Свернулось масло в двигателе причины

Масло в двигателе свернулось!

  • Форум
  • Жизнь CEFIRO CLUB
  • Курилка

Горшков Николай

Цефирядник
  • 05.08.2008
  • #1
  • Добрый день уважаемые владельцы Ниссанов!

    Давненько я не заходил на этот сайт. Сейчас расскажу что со мной произошло. Мне в прошлом году в августе подвернулась машинка максимка 2005г. автомат, 2л., полный фарш, пробег 19000км, гарантия,приобретена у официала в мае 2006г., вообщем сосотояние нового авто. До её покупки прикидывал поменять свою старую машинешку либо на новую камри, либо аутлендер икс эль, вообщем расчитывал примерно на лимон. И вот тут подвернулась «она», соблазнился ценой — 660 000 после торга+комплект новой зимней резины.
    А подкупила меня эта марка авто тем, что до этой машины у меня была три года Максима «арабка» 3.0л, АКП. Собственно с помощью этого сайта я и постигал секреты обслуживания и эксплуатации этого автомобиля. За что огромное СПАСИБО его создателям. В принципе, неплохо изучив матчасть по старой машине подумал: А почему бы и нет! Автомобиль знаю неплохо, при осморе знал куда смотреть, чего нюхать и щупать. Вообщем после покупки недолго радовался. Буквально через месяц стал замечать, что лампочка давления масла гаснет с заметным запозданием. Подумал, может особенность движка. И как-то раз в конце августа при запуске двинателя услышал шум цепи. Вот те раз. Проверил уровень масла в норме, цвет масла не вызывал каких-то опасений. Решил долить до максимального уровня. Заглянул в отверстие для залива масла и ахнул. Внутри на Р/валу как буд-то был намазан солидол, пальцем ковырнул в отверстии — на руке осталась вязкая консистенция темного цвета. И это после недавнего ТО в 15000 км.? Мысль промелькнула: «Что это? Ниссан применяет особые смазочные материалы, или какую-то спец обработку внутренних частей двигателя!». Поехал демонстрировать прецендент к диллеру. При первичном осмотре предположили, что масло «свернулось». Хм. Это как. В итоге после назначенного вскрытия клапанной крышки, проб масла на анализ вынесли вердикт: Да! Масло свернулось!. Внутри двигателя как буд-то все намазано темным вазелином. Вердикт- разбирать и промывать двигатель, замена деталей при дальнейшей деффектовки. Видно плохо я «нюхал» при покупке! После запроса диллера НИССАН подтвердил гарантию и в итоге после трех месяцев пешеходства мне вернули машину. Заменили, вкладыши,кольца-это навсякий случай. Цепи, г/н цепи. Все остальное в норме. Машина опять на гарантии, вроде беспокоиться не очем,да вот только как-то в июне, когда темпер. на улице у нас была плюс 10, при запуске — нет, да нет громыхала цепь. Потом после прогрева грохот пропадал. Я опять обратился, да только дефект плавующий — то есть, то нет. Диллер пожал плечами. Когда застучит совсем -приезжай!По своей инициативе заменил масло с промывкой, вроде немного стало лучше. Но до сих пор нет-да-нет открываю крышку маслозаливной горловины — смотрю не свернулось ли опять. Так вот господа, какие версии у Вас найдуться на этот счет. Почему масло сворачиваеться. На станции говорят, что бензин плохой. Я неплохо знаю предыдущего хозяина и сам не дурак, чтобы запрвляться где попало. Диллер экспертизу масла делать не стал, по причине, что НИССАН оплатил гарантийный случай. Масло на ТО естественно заменялось диллером.
    Жду версий.

    Да забыл сказать, в тот период я случайно встретился с знакомым сервисменом и чтож Вы думали. Он показал мне два двигателя: один королловский с пробегом 48000, другой Витаровский — оба были в разобраном состоянии и у обоих двигателей внутри была такая же параша. Тойота в гарантии отказала. Витара была не на гарантии. Ну что . БЕНЗИН.

    Да! Забыл поделиться впечатлением от езды на 2.0 л. Машина очень потеряла в динамике. А расход к сожалению остался как на трехлитровом двигателе. По трассе примерно 10л/100км, в городе 15,5л/100км. А когда стоишь в пробках и средняя скорость по БК показывает 18км/ч, то расход соответственно кажет литров 17/100км. Вывод: не всегда расход меньше при меньшем объеме двигателя, такую дуру чтобы разогнать нужно одинаковое количество топлива. А двигатели с меньшим объемом делают наверное, чтобы минимизировать налоги. Прошу извенения за грамматику- очень торопился. Жду вариантов.

    СРОЧНО! Мужики, нужна помощь, свернулось масло в двигателе…

    Опции темы
    • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    СРОЧНО! Мужики, нужна помощь, свернулось масло в двигателе…

    Короче, отъездил я 6000 км после капиталки, на 5000 поменял масло в двигателе (масло было хоть и темное, но нормальное без грязи), и залил новое масло того же производителя но на розлив, через 1000 км (месяц) масло в двигателе свернулось в комки. Ниже фотографии. Что это? От чего? Есть специалисты?

    Масло-самопал какой-нибудь. Покупал хде? У барыг?

    а в чем помощь то нужна? помочь капитальный ремонт пихла сделать?

    синтетику с минералкой нефиг смешивать

    а в чем помощь то нужна? помочь капитальный ремонт пихла сделать?

    синтетику с минералкой нефиг смешивать

    Может, нужно помочь выковырит свернувшееся масло??

    а в чем помощь то нужна? помочь капитальный ремонт пихла сделать?

    синтетику с минералкой нефиг смешивать

    Думаю помощь в определении причины сего явления для предотвращения её появления в дальнейшем, или же для её устранения (если бы не в масле было бы дело)

    это свернувшееся в гудрон масло. от тех барыг, что тебе подсунули самопал разлитый в ближайшем подвале.

    Все говорят, что это масло. Спецы которые мне разобрали мотор говорят, что это из-за тосола. Масло Мобил 10W40 после капиталки было залито это же масло. Контора где покупал и менял масло далеко не последняя в городе. Нужна помощь как мне докозать свою не виновность и не платить за ремонт двигателя. Нужна экспертиза масла?

    Кому доказывать то?? Судишься с кем то?

    тосол или антифриз? даже если ОЖ пошла в поддон, мне кажется масло превращается в эмульсию, но никак не в гудрон

    Ремонт насчитали 20000 р. Я не собираюсь платить за ремонт если это действительно из-за масла.

    тады экспертиза масла нужна

    они сначала сами предложили экспертизу, потом после разборки двигателя стали давить на то что это тосол, и экспертизу не стоит делать.

    чем помоч то. бочку керосина найти где купить.

    Да уже поздно бочку с керосином покупать.. движок полностью разобранный лежит.. И теперь они требуют деньги за его ремонт и сборку.

    Забашляй за разборку и дефектовку и вали оттуда, сам все отмоешь и соберешь

    Когда прокладку пробивало и охлаждающая жидкость попала в двиг, очень сильно ******о подобными отложениями. Но я проехал максимум 100 км. За 1000 км. могло и за***** так.

    Думаешь заморачиваться с экспертизой смысла нет?

    Где вы такое масло вообще берете, было время когда у меня тачанка жрала масло литр на 800 км., дык я смешивал что не поподя и заливал без разбору и ничего не свернулось, может туда ктонить чонить левого налил. ))) типа белка иичка куринного))))))))

    У тя чотам ламбаргини. а сам ты генеральный прокурор. не в той стране живем. Чисти чини и катайся, можно подумать у тя движка в идеале была, считай это как кап ремонт двигателя просто пораньше чем хотелось)))))

    Изменение свойств моторного масла в процессе эксплуатации

    Под влиянием различных факторов моторное масло может почернеть, загустеть или вспениться. Пути решения проблемы зависят от причины и характера изменений структуры вещества в двигателе.

    Какими основными свойствами обладает масло для двигателя

    Для улучшения эксплуатационных свойств моторного масла производители используют целый спектр присадок, которые позволяют:

    • снизить трение элементов двигателя;
    • менять рабочие свойства масла при различных температурах;
    • регулировать «щелочное число» субстанции и т. д.

    Щёлочь в составе отвечает за нейтрализацию кислот, попадающих в систему силового агрегата при работе, а также очищает поверхность элементов двигателя от нагара, препятствует образованию отложений. При этом частички загрязнений надёжно «связываются» и не мешают нормально смазывать детали мотора.

    Уровень масла и его состояние следует проверять, регулярно делая анализ цвета и консистенции субстанции на масляном щупе. Потемнение не является поводом для беспокойства, а вот изменение вязкости и вспенивание указывают на проблемы, которые требуется оперативно решать.

    Причины почернения: проблема № 1

    Если использовать низкощелочное масло, на деталях двигателя оседает сажа, что увеличивает трение, нарушает температурный режим работы и в итоге ведёт к быстрому износу агрегата, разрушению элементов двигателя вследствие локального перегрева. Аналогичный процесс происходит, если длительное время не менять высокощелочную субстанцию — высокое содержание взвеси и старение щелочной присадки сводит преимущества такого масла к нулю.

    Читайте также  Что такое ГБЦ в двигателе автомобиля?

    Если масло в двигателе вашего автомобиля долгое время остаётся прозрачным, это означает, что оно не справляется со своими функциями — не очищает агрегат от сажи и других продуктов износа, не защищает металлические поверхности деталей от кислотного осадка, вызывающего коррозию. Его следует заменить высокощелочным.

    Потемнение моторного масла произойдёт быстро, если состояние двигателя не самое лучшее — субстанция с высоким содержанием щелочи «отъест» накопившуюся грязь. Почерневшее вещество не требуется немедленно менять, оно способно проработать весь положенный срок, обеспечивая качественную смазку и защиту мотора. Интервал замены высокощелочного масла составляет 5000—7500 км в условиях российского климата.

    Популярное мнение «тёмное — значит, плохое» является пережитком времён, когда дешёвое моторное масло чернело очень быстро из-за своего низкого качества и требовало замены при пробеге в 500—1000 км.

    Сегодня же быстрое потемнение субстанции говорит о загрязнённости двигателя либо о низком качестве используемого топлива. Чтобы исправить первую проблему, требуется промыть мотор, для устранения второй сменить место заправки.

    Пенится на дизельном или бензиновом моторе

    Моторное масло при насыщении пузырьками воздуха теряет свои эксплуатационные качества, поэтому обнаружив вспенивание, необходимо оперативно выявить причину и устранить проблему. При образовании пены:

    • изменяется коэффициент вязкости вещества;
    • субстанция с трудом проникает в омывающие каналы с небольшим сечением;
    • снижается эффективность отвода тепловой энергии;
    • плохо охлаждаются корпусные детали мотора;
    • возрастает трение деталей при работе двигателя.

    В результате движущиеся части двигателя внутреннего сгорания быстро изнашиваются, мотор может выйти из строя из-за перегрева, возникает опасность гидравлического удара.

    • нарушение герметичности системы охлаждения;
    • несовместимость нового масла с остатками старого, не слитого из двигателя;
    • образование конденсата в системе.

    Вспенивание при попадании антифриза

    Разгерметизация

    Моторное масло вспенивается при попадании в него антифриза из системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости возникает из-за разрушения защитной прокладки на головке блока цилиндров, куда и стекает тосол. Пена также образуется при смешивании масла с тосолом, поникающим через трещины в корпусных деталях.

    На утечку антифриза указывает белый дым из выхлопной трубы при работе двигателя. Чтобы убедиться в правильной диагностике проблемы, достаточно завести мотор и прогреть авто в течение 7–10 минут, а затем ненадолго прикрыть выхлопную трубу бумажным листом белого цвета. Намокшую бумагу высушивают и осматривают — отсутствие пятен от масла и топливной смеси свидетельствует о разгерметизации системы охлаждения.

    Обратите внимание! Самостоятельно найти место утечки и устранить проблему чрезвычайно сложно. Необходима срочная комплексная диагностика в условиях автосервиса.

    Несовместимость в работе моторных масел

    Конфликт возникает при смешивании составов, которые принципиально различаются по способу изготовления и структуре. Моторные масла подразделяются на три типа:

    • Минеральные. Их получают путём очистки нефтепродуктов. Структура вещества неоднородная, состоит из молекул различной величины. Минеральное масло уступает синтетическому по смазывающим свойствам, коэффициенту вязкости, температуре замерзания.
    • Синтетические. Каталитический синтез позволяет получать вещество с упорядоченной структурой, состоящее из одинаковых молекул и не имеющее примесей. Это обеспечивает высокие эксплуатационные свойства «синтетики».
    • Полусинтетические. Совмещают лучшие качества каждого из вышеназванных.

    При покупке подержанного авто не забудьте уточнить у хозяина, какое масло заливалось в двигатель

    Смешивание минерального и синтетического масла недопустимо, поскольку полученное вещество характеризуется неравномерной плотностью. Такая процедура может загустить состав и проиводит к выпадению осадка, а циркуляция осадка при работе двигателя заставляет субстанцию вспениться.

    Чтобы решить проблему, необходимо промыть двигатель специальным промывочным маслом, залить в него состав того типа, что рекомендует автопроизводитель, и в дальнейшем пользоваться только им.

    Что делать при образовании конденсата

    В межсезонье и в зимнее время в плохо прогретом двигателе может образоваться конденсат. Вода и масло — жидкости, которые не растворяются друг в друге, а образуют эмульсию при смешивании. Поэтому попадание конденсата в моторное масло влечёт за собой образование пены. Нередко по цвету такая субстанция напоминает сгущёнку.

    Эта проблема не связана с неполадками в силовом агрегате или плохим качеством залитого вещества. Чтобы избежать вспенивания, перед поездками в холодное время года следует хорошо прогревать мотор, это позволит влаге полностью испариться с поверхностей деталей.

    Сгущение: почему состав загустел и чем это грозит

    Для нормального функционирования двигателя масло должно оставаться текучим и легко проникать в каналы для смазки и охлаждения деталей. Оптимальным режимом работы мотора являются поездки на дальние расстояния с небольшой нагрузкой.

    Если автомобиль используется для коротких поездок с частыми остановками и разгонами, эксплуатируется в холодное время года без длительного прогрева двигателя, в моторном масле формируется густой осадок из-за попадания не успевших испариться воды и топлива.

    Сгущению субстанции также способствуют мельчайшие частички пыли, которые не может удержать воздушный фильтр, побочные продукты сгорания. Ещё одна причина повышения густоты вещества — его ускоренное окисление при езде в жаркую погоду или с высокими нагрузками (буксировка, крутые подъёмы в гористой местности и т. д.).

    Избежать сгущения поможет более частая замена масла и фильтра, чем это предусмотрено нормальными условиями. Автовладельцам, которые ездят на небольшие расстояния и с частыми остановками, рекомендуется следовать указаниям автопроизводителя для «тяжёлых условий», т. е., менять фильтр и масло каждые 6–8 тыс. км пробега либо раз в полгода. Если вещество густеет зимой, лучше выбрать состав того же типа, но с присадками, понижающими температуру замерзания.

    Последствия несвоевремнной замены: как густое масло влияет на движок (видео)

    Снижение вязкости: нужно ли менять

    Разжижение масла — также серьёзная проблема, которая оборачивается ухудшением его эксплуатационных свойств. К причинам утраты вязкости относят:

    • термический крекинг — компоненты, из которых состоит масло, разлагаются на составляющие с более низкой вязкостью и пониженной температурой кипения;
    • загрязнение веществами, попавшими вместе с топливом;
    • смешивание с растворителями, оставшимися после промывки силового агрегата;
    • смешивание с моторным маслом, имеющим более низкую вязкость.

    Для решения проблемы требуется заменить масло. Важно полностью слить всю субстанцию из системы, подняв автомобиль при помощи домкрата под нужным углом. Быстрее и качественнее провести процедуру в автосервисе, где специалисты проверят вязкость нового вещества после заливки.

    Свернулось внутри мотора

    В некоторых случаях масло не просто загустевает, а сворачивается, образуя субстанцию с консистенцией солидола или даже пластилина. Сильное сгущение вещества очень опасно, поскольку:

    • мотор с трудом заводится, недостаточно хорошо откликается на газ, при этом непрерывно светится индикатор давления масла;
    • возникает риск отрыва шатунов от поршней, в результате чего они могут пробить стенки блока цилиндров, полностью выведя силовой агрегат из строя.

    Загустевшее и свернувшееся вещество

    Однозначная причина такого загустевания не найдена. Существует несколько предположений:

    • попадание воды и антифриза в масла с определёнными техническими характеристиками (Shell-эффект, открытый в 40-х годах);
    • низкое качество бензина, наличие в нём посторонних химических веществ (но эта версия весьма спорна, поскольку загустевание наблюдается и в дизельных агрегатах);
    • человеческий фактор — заливка в автосервисе (или самостоятельная покупка) вместо качественного моторного масла неизвестной субстанции сомнительного происхождения.

    Обнаружив признаки сворачивания, необходимо срочно заменить масло, тщательно промыв систему.

    Чтобы двигатель исправно проработал весь срок, указанный производителем, важно следить за состоянием моторного масла и регулярно обновлять его в соответствии с режимом эксплуатации автомобиля, хорошо прогревать машину в холодные дни и использовать качественное топливо.

    Моторное масло загустело, почернело, вспенилось, дало эмульсию: причины (и что делать)

    04 сентября 2018 Категория: Полезная информация.

    Как выбирать масло для дизеля, мы писали здесь, как часто нужно его менять — здесь.

    А еще недавно рассказывали, как проверять уровень масла щупом, доливать до уровня и менять смазку в дизельном ДВС.

    Но что делать, если вы при проверке или замене масла обнаружили, что оно «испортилось»? О каких проблемах с мотором говорит черное, густое или слишком жидкое масло, пена или эмульсия?

    Что должно насторожить при проверке уровня масла в дизеле?

    От качества и свойств моторного масла в системе смазки дизельного ДВС напрямую зависит ресурс агрегата. Поэтому автовладельца должны насторожить любые изменения консистенции, цвета, состояния и уровня масла.

    Повод для беспокойства владельца и серьезной диагностики — если моторное масло:

    • стало слишком вязким или слишком жидким,
    • пенится или образует эмульсию
    • слишком сильно темнеет или наоборот, не темнеет даже спустя 2 тыс. км пробега.

    Возможно, проблему решит полная замена масла и промывка двигателя. В любом случае, продолжать просто эксплуатировать такую смазку нельзя.

    Почему очень скоро после замены моторное масло почернело?

    Потемнение свежезалитого моторного масла в дизельном двигателе уже спустя 200-500 км пробега — нормативный процесс. Это, наоборот, говорит о том, что диспергирующие и моющие присадки в составе масла работают эффективно.С накоплением различных отложений, продуктов сгорания топлива и сажи масло темнеет, и к концу срока службы может даже почернеть.

    Читайте также  Как вытащить свечу зажигания из двигателя?

    Особенно быстро это происходит на двигателях солидного возраста, и на работающих в тяжелых условиях моторах. Быстрее всего темнеет минеральное и полусинтетическое масло.

    И напротив, если после замены масла в дизельном моторе оно вообще не темнеет спустя 1,5-2 тыс. км тысяч км пробега, это признак плохого качества масла. Моющие свойства в нем отсутствуют, оно не способно удерживать отложения и сажу — вся грязь остается в смазочной системе ДВС.

    Но если масло в дизеле не темнеет, собирая грязь и продукты сгорания топлива, а становится черным как мазут, это повод насторожиться.

    Для начала, извлеките щуп, вытрите его чистой тряпкой. Если на щупе останутся черные разводы, это признак того, что смазка в двигателе угорает.

    Возможно, дело в износе ЦПГ, когда масло просачивается в камеру сгорания, а топливо — в картер двигателя, разжижая смазку. Если при этом вы наблюдаете, что расход топлива вырос, а мощность ДВС упала, выхлоп стал очень дымным — это все аргументы о том, что почернение масла связано с проблемой самого двигателя.

    Другая причина быстрого почернения масла в дизельном агрегате — его перегрев, когда под влиянием постоянно высоких температур (езда на высоких оборотах, агрессивное вождение и т.п.) масло буквально закипает.

    Еще масло может перегреваться из-за неправильно подобранных характеристик вязкости.

    В любом случае, черное масло нужно как можно скорее поменять (лучше вместе с промывкой дизеля), а в случае проблем с ЦПГ — провести диагностику. Возможно, понадобится произвести раскоксовку забитых нагаром поршневых колец, их замену или даже капитальный ремонт двигателя.

    Почему масло в дизельном двигателе загустело?

    Обычно масло густеет на морозе — особенно минеральное или недорогое полусинтетическое. В норме, после запуска мотора «на холодную», оно чуть хуже циркулирует по системе смазки двигателя, но через пару секунд разжижается и эксплуатируется как обычно. Такое загустение масла — вариант нормы.

    Но если масло в дизеле стало практически солидолом, и при этом оно подобрано правильно (по степени вязкости и температурному режиму эксплуатации ДВС), нужно разбираться в причинах.

    Самая банальная — масло «сработалось», накопило в себе массу отложений и сажи и превратилось в гель. Причем разжижения не происходит даже после прогрева двигателя. В результате циркулирования такого геля по системе смазки двигателя происходит сильный износ всех деталей, появляются шумы, стуки, мотор может даже заклинить.

    Другая возможная причина, по которой масло стало как солидол — перегрев двигателя, когда происходит полимеризация смазки. То есть склеивание компонентов — масло буквально «сворачивается» от экстремальных температур.

    Наконец, масло может загустеть от того, что владелец увлекается экспериментами со смешиванием разных масел и применением вязкостных присадок, которые вроде как защищают масло от разжижения. И в некоторых случаях, такие эксперименты приводят к тому, что масло становится слишком густым.

    Почему масло в двигателе стало слишком жидким?

    Если масло буквально стекает со щупа, потому что сильно разжижилось — оно либо сильно постарело, либо двигатель перегревался, и вязкостные компоненты распались на частицы.

    Другая причина, почему моторное масло сильно разжижилось — в картер двигателя попадают излишки топлива из камеры сгорания. Это приводит к повышению уровня смазки в том числе.

    Также неправильное применение промывочных средств для дизельного ДВС может привести к тому, что остатки промывки смешаются с маслом и разжижат его. Если и использовать промывочные масла и жидкости, лучше сократить интервал следующей замены смазки на 30-50%.

    Почему может вспениваться масло?

    Самая частая причина вспенивания масла — его перелив, то есть превышение допустимого уровня. Перелив вредит мотору, и это нужно исправить, слив излишки смазки. Сделать это можно на СТО или своими силами.

    Другая причина, почему вспенивается масло — несовместимость масла, которое было внутри двигателя (а полностью оно не уходит из системы смазки даже после слива) и нового масла, которое долили по уровню. Обычно такое бывает, когда к минеральному маслу доливают синтетику, и наоборот. Такое смешивание ухудшает свойства обоих масел. Может выпасть осадок, появляется пена.

    В этом случае нужно полностью слить масло, промыть мотор и долить какое-то одно в полном объеме.

    В худшем случае, масло пенится, потому что в него попала охлаждающая жидкость. Антифриз может попасть в смазку через изношенную прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров, через трещины БЦ и ГБЦ.

    Чтобы убедиться, что это действительно из-за присутствия ОЖ масло вспенилось, нужно проверить саму жидкость: капли масла подтвердят теорию, а также приложить после небольшого прогрева мотора к выхлопной трубе лист бумаги. После высыхания лист нужно рассмотреть: если на нем останутся пятна от антифриза, теория о попадании в масло ОЖ верна.

    Да и плотный белый дым из выхлопной трубы тоже подтверждает предположение.

    Почему на щупе появилась эмульсия?

    Эмульсия — растворенное в воде масло. Если под заливной крышкой или на щупе вы находите эмульсию в виде пены или белого налета, это может быть связано с тем, что внутри двигателя образуется конденсат. Смешиваясь с маслом, он и дает эмульсию. Обычно это бывает в морозы, а также на редко используемых автомобилях.

    В таких случаях достаточно сменить моторное масло и немного сократить интервал его замены.

    Другая причина образования эмульсии на щупе и крышке маслозаливной горловины — попадание туда антифриза. Стоит проверить уровень ОЖ в расширительном бачке, посмотреть герметичность прокладки ГБЦ и самого блока цилиндров, проверить, плотно ли закручена крышка радиатора.

    Сильный износ ЦПГ также может стать причиной попадания антифриза в моторное масло и образование эмульсии. Решать проблему с поиском утечек ОЖ стоит незамедлительно.

    Эмульсия — тревожный признак, потому что эмульсированное масло теряет свои защитные и смазывающие свойства, что напрямую отражается на ресурсе двигателя.

    О том, к чему приводит масляное голодание двигателя, читайте здесь.

    Моторные масла ведущих производителей для дизельных ДВС в каталоге

    Как не допустить превращения моторного масла в «гуталин»

    Начну с конкретного примера загустевания моторного масла класса вязкости SAE 10W‑40 в двигателе УАЗ. Статистика. Замена моторного масла и фильтров производилась через 15 тыс. км, а после пробега 45 тыс. км моторное масло и фильтры поменяли через 16 тыс. км. При этом через 2 тыс. км залили моторное масло «Лукойл», через 15 тыс. км – «Газпромнефть», через 15 тыс. км – «Шелл», через 16 тыс. км. – снова «Лукойл». Все моторные масла одного класса вязкости SAE 10W‑40.

    После пробега 45 тыс. км автомобиль переоборудован для работы с газобалонным оборудованием. После пробега 70 тыс. км обнаружено попадание антифриза во внутреннюю полость по причине заводского дефекта головки блока цилиндров (ГБЦ). На станции техобслуживания заменены прокладка ГБЦ, штанги привода клапанов, оси коромысел в сборе с коромыслами. При этом моторное масло не заменили, посчитав, что в нем незначительное количество антифриза. Через 72,5 тыс. км после продолжительной поездки и ночной стоянки при запуске двигателя раздался посторонний звук, заклинил распределительный вал газораспределительного механизма (ГРМ) с разрушением пластиковой шестерни привода. В результате проведенной дефектовки распределительного вала ГРМ и толкателей штанг клапанов установлено:

    1) наличие черных липких отложений на рабочих поверхностях всех подшипников скольжения распределительного вала (рис. 1);

    2) на сопрягаемых поверхностях первого подшипника скольжения распределительного вала ГРМ имеются задиры и следы из-за масляного голодания (рис. 2);

    3) отверстие канала подачи масла к первому подшипнику скольжения распределительного вала ГРМ закрыто густым по консистенции отложением (рис. 3);

    4) на сетке маслоприемника большое количество липких отложений с густой консистенцией черного цвета (рис. 4).

    Причиной аварии является эксплуатация автомобиля на потерявшем свою работоспособность моторном масле. Из-за чего же моторное масло потеряло работоспособность?

    1. Нарушение герметичности системы охлаждения и попадания антифриза в моторное масло (после замены прокладки ГБЦ и устранения течи антифриза работавшее моторное масло не поменяли на свежее).

    2. Частый перевод на моторные масла «Газпромнефть», «Лукойл» и «Шелл», принципиально различающиеся технологиями изготовления, базовой основой и присадками. Остатки масел после замены, смешиваясь со свежим, способствовали его окислению и загустеванию.

    3. Поздняя замена моторного масла «Шелл» после 16 тыс. км (вместо 15 тыс. км по сервисной книжке), это усугубилось тяжелыми условиями эксплуатации автомобиля в зимнее время, когда при остывании двигателя образуется конденсат в картере двигателя, ускоряющий окисление. Именно поэтому в холодное время года следует хорошо прогревать мотор, это позволит влаге полностью испариться с поверхностей деталей и масла. Если автомобиль эксплуатируется в холодное время года без длительного прогрева двигателя, в моторном масле формируется густой осадок из-за попадания не успевших испариться воды и топлива. Для нормального функционирования двигателя масло должно оставаться текучим и легко проникать в каналы для смазки и охлаждения деталей.

    Читайте также  Как правильно установить турбину на дизельный двигатель?

    4. Перевод автомобиля на газ привел к снижению мощности двигателя, что также отрицательно сказалось на работоспособности моторного масла. Как правило, при переводе двигателя на газ требуются малозольные присадки с высоким щелочным числом.

    5. Загущению моторного масла также способствуют мельчайшие частички пыли, которые не может удержать воздушный фильтр, побочные продукты сгорания, высокие температуры масла из-за высоких нагрузок на двигатель.

    Если зайдете в интернет, то вы увидите много случаев загустевания моторного масла, разобранные двигатели в «гуталине», и выглядят они, как сенсации: по автосервисам прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения моторное масло в двигателях вдруг превращается в Москве, Петербурге, Магнитогорске, Мурманске и в других городах в мазутообразную субстанцию. Случаи эти происходят нечасто, есть и результаты расследования причин этого явления в лабораториях, с моделированием ситуаций в выложенных роликах и форумах, попытки получить явные проявления этой смертельной болезни по резкому росту вязкости моторного масла, падению щелочного и росту кислотного чисел и др.

    Как правило, эти выводы и предложения применительны лишь к конкретному случаю. Поэтому поднятая в статье тема актуальна как для станций технического обслуживания СТО, так и для автовладельцев. Ничего не меняется, пострадавший автовладелец от специалистов СТО, если автомобиль еще на гарантии, слышит три причины загустевания моторного масла:

    1) использование некачественного топлива;

    2) попадание антифриза или воды в масло;

    3) отсутствие контроля за уровнем масла в двигателе во время эксплуатации.

    Самая частая причина, на основании которой пытаются лишить гарантии, – использование некондиционного топлива. С этого момента начинается конфликт, автовладелец встает на тропу войны, которая может продолжаться месяцами и годами. На примере описанного случая и фотографий мы видим, что вина обоюдная. Специалисты СТО, осуществляющие гарантийное обслуживание автомобиля, выполняли свои обязанности непрофессионально. Вот их главные ошибки при проведении ТО.

    1. По незнанию (ведь все три марки моторных масел допущены к применеию в двигателе) использовали моторные масла разных производителей («Газпромнефть», «Лукойл», «Шелл»), отличающиеся базовыми основами, присадками и технологиями производства.

    2. В автомобиле через 45 тыс. км, после попадания антифриза в полость цилиндра двигателя, не поменяли моторное масло.

    3. Заменили моторное масло «Шелл» после 16 тыс. км (вместо 15 тыс. км). После пробега автомобиля 45 тыс. км автомобиль переоборудован для работы с газобалонным оборудованием, при этом произошла потеря мощности двигателя и повысилась теплонапряженность его деталей. Вина пострадавшего в том, что он полностью доверился СТО, хотя мог бы обратить внимание на качество обслуживания, потребовать поменять моторное масло, в которое попал антифриз. Он не знал, что перевод автомобиля на газ для маломощного коммерческого автомобиля приведет к потере мощности и повышению теплонапряженности деталей, моторного масла, и продолжал эксплуатировать автомобиль в том же режиме, не следил за качеством масла. И все же многие автовладельцы на стороне пострадавшего. Но есть и сомневающиеся, особенно среди тех, кто занимается ремонтом автомобилей. Среди читателей есть колеблющиеся между этими точками зрения. Это тот случай, когда мы можем освежить и приобрести нужные для нас знания.

    Как вы знаете, моторное масло обеспечивает условия работы движущихся деталей двигателя, выполняя пять функций.

    1. Смазывает движущиеся детали двигателя (уменьшает трение и предотвращает износ).

    2. Очищает двигатель от загрязняющих веществ (уменьшает количество осадка на деталях двигателя, собирает твердые частицы и поддерживает их во взвешенном состоянии).

    3. Создает уплотнение гильзы для оптимальной работы двигателя (предотвращает попадание продуктов сгорания в масляный картер).

    4. Охлаждает поверхности деталей.

    5. Защищает от коррозии поверхности деталей.

    Окисленное масло теряет все свои пять функций, становится неработоспособным и наносит ущерб практически всем деталям двигателя и самые уязвимые (в нашем примере пластиковая шестерня привода).

    Масло является уникальным источником информации, которую нам надо научиться понимать и использовать на практике, как это умеют профессиональные водители. Их знания основаны на конкретных моделях автомобилей, которые невозможно распространить на все модели двигателей. Кратко остановлюсь на процессе загустевания моторного масла и превращении его в мазутообразную массу с консистенцией гуталина. Окисление масла в любом двигателе протекает, как цепная химическая реакция с участием свободных радикалов.

    Первыми промежуточными продуктами окисления являются перекиси, которые превращаются в кислоты и оксикислоты, альдегиды, спирты и кетоны. В дальнейшем образуются различные асфальто-смолистые вещества, а также карбены и карбоиды, входящие в состав образовавшегося «гуталина». Ускоряют процесс окисления разложившиеся присадки маторных масел, антифриза, давление и температура. Отмечу, что увеличение температуры в картере на 10° С ускоряет окисление в 2 раза. На практике процесс окисления моторного масла в двигателе можно контролировать расзличными дорогостоящими лабораторными методами. Но для этого надо отбирать пробу и нести в лабораторию. За рубежом, например, во время технического обслуживания автомобилей качество моторного масла контролируется постоянно. Кроме того, там есть обученные специалисты в области смазочных материалов, которые периодически аттестуются.

    В нашем примере на СТО подряд переходили на моторные масла трех производителей: «Газпромнефть», «Лукойл» и «Шелл», потом опять на «Лукойл». Мало того, после обнаружения антифриза в полости цилиндра при замене ГБЦ моторное масло не заменили. Автовладелец это видел, но посчитал, что масло менять рано, так как автомобиль на нем прошел всего 2 тыс. км. Он не виноват только из-за того, что доверился «спе­циалистам ТО» и не знал, что даже 0,1% антифриза ускоряет окисление и износ узлов трения. Это мои рассуждения, и многим из вас они покажутся субъективными.

    Согласен, для каждого из нас практически любое полученное знание – результат опыта, основанного на примерах и ощущениях. А так как каждый по своей природе уникален, то и соотносит он прочитанное, услышанное и увиденное на свой лад, реагируя по-своему. В таком случае проблему загустевания масла можно решить только созданием неубиваемых двигателей. Этого придется ждать долго. Главное сегодня – обезопасить себя от неприятностей в двигателе из-за загустевания моторного масла. У меня автомобиль с аналогичным двигателем УАЗ, и я контролирую процесс окисления моторного масла, ведущего к «гуталину», пользуясь экспресс-прибором «Анализатор нефтепродуктов», разработанным ООО «Химмотолог» в Уфе, сайт himmotolog.ru.

    Этот защищенный патентом РФ инновационный прибор вошел в число лучших 100 товаров России 2018 года.

    Для работы с прибором не требуется специальная подготовка. Пользуясь им, можно определить:

    1) оригинальность смазочного материала;

    2) природу базовой основы масла (синтетическое или минеральное);

    3) содержание воды и антифриза в масле (включая растительные);

    4) оптимальное время замены масла по потере работоспособности (окисления и загрязненности). Его можно также настроить на количественное определение сажи в моторном масле и определение его моюще-диспергирующих свойств.

    У прибора есть пробоотборник. Раз в месяц отбираю из отверстия маслощупа 2 мл масла и наливаю его на поверхность датчика прибора. Он показывает на дисплее диэлектрическую проницаемость масла и содержание воды (антифриза) в процентах. В моторном масле «Шелл Хеликс Плюс» SAE 10W‑40, которое использую в своем автомобиле, диэлектрическая проницаемость 2,25. В среднем через первые 5 тыс. км пробега автомобиля диэлектрическая проницаемость поднимается всего на 0,2 ед. а к 12 тыс. км на 0,5 ед. При увеличении диэлектрической проницаемости на 0,5 меняю моторное масло.

    Опыт пользования анализатором показал, что при увеличении пробега до 17 тыс. км диэлектрическая проницаемость увеличилась на 0,85. Проверил в лаборатории вязкость моторного масла после 17 тыс. км пробега, она увеличилась на 45% при 100° С и составила 21 сСт, а щелочное число уменьшилось почти в 3 раза и составило 3,1 мг КОН/г. Заметил, что зимой из-за образования конденсата в моторном масле появляется вода до 0,15% и уже через 6 тыс. км диэлектрическая проницаемость возростает с 2,25 до 2,87. В таких случаях масло меняю, отстаиваю и использую на долив. От замены до замены доливаю около 1 л масла. Был случай, когда у купленного в магазине моторного масла «Шелл Хеликс Плюс» SAE 10W‑40 диэлектрическая проницаемость оказалась повышенной (2,32 вместо 2,25). Отнес в магазин, приняли обратно.

    Прибор настолько универсальный, что им можно определить моюще-диспергирующие свойства отработанного масла. Достаточно после тщательного перемешивания отфильтровать отработанное масло через бумажный фильтр и определить его диэлектрическую проницаемость. Одним словом, пользуясь анализатором нефтепродуктов на ранней стадии, можно узнать о работоспособности моторного и трансмиссионного масла.

    Виль Нигматуллин, заведующий кафедрой УГНТУ, канд. техн. наук, доцент