи на компакт-диски, которое составляет 16 бит/44.1 кГц). Алгоритм сжатия данных позволяет экономить до 30% памяти по сравнению с оригинальной записью, одновременно с этим сохраняя идеальное качество звука. Именно по этой причине формат FLAC стал очень распространён.
  • ALAC: этот формат является аналогом FLAC, но в исполнении компании Apple, полное название которого Apple Lossless Audio Codec. Его свойства совпадают с FLAC, но его преимущество было в том, что с ним могли работать все гаджеты Apple без необходимости установки сторонних приложений. Начиная с версии iOS 11 формат FLAC тажке стал полностью совместим с устройствами Apple, поэтому острая надобность в ALAC значительно уменьшилась в угоду свободы и большей совместимости с другими устройствами, которое предлагает FLAC.
  • WAV: формат разработан компанией Microsoft, этот формат хранит звук в его первозданном виде, благодаря чему файлы занимают очень много памяти, хоть и сохраняют идеальное качество музыки.
    • WAV не компрессирует и не обрабатывает звук, можно сказать, что это идеальный формат для хранения мастер-копий и для дальнейшей обработки звука. Хотя, есть определённые настройки при кодировании, которые позволяет сжимать данные, ими, обычно, не пользуются. WAV файлы схожи методом хранения данных с PCM и AIFF форматами.
  • AIFF: формат также разработан Apple, полное название Audio Interchange File Format. Основное назначение – хранение музыки на компьютерах Apple в оригинальном виде.
    • AIFF не сжимает данные и не производит обработку звука, поэтому, как и WAV, занимает очень много памяти. Лучший формат хранения звука, если вы хотите в дальнейшем его обрабатывать в редакторе, либо конвертировать в другие форматы на компьютерах Mac.
  • PCM: этот формат используется для цифровой записи аналоговых сигналов, которым звук и является. Это стандарт для записи звука на компакт-диски, но также может использоваться для хранения музыки в цифровом виде в памяти компьютера. PCM не сжимает звук, идеален для хранения мастер-копий музыки или для профессиональной работы со звуком.
Читайте также  Раскоксовка поршневых колец какое средство лучше?

Теперь, когда вы знаете чем отличаются основные аудиоформаты друг от друга, надеюсь, вы сделаете правильны выбор, который будет идеально вам подходить.

Bluetooth-кодеки для беспроводных наушников. Какие бывают и что лучше

Содержание

Содержание

Беспроводные Bluetooth гарнитуры активно вытесняют проводные модели. При покупке новых наушников или смартфона полезно знать не только версию Bluetooth, но и разбираться в поддерживаемых аудиокодеках.

Что такое кодек и зачем нужен

Кодек — это специализированная программа (алгоритм), которая выполняет шифрование и дешифрование информации с целью уменьшить объем. Практика показывает, что чем меньше передается данных по Bluetooth, тем ниже шанс потери информации. Дополнительно передача больших объемов по воздуху плохо сказывается на автономности мобильных устройств. Именно поэтому используется кодек, способный выполнить сжатие с минимальными потерями.

В ходе сжатия аудиофайл теряет часть информации. Какую именно и в каком объеме — это зависит от каждого конкретного кодека. Как правило, выполняется обрезка высоких частот. Например, существуют реализации кодеков AAC от различных брендов, каждый из которых удаляет часть высоких частот.

Как видно из графика, лучшим по сохранению качества является кодек от компании Apple, который урезает около 1 кГц. На других устройствах потери высоких частот больше.

Почему не существует одного универсального кодека — все дело в поиске «золотой середины». Слишком сильное сжатие уменьшит передаваемый объем данных, но также урежет качество звучания за счет потери информации. Шифровка и дешифровка больших объемов данных позволяет сохранить приближенное к оригиналу качество звучания, но приводит к повышенному энергопотреблению и плохой помехоустойчивости.

У всех кодеков есть несколько ключевых параметров.

Частота дискретизации. При преобразовании аналогового сигнала цифровая аудиодорожка составляется из определенного количества точек. Чем выше частота выбора этих точек, тем выше качество записи. Измеряется в Гц. Эталонное значение у компакт-диска — 44100 Гц.

Разрядность. Задает точность кодирования каждого участка, заданного частотой дискретизации. Чем выше параметр, тем ближе к оригиналу получается оцифрованный сигнал. Измеряется в битах. Для компакт-диска разрядность составляет 16 бит.

Битрейт. Определяет количество бит, которые можно передать за единицу времени и напрямую зависит от вышеописанных параметров. Измеряется в кбит/с. Для компакт-диска составляет 1411 кбит/с.

Для понимания значимости этих параметров можете посмотреть изображение ниже. Как видно, при высокой битности и частоте дискретизации оцифрованный сигнал (красный) более приближен к оригиналу (синему).

Независимо от выбранного кодека беспроводная передача аудио проигрывает проводной. Дополнительно нужно учитывать тот факт, что с возрастом человеческий слух ухудшается и не способен воспринимать отдельные частоты. Обычно мы воспринимаем частоты от 20 Гц до 20 кГц, однако со временем этот диапазон сужается. Ученые подсчитали, что в среднем за 10 лет из диапазона теряется 2 кГц.

Какой аудиоформат выбрать?

Все любят музыку. Одни слушают ее в пути на работу, а некоторые не могут провести и минуты без любимых композиций. Комфортное прослушивание музыки зависит не только от настроения, времени, фазы луны и хороших наушников, но и от аудиоформата, в котором она хранится на наших устройствах.

В XXI веке становятся популярными стриминговые сервисы, но большинство людей все равно хранят музыку offline и слушают ее со своих телефонов, плееров, аудиосистем и т.д. Но этот пост — не обсуждение «Какие наушники лучше?», «С чего слушать музыку?» или «Почему винил, а не CD?», а краткий очерк популярных на сегодняшний день цифровых аудиоформатов, их плюсы и минусы. Я не буду разбирать их все, а также не буду сравнивать различные кодировки, отличия «вот такого AAC от вот этого AAC», а просто постараюсь в доступной форме рассказать о различиях некоторых популярных аудиоформатов друг от друга.

Так в чем лучше хранить свою музыкальную коллекцию? На сегодняшний день существует множество цифровых аудиоформатов и при желании вы можете посмотреть их список на «Википедии». Но мы остановимся лишь на Mp3, AAC, WMA и FLAC.

Mp3

Самый популярный аудиоформат и с этим никто не может поспорить. Почему он так популярен? Всё просто – потому что Mp3 был первым аудиоформатом с самым лучшим (на то время) соотношением размера файла и его качества при сжатии. Поэтому большинство композиций переводились в Mp3, что и послужило бесспорному первенству аудиоформата на рынке.

Плюсы понятны из абзаца выше: малый размер, терпимые потери при сжатии, повсеместная распространенность, поддержка всеми устройствами, а также, ввиду малого размера, можно хранить большую коллекцию композиций на носителе малого объема памяти, что для некоторых также является преимуществом.

Но и минусы у Mp3 имеются. Не смотря на то, что потери при сжатии обывателям не видны, разбирающиеся люди заметят их сразу. Это – низкое качество звучания в сравнении с другими аудиоформатами, а также «срез» частот выше 17 кГц, что при наличии хороших наушников ощущается на слух.

AAC

Молодой аудиоформат AAC, продвигаемый в большинстве своем Apple, можно считать преемником Mp3. AAC выглядит куда более выигрышно, т.к. в сравнении с Mp3 компрессия файлов AAC эффективнее. При битрейте 128 кбит/с композиция в AAC сопоставима по качеству звучания такой же композиции в Mp3 при битрейте 192 кбит/с.

Более лучшее качество при сжатии – основной плюс AAC. Минусами же является не такая распространенность, как у того же mp3. Некоторые устройства до сих пор не поддерживают этот формат. А также композиции в AAC занимают больше места, чем в Mp3. Не так много, как FLAC, но всё же для некоторых это является критичным фактором.

WMA

Формат WMA был создан Microsoft как альтернатива Mp3 для пользователей ОС Windows. Считалось, что при вдвое меньшем битрейте, чем Mp3, WMA выдает схожее с ним качество. Но на деле композиция в WMA при битрейте 128 кбит/с заметно проигрывает Mp3. К плюсам можно отнести полную поддержку со стороны Windows, но а минус – чрезвычайно низкое качество при низком битрейте. Из личного наблюдения скажу, что давно не видел людей, хранящих свою музыку в этом аудиоформате.

FLAC

Один из наиболее распространенных аудиоформатов у любителей музыки в хорошем качестве. FLAC осуществляет сжатие данных, оставляя на выходе их идентичными оригиналу, не теряя никаких данных – что и является основным алгоритмом сжатия без потерь. А также декодирование формата FLAC не такое требовательное к ресурсам процессора, что позволяет прослушивать музыку на портативных устройствах.

Плюсы музыки во FLAC – отличное качество и быстрое декодирование, ну а минус, как следствие, большой размер файлов.

Так в каком аудиоформате держать свою музыкальную коллекцию? Если вам не так критичны потери после сжатия, хотите не прогадать с поддержкой, чтобы ваша коллекция через 5 лет не превратилась в кучу бесполезных файлов, вы ограничены в количестве памяти под свою музыку, то выбирайте Mp3. Если свободное место позволяет хранить файлы большего размера, то переходите на AAC. WMA лично я не советую, т.к. считаю этот аудиоформат мертвым, хоть и большинство людей со мной не согласятся. А если вам важно качество, у вас хорошая аудиосистема или наушники, для вас непростительны аже минимальные потери при сжатии, то безусловно FLAC. Но будьте готовы к тому, что места под музыку у вас должно быть много.

Но вот что еще скажу. Ваш выбор зависит только от того, что услышите вы сами. Отдельно взятый человек может даже не заметить разницу между Mp3 и FLAC. Так что всё надо слушать самому, сравнивать и выбирать из личных предпочтений.