Возможные причины возникновения пожара при эксплуатации автомобиля

20 причин, почему машина может загореться

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге. Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе. Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.

В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.

Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно. А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара. Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.

Заводские недостатки конструкции

Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание. Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект. Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.

Неправильная мойка двигателя

Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями. Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе. А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.

Неправильное обслуживание

При проведении технического обслуживания персонал может грубо нарушить правила техники безопасности в автосервисе, и при этом машина может сгореть прямо там, а то еще и вместе со всем сооружением. А бывают случаи, когда что-то не затянули или не загерметизировали. В результате происходит утечка легковоспламеняющегося топлива. Лично дважды участвовал в устранении подобных утечек. Один раз причиной стали незащелкнутые фиксаторы топливной трубки на фильтре — штуцер сорвало спустя 15 минут работы мотора. Сам фильтр при этом был расположен в моторном отсеке. Другой раз во время ремонтных работ на сервисе перекосили прокладку модуля бензонасоса. При первой же заправке «до полного» легковоспламеняющееся топливо ручьем потекло под машину. До пожара в обоих случаях не дошло.

Взрыв аккумулятора

Водород, выделяющийся из аккумулятора при зарядке или «прикуривании», может взорваться, да так, что с батареи сорвет верхнюю крышку. Все вокруг окажется в кислоте. При этом от пламени в момент взрыва могут заняться и элементы в моторном отсеке. Ни в коем случае не допускайте искр возле аккумулятора.

Заполненный доверху топливный бак

Если сразу после заправки «под горлышко» оставить машину на солнышке в жаркий день, то топливо от нагревания начнет расширяться и капать из заливной горловины. Достаточно случайной искры или хулиганского окурка, как пожар станет неминуем. Так можно залить бензин не только из канистры, но и с помощью пистолета на обычной АЗС.

Воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора

Перегрев каталитического нейтрализатора возможен из-за выхода из строя свечи зажигания или льющей форсунки. При этом догорание топлива происходит не в цилиндре, а в каталитическом нейтрализаторе. Он разогревается до слишком высокой температуры и может поджечь мастику на днище (особенно свеженанесенную). Следите за исправностью систем питания и зажигания и не игнорируйте заметных неполадок в двигателе, когда загорается сигнализатор Check Engine.

Сухая трава и нейтрализатор

После интенсивной езды в жару корпус каталитического нейтрализатора разогревается до весьма высоких температур. Достаточно свернуть с асфальта и поставить машину на полянку с высокой сухой травой, как можно будет с ней (с машиной!) распрощаться. Загорится трава, а вслед за ней и машина.

Утечка бензина под капотом

Любая утечка бензина под капотом опасна, так как его может поджечь случайная искра, а попадание на раскаленный выпускной коллектор однозначно вызовет пожар. Ведь температура самовоспламенения бензина около 250 градусов. А коллектор порой светится вишневым цветом. Нагревается до 600 градусов. Совет один — не допускайте утечек топлива, особенно бензина.

Использование пусковых жидкостей

Если перелить во впускной тракт двигателя так называемую Starting Fluid, вполне возможно получить вспышку, которая подожжет весь моторный отсек. Соблюдайте инструкцию к средству, а вообще, исправный двигатель должен пускаться безо всех ухищрений.

Замыкание проводки

Этот дефект особенно опасен, если владелец, пренебрегая предупреждением в виде перегоревшего предохранителя, ставит другой, да помощнее. Провода, перегревшись, начинают плавить изоляцию, и она может загореться. Новый предохранитель ставят только после устранения причины замыкания.

Зарядные устройства «под прикуриватель» и нештатные гаджеты

Неприятно, если очень некачественное изделие, будь то обогреваемый током чехол на сиденье или тепловентилятор, расплавят и подожгут гнездо прикуривателя. Но еще хуже, если это неродные магнитолы, усилители и прочая цветомузыка. Их стараются подключать толстенными проводами непосредственно к аккумулятору. И вот если в такой цепи произойдет замыкание, то пожара не миновать. Рекомендую только профессиональное подключение, и желательно через предохранители.

Хлам в машине

Известны случаи, когда банка с водой в машине, оставленной на летнем солнце, сыграла роль линзы и подожгла элементы салона.

Зажигалка

Оставленная в жару на панели приборов газовая зажигалка может взорваться от перегрева. А займется или нет салон от этого источника открытого пламени — вопрос везения.

Газовая система

Газобаллонная система питания автомобиля, особенно установленная не на заводе-производителе автомобиля, несет определенную угрозу. Например, в системе предусмотрены предохранительные клапаны, не позволяющие превысить давление в баллоне. Но стравливают они газ чаще всего в багажное отделение. А если туда заглянуть держа в руках сигарету? Помните, что автомобиль на газу требует неукоснительного соблюдения мер противопожарной безопасности.

Антифриз

Экспертиза «За рулем» показала, что некачественные антифризы могут гореть при температуре меньше 100 градусов. Представьте, что такой антифриз подтекает на элементы системы выпуска — вот и готовый пожар.

Телогрейка

Зимой многие утепляют моторный отсек, чтобы двигатель медленнее остывал. Но одно дело — фирменное, негорючее автоодеяло, а другое — промасленная телогрейка, наброшенная на движок. Не делайте так во избежание пожара.

Пожар на заправке

Причин пожара на АЗС множество. Нужно соблюдать простейшие правила — не курить, не использовать пластиковые емкости, которые могут вызвать искрообразование вследствие статического разряда.

Окурок

Известны случаи, когда окурок, выброшенный водителем в окно на скорости, тут же залетал в салон сквозь проем опущенного стекла задней двери, и там начинался пожар. Еще бывало, что окурок затягивало в воздухозаборник двигателя заднемоторного автомобиля. Загореться в такой ситуации могли и Запорожец, и Порше.

Авария

При аварии могут быть разорваны любые топливные магистрали, может потерять герметичность топливный бак. Достаточно случайной искры от перебитых жгутов проводов, и растекающаяся бензиновая лужа превратится в огненную стену. Совет один. Если можете, постарайтесь побыстрее покинуть автомобиль. А если вы очевидец, но не можете достать людей из искореженной машины, то побыстрее скиньте клемму с аккумулятора. Только убедитесь, что эта клемма уже не мокрая от бензина…

Поджог

Самый отвратительный пожар в автомобиле, по крайней мере с моральной точки зрения, — это поджог. Конечно, возможны разные варианты развития событий и отношений между людьми. Но я слишком люблю автомобили, слишком уважаю вложенный в них труд людей и никогда не одобрю такой способ разрешения конфликта. Совет простой, не конфликтуйте в своем, да и в чужом дворе, на дороге (при подъезде к дому) и просто на любой парковке.

В заключение хочу пожелать вам, чтобы искорка проскакивала в вашей машине только в свечах зажигания да в ваших глазах от удовольствия пользования исправным автомобилем.

Самовозгорание машин: почему происходит и как бороться?

С наступлением морозов то и дело появляются сообщения об автомобильных пожарах. Причем речь идет о самовозгорании техники. В чем причина и как избежать участи стать «погорельцем»? Мы пообщались с автомобильными механиками, изучили рекомендации МЧС — и готовы поделиться с вами кое-какой информацией. Итак…

Почему горят машины?

Самовозгорание автомобиля может происходить по разным причинам, причем вовсе не обязательно при работающем двигателе. Зимой, в мороз, в яркий факел обычно превращается припаркованный на ночь транспорт. Как же так получается?

Если отбросить умышленные поджоги и нарушение техники безопасности (например, использование открытого огня при попытке завести двигатель, обогреть салон или приготовить пищу, что далеко не редкость для тех же дальнобойщиков), то обычно мирно стоящий автомобиль начинает вдруг полыхать из-за «коротнувшей» проводки.

Возьмите любую машину, в которой метры проводов, проложенных по всему кузову. Конечно, скрученный жгут в отдельных местах зафиксирован, обернут в дополнительную защитную оболочку. Но все равно постоянные вибронагрузки, работа на изгиб, перепады температур и просто годы берут свое: провода в местах изгиба могут переламываться, изоляция со временем теряет эластичность и прочность.

Читайте также  Печка в авто дует холодным воздухом причины

Добавим к этому возрастающие нагрузки на бортовую сеть в зимний период: «холодные» пуски, включение обогревателей всего и вся, «печки» на полную — это все приводит к тому, что в тонком месте в самый ответственный момент может и порваться. И не всегда в движении! Как раз наоборот, часто самовозгорание происходит, когда двигатель заглушен, автомобиль остыл. Дело в том, что в условиях низких температур изоляция становится хрупкой и может разрушаться. Не забывайте, что даже при выключенном зажигании силовые провода все равно запитаны. Неслучайно пожар часто начинается рядом с блоком реле и предохранителей.

Причем проблема самовозгорания из-за проводки касается не только старых машин с «дряблой» изоляцией! Вспыхивать сами собой могут и свежие автомобили с ранее поврежденной электропроводкой (кузов после ДТП сделали, а на провода внимания не обратили), неправильно установленным дополнительным оборудованием (вспомним про автономные обогреватели, сигнализацию, автозапуск и т.д.), окислившимися или ослабшими контактами.

Само собой, «пыхнуть» машина может и в движении. Одна из причин — все та же электрика. Но кроме нее еще и попадание топлива на горячие детали двигателя и системы выпуска из-за повреждения (саморазрушения) шланга или разгерметизации топливной системы. Сценарий развития катастрофы другой (попавший на горячий выпускной коллектор бензин вспыхивает, огонь быстро перебирается на резиновые и пластиковые детали в подкапотном пространстве), но суть та же: в считаные минуты автомобиль сгорает.

Как спасать?

Да-да, все происходит стремительно: сначала едкий дым и запах, затем открытый огонь, который быстро распространяется по всему подкапотному пространству и салону. Машина полностью выгорает всего за 5-15 минут, так что спасти ее от полного уничтожения можно только в первые минуты, особенно если возможности для тушения ограничены одним-двумя огнетушителями да подручными средствами. Чем позже начнется борьба с огнем, тем больше усилий придется прикладывать.

Именно поэтому, если машина загорается в движении или просто в присутствии владельца, шансов спасти ее больше. Уже появление дыма и характерного запаха — повод заглушить двигатель, вынуть ключ из замка зажигания, снять клемму с аккумулятора. Если же имеются признаки возгорания, мешкать нельзя: переводим коробку на нейтральную передачу (с «коротящей» проводкой машина может начать самопроизвольное движение даже с выключенным зажиганием), покидаем салон и эвакуируем пассажиров.

Обычно возгорание начинается в моторном отсеке. Но если имеются признаки открытого горения, не спешите поднимать крышку капота — в этом случае вы лишь «подкормите» огонь свежей порцией воздуха. Сначала наденьте на руки защитные плотные хлопчатобумажные перчатки (они защитят от ожогов, когда будете браться за горячие детали) и подготовьте для работы огнетушитель (правильно возьмите его в руки, выдерните страховочную чеку).

Затем откройте замок капота, чуть приподнимите крышку — и через образовавшиеся щели сбейте пламя в моторном отсеке. Только после этого можно поднимать крышку выше, полностью гасить возгорание и снимать клеммы с аккумулятора. Звучит складно, но на практике человеку без специальной подготовки сложно справиться даже с тренировочной имитацией пожара, не говоря уже о реальной ситуации, когда вероятность паники и ошибочных действий выше.

Даже при оперативных и квалифицированных действиях «декоративных» килограммовых огнетушителей «для ТО» недостаточно. Куда больше шансов справиться с огнем, если вы не поскупились на 4-килограммовый огнетушитель. Но и он не поможет, если начать действовать слишком поздно или пользоваться им неправильно.

Если, несмотря на предпринятые усилия, автомобиль уже серьезно охвачен огнем, сами вы уже ничего не сделаете, пламя удастся сбить лишь мощными средствами. Не стоит рисковать жизнью и здоровьем ради железа или оставленного внутри смартфона. А вот стоящую по соседству технику лучше отогнать подальше: случаев, когда от одной машины загорались другие, предостаточно.

Как предотвратить?

Гарантированно защитить себя от возгорания автомобиля невозможно. Ну а что следует предпринять, чтобы снизить этот риск? Для начала убедитесь в том, что топливная система исправна, герметична, топливопроводы находятся в хорошем состоянии и защищены от случайных повреждений. Также следует держать в чистоте подкапотное пространство, не допуская течей и следов масла из двигателя, коробки, усилителя руля.

С электрикой сложнее. Проверить состояние всех проводов и их изоляции непросто, так как по большей части они скрыты от глаз под внутренней обшивкой. Но как минимум можно устроить хорошую инспекцию легкодоступных участков жгута, проверить надежность соединений, особенно в районе замка зажигания и блока предохранителей. И не забудьте проверить сами предохранители на предмет «жуков»!

Тревожные симптомы — пропадающие время от времени контакты или утечки тока. Факторы риска — большой возраст автомобиля и его аварийное прошлое. Это же можно сказать и про машины, которые затапливались или уже страдали от огня. В таких случаях специалисты рекомендуют перестраховаться и проложить новую проводку. Да, это трудоемкая и недешевая процедура, но, если что, пожар обойдется дороже.

Дополнительные меры безопасности могут показаться чрезмерными, но они как раз подойдут владельцам старых машин. Так, можно оснастить автомобиль центральным выключателем массы, как это делается в спортивной технике. Ну а при длительных стоянках, особенно в мороз, можно снимать клеммы с аккумулятора.

И не забудем про противопожарное оснащение. Рабочий огнетушитель (желательно массой не менее 4 кг) должен быть ЗАКРЕПЛЕН в легкодоступном месте, а под рукой (например, в кармашке двери) неплохо бы иметь защитные перчатки. И не синтетические, а именно хлопчатобумажные. Также не забудем про инструмент, необходимый для быстрого снятия клемм с АКБ. Как правило, это ключ «на 10». Его тоже можно держать в дверном кармане.

Ну а решающее значение все же имеют своевременные и грамотные действия при возникновении пожара. При этом отсутствие паники и «холодная голова» будут важнее самих знаний. Так что, если есть такая возможность, сходите на тренинг или используйте свой старый огнетушитель с истекающим сроком действия в тренировочных целях.

Загорелся автомобиль: причины возгорания авто

  1. Основные цифры
  2. ТОП-10 причин возгорания автомобиля
    1. Дефект производителя
    2. Нарушения правил мойки мотора
    3. Нарушение правил пожарной безопасности во время обслуживания авто
    4. Взрыв АКБ
    5. Заправка до полного бака
    6. Парковка на сухой траве в жару
    7. Использование специальных жидкостей для запуска
    8. Замыкание проводки
    9. Оставленные в салоне предметы
    10. Протечки горючих жидкостей
  3. Профилактика пожаров в авто
  4. Как понять, что машина начинает гореть?
  5. Действия водителя при возгорании автомобиля

Достаточно 2 минут, чтобы пожар разгорелся и охватил автомобиль. Из-за технологических жидкостей и горючих материалов внутри салона, машина может сгореть полностью за 15 минут, восстановить ее будет уже невозможно.

Из-за чего происходит возгорание автомобиля, может ли взорваться автомобиль, как обезопасить себя и что делать, если пожар уже начался, расскажем в статье.

Основные цифры

По статистике МЧС, в 2020 – 2021 гг. РФ автомобили стали гореть реже, чем в предыдущие 5 лет, но при этом показатель до сих пор превышает 110 000 возгораний в год. На таких пожарах травмируется в среднем 10 000 человек, 65% от этого количества погибают из-за полученных травм, и этот показатель не снижается. Чаще всего восстановить автомобиль после возгорания невозможно. Поэтому так важно знать основные причины возгорания транспортных средств, выполнять профилактические мероприятия и понимать, что делать, если загорелась машина.

ТОП-10 причин пожара в машине

Причин, почему произошло возгорание автомобиля, может быть очень много, расскажем о часто встречающихся в России.

1. Дефект производителя

Несмотря на высокий уровень современного автомобильного производства, на этапе проектирования и выпуска может быть допущен серьезный брак, который при эксплуатации повысит пожароопасность транспортного средства. К сожалению, о браке можно узнать лишь когда в авто из определенной партии начинаются проблемы. Тогда автоконцерн отзывает все автомобили, устраняет проблему и возвращает отремонтированные владельцам. Данная ситуация снижает рейтинги автопроизводителя, но помогает уберечь от более серьезных репутационных рисков, связанных с безопасностью эксплуатации транспортного средства.

2. Нарушения правил мойки мотора

Двигатель промывают с использованием струи под большим напором, если под капотом есть электрооборудование с незащищенными местами соединения, после начала эксплуатации может возникнуть риск возгорания. Дело в том, что отсыревшие элементы проводки автомобиля выдают искру с перебоями. Топливо регулярно поступает в цилиндры, но не сгорает, а накапливается. После того, как критический объем будет накоплен, может произойти взрыв, который разрушит нейтрализатор, и волна раскаленных газов подожжет мастику на дне автомобиля или теплозащиту моторного отсека, этого достаточно, чтобы загорелся автомобиль.

3. Нарушение правил пожарной безопасности во время обслуживания авто

При обращении в не сертифицированную СТО, к частным автомеханикам и автоэлектрикам, могут быть серьезно нарушены правила пожарной безопасности, что может стать причиной возгорания автомобилей. Нередки случаи, когда машины сгорали прямо в сервисе вместе с помещением, в котором находились. Еще одна распространенная причина возгорания – недоработки сотрудников сервиса: забыли закрутить или загерметизировать системы, вследствие чего образовалась утечка технологических жидкостей и топлива, которые чреваты пожарами.

4. Взрыв АКБ

Здесь в зону риска попадают те, кто использует изношенные батареи и часто подзаряжает или “прикуривает” для восстановления работоспособности агрегата. Дело в том, что во время зарядки из аккумулятора выделяется водород, он может привести к возгоранию аккумулятора автомобиля, взорваться и сорвать крышку. В таком случае, находящаяся внутри кислота может залить все пространство вокруг батареи. Любая искра может привести к пожару.

Читайте также  Повышенная компрессия в цилиндрах причины

5. Заправка до полного бака

Причина пожароопасности такой привычки заключается в свойствах топливной жидкости расширяться при нагреве. Так, если заправить бак доверху, и оставить автомобиль на жаре в солнечный день, топливо расширится и может начать капать из заливной горловины. В такой ситуации любая искра или брошенный окурок может привести к пожару.

6. Парковка на сухой траве в жару

Сухая трава легко воспламеняется и является одним из самых горючих материалов, причем для ее поджога иногда достаточно соприкосновения с раскаленным до высоких температур предметом. Так корпус каталитического нейтрализатора при интенсивной езде в жару, очень сильно нагревается, и, если автомобилист съезжает с трассы на полянку с сухой травой, от соприкосновения с раскаленным элементом она может быстро воспламениться и сжечь весь автомобиль.

7. Использование специальных жидкостей для запуска

Исправный двигатель запускается без необходимости применения дополнительных средств, но в некоторых случаях автомобилисты выбирают специальную пусковую жидкость. Ее необходимо заливать по инструкции и не переливать, иначе может возникнуть вспышка, которая способна поджечь весь моторный отсек, этого достаточно, чтобы загорелась авто.

8. Замыкание проводки

Если предохранитель перегорел – это означает, что в проводке есть серьезная проблема, которую необходимо устранить и она не решится с заменой предохранителя на новый. Самая опасная ситуация, когда при перегорании, автовладелец решает заменить предохранитель на более мощный. Это приводит к перегреву проводов, оплавлению изоляции и ее возгоранию. Поэтому сначала необходимо найти причину, по которой произошло замыкание, и только после ее устранения заменять предохранитель.

Еще один фактор, который может привести к замыканию – это подключение к аккумулятору некачественного или несовместимого оборудования, например, обогреваемого чехла, он может оплавить гнездо прикуривателя. Или подключение мощной стереосистемы напрямую к аккумулятору. Лучше не использовать несовместимые гаджеты, и подключать светодиодные фары.

9. Оставленные в салоне предметы

Стоит тщательно следить за предметами, которые вы оставляете в салоне, особенно в жару и солнечную погоду. Не оставляйте то, что может взорваться в автомобиле: аэрозоли, баллончики, газовые зажигалки. Следите за блестящими поверхностями, они могут отражать солнечный свет в определенную точку длительное время, известны случаи, когда оставленная в салоне бутылка воды выполняла роль линзы и приводила к возгоранию.

10. Протечки горючих жидкостей

К возгоранию могут привести утечки почти любой технологической жидкости и топлива. Горит не только бензин, но и антифриз, так что если вы замечаете пятна под автомобилем, стоит серьезно задуматься об опасности возникновения пожара.

Профилактика пожаров в авто

Она включает в себя ряд очевидных и не совсем мероприятий:

  1. полностью исключить любой способ возникновения искры или открытого огня в салоне: не курить и не выбрасывать из окна окурки, их может затянуть обратно;
  2. своевременно обслуживать автомобиль в сертифицированном СТО, не допускать эксплуатацию транспортного средства с протечками, изношенным АКБ и другими неисправностями;
  3. не использовать кустарные, не совместимые гаджеты, которые дают лишнюю нагрузку на аккумулятор, установить на автомобиль светодиодные фары. Не пытаться укрывать двигатель обычным, старым одеялом, не злоупотреблять подзарядками и прикуриванием авто;
  4. тщательно выбирать место для парковки автомобиля, избегать прямые лучи солнца, и отражающие поверхности, даже витрины магазина могут стать “линзой”, которая оплавит салон автомобиля;
  5. соблюдать правила пожарной безопасности при установке и эксплуатации газового оборудования, заправке автомобиля, не нарушать правила дорожного движения и не допускать аварий;
  6. держите в автомобиле полностью заряженный огнетушитель и т. д.

Как понять, что машина начинает гореть?

Несмотря на то, что машины сгорают полностью достаточно быстро, есть шанс ее спасти, если распознать признаки скорого возгорания: запах стойкий горелого, ГСМ в салоне машины, из-под капота вырывается дым, что-то не так с работой датчиков, высвечиваются предупреждения или просто не работают.

Действия водителя при возгорании автомобиля

Главное – взять себя в руки, сразу остановить автомобиль и заглушить двигатель. Покинуть водительское кресло и высадить пассажиров, обязательно отойти на безопасное расстояние, вызвать МЧС и пожарных. Далее попробуйте оценить характер возгорания, если оно незначительное, можно попробовать потушить его своими силами. Примените огнетушитель, или перекройте доступ кислорода, используя плотные негорючие материалы.

Если пожар произошел в моторном отсеке и неясна его сила, ни при каких условиях не стоит открывать капот (резкий доступ кислорода резко увеличит площадь возгорания) вот почему взрываются автомобили. Если же вы все-таки считаете, что возгорание под капотом незначительное и его стоит попробовать потушить, тогда делайте это вдвоем, чтобы кто-то поднимал крышку, а второй человек сразу направил на очаг огнетушитель. Только такие действия при возгорании автомобиля могут быть эффективными.

Чаще всего машины загораются по причине несоблюдения правил пожарной безопасности самих водителей. Самое уязвимое место – проводка, она дает искру, которая превращается в пожар в случае протечек, посторонних предметов и прочего. Крайне важно, чтобы АКБ не был перегружен, в том числе галогенными фарами. Поэтому важно использовать заводскую, качественную автомобильную оптику, например, светодиодные фары. Они служат до 40 000 часов, не перегружают проводку, не нагреваются, качественные заводские изделия защищены от возгорания.

Топ 10 причин автомобильных пожаров

Из-за чего происходят автомобильные пожары?

По данным Национальной ассоциации противопожарной защиты, на долю автомобильных пожаров приходится до 20% от их общего числа. Знание основных причин возгорания позволит владельцу предпринять необходимые профилактические меры и снизить риски. Рассмотрим наиболее вероятные факторы и потенциальные угрозы.

По каким принципам работает двигатель Инфинити с изменяемой степенью сжатия, подробная информация

Конструктивные недостатки

Это, как правило, достаточно редкая причина, поскольку современный уровень производства позволяет свести к минимуму подобного рода просчёты ещё на стадии проектирования. А крупные автопроизводители настолько дорожат репутацией, что после выявления причин отзывают сотни тысяч машин для бесплатного устранения недочёта. Сами конструктивные просчёты не являются первопричиной, но при эксплуатации именно они создают условия, благоприятствующие возникновению огня.

Человеческий фактор

Это одна из самых распространённых причин, но стоит отличать простую халатность от умышленного поджога. Несвоевременное обслуживание, замена расходных материалов, пренебрежение основными правилами безопасности – всё это в конечном итоге и приводит к возгоранию. В качестве примера можно привести эксплуатацию автомобиля с технической неисправностью, негерметичным уплотнением или проводкой с нарушенной изоляцией. Если из двигателя сочится масло, а в подкапотном пространстве проложена повреждённая проводка, которая может вызвать короткое замыкание – пожар становится весьма вероятным.

Автомобильная авария

Современные автомобили на стадии проектирования многократно подвергаются краш-тестам, основными задачами которых является не только повышение безопасности пассажиров, но и максимальная защита таких потенциально опасных элементов, как бензобак, аккумулятор, двигатель. Как правило, эти элементы стараются размещать в тех частях кузова, которые подвержены минимальным деформациям, но стоит помнить, что авария даже средней силы имеет гораздо более тяжёлые последствия, чем стендовые испытания. Поэтому сразу после ДТП старайтесь покинуть автомобиль, чтобы оценить повреждения с безопасного расстояния.

Поджог

Причинами умышленного сжигания автомобиля могут быть обыкновенный вандализм, сокрытие улик другого преступления, мошеннические действия, направленные на получение страхового возмещения. Современный автомобиль буквально напичкан различными пластиковыми и резиновыми деталями, которые прекрасно воспламеняются, для этого необходимо совсем незначительное количество горючего вещества и источник огня. Вычислить факт поджога довольно просто, если автомобиль не выгорел целиком, и его успели достаточно оперативно потушить. В противном же случае по обгоревшему кузову сделать правильные выводы практически невозможно.

Аккумуляторные батареи гибридов и электромобилей

Изначально автомобилисты с большой опаской относились к аккумуляторным батареям гибридных машин, а уж тем более – электромобилей. Так продолжалось до тех пор, пока Tesla Model S не был удостоен неофициального звания самого безопасного автомобиля. Это положительно сказалось на доверии к подобным моделям до тех пор, пока в 2013 году не получил огласку факт возгорания Tesla. Причина была весьма банальна — крупный камень попал в решётку радиатора и пробил один из аккумуляторов, что и вызвало пожар.

В 2011-2012 годах Chevy Volt во время проведения официальных краш-тестов показал высокий риск возникновения пожара при взаимодействии вытекающей охлаждающей жидкости и аккумуляторов, в результате чего пришлось провести огромную работу, направленную на устранение этого конструктивного недочёта.

С каждой новой моделью традиционные риски сводятся к минимуму, но изменения в конструкции или принципах работы новых автомобилей могут способствовать возникновению новых потенциально опасных факторов.

Перегрев катализатора

Каталитический нейтрализатор– одна из самых горячих деталей под капотом автомобиля, именно через неё первоначально проходят выхлопные газы, поэтому даже в нормальных условиях температура катализатора составляет 650-870 градусов Цельсия. При возникновении неисправности двигателя, будь-то чрезмерный износ свечей зажигания или неоптимальное смесеобразование в камере сгорания, может произойти догорание смеси уже вне мотора – в выпускном коллекторе и катализаторе. Подкапотное пространство автомобиля рассчитано таким образом, чтобы все детали могли выдержать высокие температуры в местах их размещения, а также более высокотемпературное воздействие в течение непродолжительного промежутка времени.

Проблема заключается в том, что при неправильной работе двигателя температура может достигать тысячи градусов и держаться на протяжении всей работы мотора. В таких условиях возгорание – вопрос времени, поэтому своевременная диагностика — не только залог стабильной работы автомобиля целиком, но и вашей безопасности.

Перегрев двигателя

Сам по себе двигатель рассчитан на работу в условиях высоких температур, но если они превысят критический уровень, это может привести к разгерметизации системы смазки или охлаждения, в результате которой технологические жидкости попадут на разогретые рабочие поверхности, что и станет причиной воспламенения. В конце 2012 года компания Ford отозвала более 90 тысяч автомобилей по причине перегревающегося мотора. Часто эту проблему можно решить заменой охлаждающей жидкости, термостата, промывкой системы или же перепрошивкой блока управления двигателем. В общем, частый перегрев – это симптом, который нельзя игнорировать.

Читайте также  Дальний свет горит а ближний нет причина

Утечка жидкости

В любом автомобиле, независимо от возраста, стоимости или класса, циркулирует большое количество технологических жидкостей, таких как охлаждающая и тормозная жидкости, топливо, моторное или трансмиссионное масло. Все они являются в той или иной степени горючими, поэтому даже при малейшей утечке следует обратиться в авторизованный сервисный центр. Сами по себе утечки зачастую не могут являться причиной возгорания, но при определённых факторах, например, при аварии, их наличие может послужить катализатором возникновения огня.

Неисправности электропроводки

Электрическая системалюбого автомобиля – это источник повышенной опасности, и это касается не только электромобилей или гибридов. Стандартный аккумулятор может выделять водород в процессе зарядки, а силы его тока вполне достаточно, чтобы вызывать мощнейшие искры при возникновении малейшей утечки в электрической сети. Электропроводка проходит по всему автомобилю, включая салон, который изобилует легко воспламеняемыми материалами, такими как обивка, пластиковые панели, сидения, различные резиновые уплотнители. Поэтому работе электрооборудования следует уделять особое внимание. Кроме того, не допускается её перегрузка путём подключения дополнительных мощных потребителей в рамках тюнинга.

Утечки в топливной системе

Бензин– это самая опасная технологическая жидкость в автомобиле. Он может воспламеняться от воздействия простой искры уже при температуре в 7,2 градуса Цельсия, а при 257,2 градуса самовозгорается. Утечки могут возникнуть как от механических повреждений, так и под воздействием времени, когда трубки и уплотнители теряют герметичность.

Если рассмотренные ранее факторы в большинстве своём лишь создавали условия для возгорания, то бензин, капающий в подкапотном пространстве – главная причина автомобильных пожаров. Для предотвращения несчастных случаев требуется очень внимательно следить за состоянием топливной системы и незамедлительно обращаться в сервисный центр.

Таким образом, знание всех вышеперечисленных факторов, конечно, не может полностью исключить саму возможность возникновения огня, но внимательное отношение и знание потенциальной угрозы позволит вовремя принять профилактические меры.

Автор: Сергей Василенков

Причины и тушение пожара в автомобиле

Многие элементы современного автомобиля относятся к легковоспламеняющимся материалам. Проводка, масло, бензин, резина – все это делает транспорт объектом повышенной пожарной опасности. Машина сгорает буквально за 10–15 минут, после чего не подлежит восстановлению.

Поэтому автолюбителям нужно знать, какие существуют причины возгорания автомобилей и как действовать в экстренной ситуации.

  1. Основные причины пожара в автомобиле
  2. Пожароопасные зоны машины
  3. Опасные факторы
  4. Хладагент кондиционера
  5. Содержимое багажника
  6. Риск взрыва
  7. Алгоритм действий водителя при возгорании
  8. Остановка машины
  9. Тушение
  10. Виды огнетушителей
  11. Профилактика пожаров в машине
  12. Пожарно-техническая экспертиза автомобиля

Основные причины пожара в автомобиле

Понимая причины, которые вызывают пожар, можно избежать критической ситуации. Вот основные из них:

  1. Отсутствие ТО. Неисправность технической части автомобиля, отсутствие надлежащего техосмотра и обслуживания часто приводят к пожару.
  2. Перегрев двигателя. Если не уделять должного внимания состоянию транспорта, двигатель может разогреться до критической температуры, а масло и электроника в подкапотном пространстве только поспособствует возгоранию.
  3. Перегрев каталитического нейтрализатора. Если нейтрализатору приходится перерабатывать больше загрязненных веществ, чем обычно, это приводит к перегреву. Например, если свечи зажигания имеют высокий уровень износа, температура конвертера значительно повышается, и это становится причиной воспламенения изоляции салона.
  4. Дефект электрического оборудования. Примером может послужить неисправность проводки. Это самый частый виновник пожаров в транспорте.
  5. ДТП. При столкновении с автомобилем или каким-либо препятствием происходит разлив топлива и образование искры, что в своей совокупности вызывает воспламенение.
  6. Разгерметизация топливной системы. При повреждении топливных магистралей случайная искра может вызвать необратимую реакцию.
  7. Неисправная сигнализация, неквалифицированное вмешательство в электрическую систему.
  8. Поджог. Недоброжелатели также могут стать виновниками сгоревшего транспорта.
  9. Ошибка производителя. В случае самовозгорания авто, связанного с производственными дефектами, можно предъявить претензию и иск автосалону или автопроизводителю.

Пожароопасные зоны машины

Современные автомобили на стадии проектирования неоднократно подвергаются так называемым краш-тестам, задача которых заключается в повышении безопасности пассажиров, а также в максимальной защите потенциально опасных элементов авто.

Эти компоненты стараются размещать в тех частях кузова, что в меньшей степени подвержены деформациям. Но даже авария средней тяжести имеет более серьезные последствия, нежели при испытании техники.

В устройстве автомобиля выделим несколько потенциально опасных зон, т. е. возможных очагов возгорания, которым следует уделять повышенное внимание:

  • двигатель;
  • газодизельные и газовые топливные системы;
  • электрооборудование;
  • аккумуляторная батарея;
  • бензобак.

Опасные факторы

Есть также ряд дополнительных опасных факторов, которые помимо самого пожара, способны нанести автомобилю и пассажирам еще больший урон.

Хладагент кондиционера

В случае обширного воспламенения в автомобиле может произойти утечка хладагента кондиционера. Это источник фтороводорода, вредного для здоровья человека. А если хладагент контактирует с водой или другими веществами, происходит реакция образования опасной плавиковой кислоты, разъедающей кожные покровы. Поэтому при возгорании машины с хладагентом нужно отойти как можно дальше от нее и ждать помощи пожарной охраны.

Содержимое багажника

Наличие горюче-смазочных жидкостей, а также газовых баллонов и канистр с топливом в багажном отделении автомобиля в случае возгорания способно привести к страшным последствиям. Не перевозите эти материалы без необходимости.

Содержимое багажника

Риск взрыва

При сильном воспламенении есть риск взрыва бензобака или газового баллона. Если справиться с огнем самостоятельно не получается, то нужно отойти на безопасное расстояние, оградить горящее транспортное средство (ТС) от других участников дорожного движения и ждать помощи пожарных.

Важно! У автомобилей, заправленных высокооктановым бензином, риск возгорания двигателя и взрыва бензобака намного выше, чем у машин, работающих на дизельном топливе.

Алгоритм действий водителя при возгорании

Если по ходу движения автомобиля был обнаружен очаг воспламенения или задымления, водителю и его пассажирам необходимо стремительно предпринимать шаги по эвакуации и тушению.

Тушение автомобиля

Остановка машины

Заметив первые признаки возгорания, нужно действовать в следующем порядке:

  • прекратить движение ТС;
  • выключить мотор;
  • поставить автомобиль на ручной тормоз;
  • отсоединить клеммы от аккумулятора, чтобы обесточить электропроводку.

Тушение

  1. Если бензобак не затронут огнем, нужно приступить к тушению автомобиля при помощи огнетушителя, направляя струю на место возгорания.
  2. Пассажиры и другие люди также могут засыпать очаг песком или поливать водой. Известны случаи, когда полыхающие огнем машины тушили при помощи ассенизатора.
  3. Если потушить ТС самостоятельно не получилось, и пламя продолжает распространяться, нужно отойти на безопасное расстояние и ограничить доступ другим людям.
  4. Вызвать сотрудников пожохраны.

Тушение автомобиля

Порядок действий водителя при пожаре в автомобиле и падении его в воду:

  1. В короткое время снять лишнюю одежду, взять документы, деньги и другие ценности.
  2. Включить фары.
  3. Открыть окно и выбираться через него. Если открыть дверь, машина начнет стремительно тонуть.

Виды огнетушителей

Современные огнетушители для авто подразделяются на следующие классы:

  1. Порошковые. Специальный состав этого типа устройства способен эффективно гасить горючие вещества и электронику, которая находится под напряжением.
  2. Углекислотные. Активным веществом служит диоксид углерода. Субстанция способна проникать в труднодоступные места, не оставляет никаких загрязнений.

Типы огнетушителей

Внимание! При неправильной эксплуатации могут вызвать легкое отравление.

Наиболее эффективным считается первый класс. Легковые и грузовые ТС в обязательном порядке оснащаются порошковыми огнетушителями объемом не менее двух литров, автобусы и другой общественный транспорт – двумя устройствами объемом от двух до пяти литров.

Важно! Огнетушители на основе аэрозоля, воды и пены предназначены для небольших возгораний и не способны потушить воспламенившуюся проводку и горюче-смазочные материалы.

Профилактика пожаров в машине

Соблюдая меры профилактики, можно практически свести на нет риск самовозгорания ТС:

  • проводить плановый ТО, своевременно устранять технические неисправности;
  • исключить курение и использование открытого огня в автомобиле;
  • менять огнетушитель по истечении срока годности и в случае его неисправности;
  • соблюдать порядок в салоне авто;
  • размещать огнетушитель под передними сидениями, чтобы в случае ЧС его можно было легко достать.

Важно! Если автомобиль долгое время не использовался, нужно осмотреть место стоянки под ним на наличие пятен. Если таковые имеются, стоит обратиться в автосервис для изучения природы их возникновения.

Пожарно-техническая экспертиза автомобиля

Независимая пожарно-техническая экспертиза проводится при расследовании гражданских уголовных дел и призвана выяснить причины, способствовавшие возгоранию. Иногда назначается с целью предотвратить пожар в авто.

Проверка огнетушителя

Исследование начинают с оценки состояния ТС, затем определяют, в силу каких действий было спровоцировано возгорание и как распространялся огонь. Если причиной послужила техническая неисправность, специалисты определяют конкретную деталь, спровоцировавшую самопроизвольное воспламенение.

Когда имел место поджог, устанавливаются использованные преступником средства, определяется время случившегося.

Важно! Если автомобиль сгорел в результате поджога, и возбуждено уголовное дело, то КАСКО, как правило, в полной мере возмещает страховые выплаты.

При пожарно-технической экспертизе автомобиля проводятся следующие исследования:

  • анализ трасологии;
  • автотехническая экспертиза;
  • пожарно-техническое исследование.

Проводится осмотр места воспламенения, фиксируются сведения от людей, имеющих отношение к произошедшему, проверяется документация и подготавливаются фото- и видеоматериалы.

К сожалению, пожар в машине – явление довольно частое. Но если знать слабые стороны вашего «железного коня», т. е. очаги возможного возгорания, а также соблюдать профилактические меры, легко предотвратить или полностью избежать развития ЧС.