Кто придумал ремень безопасности в автомобиле?

Ремень безопасности

Ремень безопасности — атрибут, без которого невозможно представить современный автомобиль. Но откуда он появился и кто его изобретатель, какие еще были разработки, призванные обеспечить безопасность водителя и пассажиров.

Если вспомнить немного истории, то авторство ремня безопасности приписывают изобретателю из Англии Джорджу Кейли, в 1800 году он хотел его применить для использования в летательных аппаратах. Этот изобретатель занимался теорией аэродинамики и других областей. Так как он понимал опасность при испытании его летательных аппаратов, то изобрёл ремни безопасности призванные сохранить жизнь пилоту. В начале 1804 году ему удалось сконструировать модели планеров, и первым за штурвал он посадил мальчика-пилота. В 1853 году под руководством того же Кейли в воздух смог подняться его кучер Джон, после непродолжительного разбега он спрыгнул с холма и полетел при помощи планера. Всё это происходило за полвека до полёта знаменитых братьев Райт.

В Америке первый патент на ремень безопасности был получен в 1885 году Эдвардом Клыгхорном проживающем. При описании устройстве упоминалось, что оно предназначено для безопасного крепления людей при помощи крюков и других элементов к неподвижному объекту. Клыгхорн тогда рассчитывал на крепление человека при помощи пояса и специальных карабинов.

Следующее серьёзное упоминание о ремне относится к сентябрю 1913 года, в это время французский пилот Адольф Пегу выполнил манёвр на самолете, при котором ему пришлось лететь в перевёрнутом положении. Для того чтобы не выпасть из самолёта были применены специальные ремни безопасности. Затем он повторил трюк Петра Нестерова «мертвая петля» при выполнении, которого он так же был, пристегнут ремнем. Но крепление среди пилотов ремнями стало применяться лишь в 1930-х годах, а в гоночных автомобилях в 1920-х годах.

В автомобильную сферу ремни безопасности понастоящему пришли лишь в 50-х годах прошлого века. Джорджу Кейли и Хьюдж Де Хевен из Америки в 1951 году изобрели ремень с замком на животе. Такой ремень, не смотря на свою эффективность, был очень не удобен при ежедневном использовании. В начале этого десятилетия Кеннет Лигон и его брат Боб Лигон получили патент на двухточечный ремень безопасности. Такой ремень имел две точки крепления, хорошо фиксировал тело вокруг пояса и легко снимался. С 1956 года такой ремень начали устанавливать на модели автомобиля Ford. Правда, покупали такие машины не охотно, так как при аварии был велик риск получить повреждения брюшной полости.

В 1958 году президент компании Volvo переманил к себе Нильса Болина, который занимался разработкой катапультирующихся кресел. Нильсу дали должность первого инженера по безопасности. Нильс быстро понял что ремни, применяемые тогда, были очень неудобными и через год представил свою разработку. Это был трехточечный ремень v-образной конструкции, сделанный из двух ремней, один удерживал верхнюю часть туловища, а другой нижнюю. Оба ремня пристегивались при помощи одной застежки. В 1959 году Volvo оснастило такими ремнями Volvo p 120 Amazon и Volvo PV 544, по прошествии ещё нескольких лет данная опция стала стандартной для передних сидений многих машин. Такое изобретение позволило снизить вероятность гибели на 40-50%, а травматизм на 50-60%. Трёхточечный ремень оказался самым эффективным среди всего того что было изобретено, сложно сказать сколько жизней спасло это изобретение.

Такой ремень очень важно было правильно отрегулировать, при такой регулировке ремень немного жал. Люди для удобства его отпускали, из- за печальной статистики пришлось заменить статический ремень на инерционный, который проигрывал ему в эффективности. Для того чтобы улучшить свойства ремня в дальнейшем его снабдили преднатяжителями и ограничителями усилия. Преднатяжитель призван притягивать тело к спинке в случае торможения.

В 1970 году ремни снабдили автоматическими натяжителями, при этом ещё устанавливается устройство блокировки. Правда в этом случае есть риск пострадать от толстого слоя одежды, этот слой создает эффект подушки между телом и ремнем поэтому ремень блокируется не сразу, а за это время человек может удариться головой о лобовое стекло.

Системы безопасности, конечно, постоянно совершенствуются, но всё же, как бы ни был прост ремень в использовании, стоит его правильно настраивать.

Ремни безопасности: С небес на землю

remni

Первый ремень безопасности был запатентован в 1865 году. Он предназначался для водителей конных экипажей. Естественно, автомобили должны были унаследовать ремни, что и произошло в 1903 году, когда их в свои машины поместил французский автофабрикант Луи Рено. Впрочем, конструкция оказалась сырой, ведь ремень был пятиточечным, и любителей пользоваться им нашлось совсем немного. Казалось бы, это тупик. Однако, уйдя из автопрома, ремни пришли в авиацию. Первым «пристегнувшимся» летчиком стал француз Адольф Селестен Пегу: авиатору хотелось совершить продолжительный полет вверх колесами, что он и осуществил 1 сентября 1913 года. А вот Петр Николаевич Нестеров за четыре дня до этого сделал свою знаменитую «петлю» безо всяких ремней и после летал без них. Это послужило причиной гибели аса. В воздушном бою Нестеров протаранил австрийский аэроплан, его самолет сорвался в штопор, а пилота выбросило из кабины, чего бы не случилось, будь он пристегнут.

remni

Но даже это не стало поводом для мгновенного и повсеместного внедрения такого надежного устройства — пристегиваться в обязательном порядке пилоты стали лишь в 30-е. А с развитием пассажирской авиации в обиход вошли простые двухточечные ремни, которые используются в самолетах и поныне. Такие же ремни до сих пор устанавливаются на задние сиденья автомобилей для среднего пассажира.

remni

Методом проб

Точно такой же ремень появился в автомобиле в начале 50-х. Американцы Кеннет и Боб Лигоны адаптировали его к автомобильному креслу. Ремень имел две точки крепления и фиксировал тело в поясе. Устройством заинтересовался сам Генри Форд, и в 1956 году ремни безопасности стали опцией для автомобилей Ford. Их безопасность начали превозносить в рекламе. Но двухточечное крепление имело свои недостатки: при резком торможении или сильном ударе ремни не защищали туловище и голову водителя от рывка. Порой они даже усугубляли ситуацию, повреждая внутренние органы. Естественно, покупатели отнеслись к ремням скептически, и нововведение отменили.

remni

Почти одновременно с братьями Лигон другие американские инженеры-авиаторы Роджер Грисуолд и Хьюдж Де Хевен изобрели ремень с Y-образной схемой и защелкой на животе. Конструкция хоть и обеспечивала более высокий уровень защиты, была неудобна для ежедневного использования, и ее оставили для авиации.

remni

Ситуация изменилась, когда появился трехточечный ремень конструкции шведа Нильса Ивара Болина. Президент Volvo Гуннар Ингеллау всегда мечтал сделать свою продукцию самой безопасной в мире. В 1958 году он узнал, что в авиационном подразделении главного конкурента — SAAB — работает талантливый конструктор, который занимается разработками катапультируемых кресел, в частности, системами удержания пилота. Опыт инженеров SAAB был уже к тому моменту внушительным: еще в 1944 году появился пикирующий бомбардировщик SAAB-21, оснащенный катапультой. Зная об этом, Гуннар приложил все усилия, чтобы переманить Нильса в Volvo. Ему предложили очень щедрый оклад и место главного инженера по безопасности.

remni

Нильс Болин прекрасно знал о перегрузках в момент аварии и понимал несостоятельность существовавших систем удержания — неудобных и громоздких. После поисков и испытаний, занявших год, Болин понял, что эффективность достигается только при применении двух ремней, один из которых удерживает грудную клетку, а второй — нижнюю часть тела. Инженер соединил два ремня в один, фиксировавшийся в области бедра водителя. Для того чтобы пристегнуться/отстегнуться, достаточно было одной пряжки и действий одной руки. В 1959 году запатентованные трехточечные ремни впервые применили в качестве штатного оборудования на автомобиле Volvo PV 544. А спустя всего лишь несколько лет ремни стали стандартным оборудованием многих автомобилей. В 1961 году они появились на автомобиле Mercedes-Benz W111, а на следующий год ими обзавелся SAAB 96. В СССР ремни внедрили в 1969 году на 412-м «Москвиче», а с 1977-го они стали устанавливаться на ГАЗ-24. Два года спустя в Советском Союзе ввели обязательное применение ремней безопасности на передних сиденьях всех легковых автомобилей.

Читайте также  Что такое епс в автомобиле?

remni

Ремень на миллион

Ремни конструкции Болина не всегда были эффективными. Чтобы они слу-жили правильно, их требовалось отрегулировать так, чтобы между грудью и лямкой проходило два пальца. Но водители жаловались, что ремни в таком случае жмут. А ослабление приводило к серьезным травмам при авариях. Потому в 1972 году Болину пришлось сменить статические ремни на инерционные. Такой ремень при пристегивании натягивался, а при столкновении срабатывал фиксатор, стопоря катушку. «Основная моя заслуга, — признавался потом Нильс Болин, — в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью системы и ее комфортом для водителя и пассажира».

remni

Поначалу компромисс был сомнительным, ведь инерционный ремень оказался менее эффективным, чем статический. Общая длина лямок инерционного ремня была выше. Но поскольку очень многие либо ослабляли натяжение статического ремня, либо вообще им не пристегивались, эффект от внедрения инерционного ремня в итоге стал заметен. Затем удерживающую систему оснастили преднатяжителями и ограничителями, что позволило приобрести трехточечному ремню ту эффективность и надежность, которой он обладает и сегодня. С развитием электроники были введены электрические преднатяжители, согласующие свою работу с датчиком SRS. Такие преднатяжители срабатывают не только после удара, но и предупреждают водителя о работе, прижимая его к сиденью. Задача ограничителя усилия ремня — снижение последствий воздействия на грудную клетку человека во время столкновения. Ослабляя натяжение ремня, он демпфирует перегрузки и обеспечивает щадящее воздействие систем пассивной безопасности на организм человека.

remni

Но все это лишь последовательные улучшения конструкции, принцип действия которой не меняется уже полвека. По оценке самой компании Volvo, благодаря изобретению Нильса Болина удалось сохранить жизни около миллиона людей. Поэтому в 1999 году шведский инженер был удостоен записи в книге самых выдающихся деятелей мировой автоиндустрии в американском Зале автомобильной славы, а в 2002-м, в год смерти Болина, его имя было занесено в Национальную галерею славы изобретателей.

Автомобильные истории. Ремень безопасности

Если тормоза придумали трусы, то ремни безопасности вообще для самых «лузеров».

Видимо, так думают многие современные водители, которые отказываются пристегиваться за рулем своего автомобиля. Споры о том, в каком случае у водителя и пассажиров больше шансов остаться в живых при аварии, не утихают до сих пор.

Многие взрослые, которые не могут мириться с детским непослушанием, часто грозят детишкам ремнем. Но при этом было бы неплохо, если бы они помнили и о ремнях для себя. Речь пойдет о ремнях безопасности, благодаря которым можно перенести встречу с праотцами на неопределенный срок.

Природа человека такова, что даже ознакомившись со статистикой ДТП и осознав всю опасность езды на автомобиле, мы никак не можем принять, что самое плохое может приключиться именно с нами. Все эти жертвы аварий и автомобили, превращенные в кучу металла, где-то там – так далеко, что это не имеет к нам никакого отношения. И мы настойчиво продолжаем игнорировать элементарные правила безопасности и не пристегиваемся спасительными ремнями. И это ошибка. Иногда фатальная.

Использовать ремни предложили еще в начале XIX века

В июне 1955 года в американском штате Иллинойс впервые в истории было законодательно введено обязательное использование в автомобилях ремней безопасности, в 1957 году — на территории всей Швеции, далее — по разным странам Европы, в СССР такое обязательство добралось в 1975 году.

Использовать ремни безопасности предложил английский изобретатель Джордж Кэйли еще в начале XIX века. А в 1885-м американский изобретатель Эдвард Клэгхорн получил первый патент на ремень безопасности, который предназначался для фиксации кучера кареты. Есть предположения, что впервые ремни безопасности использовал пилот Адольф Пегу из Франции. Уже 1 сентября 1913 года он на своем самолете совершил первый в истории продолжительный полет вверх колесами во многом благодаря ремням безопасности. Изобретателем современного трёхточечного ремня был инженер Volvo Нильс Болин. В 1985 году Германское патентное ведомство даже отметило это изобретение в числе восьми, принёсших человечеству самую большую пользу за последние100 лет.

Таким образом, у ремней безопасности довольно длинная история, однако на своем пути они встречали множество препятствий. Несмотря на все рекомендации, тесты,статистику, доказательства, ими неохотно пользовались сами автомобилисты, говоря, что чувствуют себя «связанными»; их не приветствовали автопроизводители — это же лишние«мучения» и затраты, которые повышают стоимость машины.

Йохен Риндт, который погиб, неправильно использовал ремень

Противники ремней безопасности частенько приводят пример знаменитого гонщика Формулы-1 Йохена Риндта, который умер во время Гран-при Италии в 1970 году. По иронии судьбы, Риндт впервые согласился использовать поясной ремень, так как до этого утверждал, что он мешает ему пилотировать машину. Однако, далеко не все обращают внимание на одну важную в этом случае деталь — Риндт не стал пристегиваться плечевыми ремнями. В итоге в момент удара его тело «поднырнуло» вниз и пряжка ремня врезалась прямо в горло гонщика, вспоров ему гортань.

Однако «поднырнуть» под современный ремень безопасности невозможно, если использовать его правильно. Еще один аргумент от «противников», что они не смогут выбраться из автомобиля, если он загорится или на них внезапно нападут грабители.

Действительно, в той же Формуле-1 есть примеры, когда гонщики сгорали в своих болидах,так как не могли выбраться, но современные пилоты пристегиваются во всех болидах. Разве это не является ярким доказательством эффективности? Справедливости ради необходимо отметить, что технология совершенствовалась со временем. Изначально ремни действительно не были такими удобными, как сейчас.

Объяснять необходимость и эффективность ремней приходится до сих пор

В 1972 году появился инерционный механизм натяжения ремней, обеспечивающий пассажирам больше свободы и безопасности. У ремней появилась красная отстёгивающая «кнопка», появились преднатяжители.

И все равно было тяжело заставить людей пользоваться этим эффективным средством безопасности. Большинство стало пристегиваться после того, как за неиспользование ремней стали вводить штрафы.

Согласно статистике, которую обнародовали японские исследователи, применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Ремень безопасности предназначен для удержания пассажира на месте во время аварии, либо при экстренном торможении и предупреждает удары о части салона или вылет пассажиров за его пределы.

Ученые подсчитали, что небольшая «малолитражка», которая весит не более одной тонны, при скорости 50 км/ч обладает кинетической энергией в 100 Дж. Во время столкновения эта энергия идет на деформацию передней части кузова. Деформация составляет от 30 до 50 см в зависимости от конструкции машины. При столкновении величина силы, которая воздействует на водителя и пассажиров, определяется по второму закону Ньютона по формуле F=ma, где m – это масса водителя в килограммах, а – ускорение или замедление в м/с2.

Давайте произведем простые расчеты. Если авто, которое двигается со скоростью 50 км/ч, сталкивается с неподвижным препятствием, а деформация передней части его кузова составляет 50 см, то величина замедления будет равна 385 м/с2. Если взять среднестатистического водителя, масса которого составляет 80 кг, то на него в этот момент будет воздействовать сила, равная 30800 ньютонов.

Что это значит? Это значит, что при столкновении вес водителя увеличивается в 40 раз! Вряд ли нужно объяснять, какие травмы можно получить при таком столкновении. Как минимум, не совместимые с жизнью.

Использование ремней безопасности позволяет уменьшить риск гибели:● при лобовом столкновении в 2,3 раза● при боковом столкновении в 1,8 раза● при опрокидывании автомобиля в 5 раз

Московский автомобильно-дорожный институт провел исследования, которые позволили установить, что чаще всего пассажиры и водители легковых автомобилей получают травмы грудной клетки и головы. При этом источником травм людей, которые находятся за рулем, в 68% является рулевая колонка, в 28,5% – ветровое стекло, в 23,1% – приборный щиток, в 12,5% – боковая стойка и в 3% – крыша.

Как рассчитали эксперты, при лобовом ударе в зависимости от скорости люди получают такие же повреждения, как и при падении на твердое покрытие с различной высоты: 40 км/ч — 6,3 м, 60 км/ч — 14 м, 80 км/ч — 25 м.

Многие современные авто оборудуются специальными приспособлениями, которые отключают систему зажигания или перекрывают подачу топлива в том случае, если водитель или пассажиры забыли застегнуть ремни безопасности.

Читайте также  Как подобрать моторное масло для автомобиля?

Тем, кому цифры кажутся не очень понятными, пытаются объяснить необходимость использования ремней с помощью рекламных роликов. Многие из них, действительно, ярче всех слов:

На сегодняшний день использование ремней безопасности регулируется статьей 12.6 кодекса об административных правонарушениях, в которой говорится, что «управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей».

Ремень безопасности – история длинною в два века

Современный автомобиль, оснащенный бесчисленным множеством функций и устройств, обеспечивающих комфорт и безопасность автомобилиста – для нас уже далеко не ново. Такой элемент, как ремень безопасности стал совершенно привычным и естественным, им в обязательном порядке оснащается каждый современный автомобиль. Но, кто бы мог подумать, что это самое устройство имеет свою увлекательнейшую историю длинною в два века, изобилующую моментами радости и разочарования, успеха и неудачи, а порой даже и смерти.

  1. Зарождение
  2. С небес на землю
  3. Идеальный ремень безопасности
  4. По данным Volvo, Болинское изобретение спасло жизни более, чем миллиона человек. Официально доказано, что трех-точечные ремни снижают вероятность смертельного исхода при аварийной ситуации на 40-50%, и сокращают риск получения травм на 50-65%
  5. Неудача – стимул прогресса
  6. “Основная моя заслуга”, – признается талантливый инженер Volvo господин Болин, “в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью работы системы и ее комфортом для водителя и пассажира”
  7. Безопасность будущего

Зарождение

Впервые ремень безопасности был описан сэром Джорджом Кейли в далеком 1800 году. Великий английский инженер и изобретатель хотел использовать ремень безопасности для надежного удержания пилота в кресле создаваемого им летательного аппарата. Да, именно так, все началось с авиации – уже тогда Кейли всерьез занимался разработкой летательных аппаратов. А позже, спустя 4 года, он создал несколько летательных аппаратов, напоминающих современные планеры и пытался поднять их в воздух. Только спустя 50 лет, в 1853 году талантливый изобретатель опробовал (на своем кучере) большой планер. Уже тогда, за пол века до открытия братьев Райт, человек поднялся в воздух на летательном аппарате и пролетел какое-то расстояние. В дальнейшем, упоминание о ремне безопасности встречается в работах Эдварда Клэгхона. В 1885 году в Нью-Йорке он получил патент на созданное им устройство.. В патенте было указано примерно следующее: “…разработан с целью обеспечения безопасности водителя транспортного средства путем крепления крюков и других элементов устройства к неподвижному объекту…”По задумке Клэгхона, водитель должен был одеть на себя пояс, а затем, расположившись в сидении транспортного средства, пристегнуть себя к нему при помощи специально установленных карабинов. Таким образом, эта система напоминала современные пояса, которые используют монтажники для страховки во время высотных работ.

Адольф Пегу рядом со своим самолетом (фотография 1913 г.)

Транспортным средством, в котором использовались ремни безопасности сперва были самолеты. Первым, кто оснастил подобным устройством кабину своего болида, стал господин Адольф Пегу, жаждущий совершить на своем самолете трюк “мертвая петля”. Для того, чтобы Пегу мог спокойно пилотировать вниз головой, ему необходимо было какое-то фиксирующее устройство, коим и оказался ремень безопасности. 1 сентября 1913 года свершилось чудо! Адольф Пегу совершил свой заветный полет к верх ногами. Это был самый продолжительный полет “наоборот” за всю историю авиации того времени, а все благодаря установленному ремню безопасности. Любопытно, что несколькими годами ранее, русский летчик Петр Нестеров бредил такой же мечтой, но решившись на “мертвую петлю” энтузиаст просто-напросто разбился в ходе Первой Мировой Войны, героически погибнув, защищая свое Отечество. Таким образом, Перу стал первым пилотом, благополучно совершившим столь сумасшедший рискованный трюк. Однако, после этого никто почему-то не поспешил использовать ремни безопасности. Популярными среди пилотов они стали уже после войны, в 1930 году.

С небес на землю

Не спешите расстраиваться, ярые поклонники четырехколесных коней. Первые ремни безопасности, предназначенные для автомобиля придумали все-таки автомобилисты. Случилось это спустя еще 2 десятилетия после “великих полетов”. В начале 50-х годов братья, конструкторы из Америки Кеннет и Боб Лигоны приобрели патент на свое изобретение. Их ремень безопасности имел 2 точки крепления, обеспечивая надежную фиксацию туловища водителя вокруг пояса. Позже, их изобретением заинтересовался сам Генри Форд и 1956 году ремни начали устанавливаться на автомобили Ford в качестве опции. В связи с этим, легендарные американские автомобили стали намного безопаснее, что и отличало их от всех других. Но не все было так безоблачно и светло.

Ремень безопасности с двумя точками крепления от братьев Лигон

Вскоре выяснилось, что двухточечные ремни приносят вред в ровной степени, как и пользу. Водитель, пристегивающийся таким ремнем, имел риск получить серьезные травмы. Двухточечные ремни не гарантировали безопасность при столкновении или резком торможении автомобиля, а порой даже усугубляли ситуацию и водитель получал куда более серьезные травмы, нежели если бы вовсе не пристегивался. Нововведение сразу же отменили, поняв, что оно уже не завоюет доверие покупателя. Но, “все течет, все изменяется”, – говорил великий Гараклит, и вскоре концепцию ремня безопасности постигла настоящая революция! На смену ему пришел шведский трех-точечный, создателем которого явился легендарный Нильс Болин.

Идеальный ремень безопасности

Наискорейшему введению “революционного открытия” в автомобили тогдашнего времени Болин обязан президенту компании Volvo Гуннару Ингеллау, который дико мечтал и стремился сделать автомобили своей компании самыми безопасными в мире. В 1958 году Болин работал в компании SAAB и занимался системами пассивной безопасности. Узнав о том, что в компании конкурента работает очень талантливый инженер-изобретатель, Гуннар приложил все усилия, чтобы переманить Нильса на свою сторону. Он предложил ему очень щедрый оклад и место главного инженера безопасности в своей компании. От такого предложения талантливый инженер отказаться просто не смог и, придя в компанию Volvo, тут же взялся за разработку своего будущего “шедевра безопасности”.

После года долгих, кропотливых и интенсивных исследований и испытаний Нильс Болин наконец понял, что наивысшая степень безопасности пассажира и водителя может быть достигнута при помощи использования двух ремней: 1 – наискось пересекающего и фиксирующего тело водителя; 2 – фиксирующего нижнюю часть туловища водителя. Чтобы максимально упростить конструкцию ремня, он был объединен при помощи одной застежки на уровне бедра. Так родился трех-точечный V-образный ремень безопасности. Какое удачное совпадение, не правда ли? Volvo – владелец и первопроходец V-образной концепции.

По данным Volvo, Болинское изобретение спасло жизни более, чем миллиона человек. Официально доказано, что трех-точечные ремни снижают вероятность смертельного исхода при аварийной ситуации на 40-50%, и сокращают риск получения травм на 50-65%

Слева – модель VOLVO P120 Amazon; справа – VOLVO PV544

Болин получил патент на свое изобретение в 1959 году – именно к этому году и приписывают официальное рождение трех-точечного ремня. Первыми моделями, на которых применили революционный “шедевр” стали автомобили VOLVO P120 Amazon и VOLVO PV544, которые предназначались исключительно для шведского рынка. А спустя несколько лет, V-образные ремни стали использоваться, как стандартное оборудование передних сидений на большинстве автомобилей.

Неудача – стимул прогресса

Следует также отметить, что прежде, чем Нильс Болин добился успеха и нашел идеальную пропорцию комфорта и безопасности своего изобретения, его ремни далеко не во всех случаях срабатывали так, как надо. Причина этому – неумение водителя правильно пользоваться нововведением.

Нильс Болин демонстрирует свое изобретение – трех-точечный ремень

Для достижения наибольшей эксплуатационной эффективности системы, ремни надо было грамотно отрегулировать, чтобы между грудью и лямкой проходило 2 пальца. Но, при соблюдении условий эксплуатации, водители жаловались на то, что ремни сильно жмут и доставляют дискомфорт во время езды. Посему, большинство водителей ослабляло ремни безопасности, тем самым увеличивая допустимый зазор между туловищем и ремнем, что приводило к серьезным травматическим ситуациям при возникновении ДТП.

“Основная моя заслуга”, – признается талантливый инженер Volvo господин Болин, “в том, что я сумел найти наилучший компромисс между эффективностью работы системы и ее комфортом для водителя и пассажира”

В связи с этим Болин был вынужден заменить статистический механизм на инерционный, тем самым снижая эффективность действия всей системы. Но, к великому удивлению, такой ход, напротив, привел к улучшению показателей безопасности. К тому же, у жесткого статистического ремня был и свой один существенный недостаток. Представьте себе ситуацию, при резком торможении с таким ремнем происходит резкая нагрузка на грудную клетку водителя весом около 2-х тонн. Последствия примерно представляются, и они не столь безобидные. В связи с этим, инженеры оснастили ремни специальными преднатяжителями и ограничителями, что позволило приобрести трех-точечному ремню ту эффективность и надежность, которой он обладает и по сей день. Позже были введены электрические преднатяжители, согласующие свою работу с датчиком SRS.

Читайте также  Как крепить детскую люльку в автомобиле?

Безопасность будущего

Как известно, ничто не может стоять на месте, в особенности технический прогресс. Специалисты заявляют, что некоторые крупные автомобильные компании уже занимаются разработкой четырех-точечного ремня, который предполагается, как замена еще пока морально не устаревшего изобретения Нильса Болина. По прогнозам экспертов, новинка появится на современных автомобилях уже в ближайшее десятилетие, но будет ли она также эффективна, как и V-образный “спасатель” человеческих жизней – большой вопрос…

Ремни безопасности — интересные факты, история создания и мифы

Очень многие водители пренебрегают использованием ремня безопасности. А ведь пристегнувшись, у вас есть шанс выжить даже в самых страшных авариях… Неспроста история создания этого нехитрого устройства насчитывает уже более ста лет! Сегодня мы можем выбрать из двух, трёх-, четырёх- и пятиточечных. У наших предков такого разнообразия, конечно же, не было. Да и изначально проектировались они вовсе не для автомобилей. Но обо всём по порядку…

С чего начался путь протяжённостью в сто лет

Как мы знаем, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков авиация развивалась куда более стремительными темпами, нежели автомобилестроение. Тогдашним лётчикам требовался простой по своему устройству механизм, который бы надёжно фиксировал их в кресле и не давал вывалиться из кабины самолёта при выполнении фигур высшего пилотажа.

Впервые ремень безопасности установили в самолёт в 1913 году. То была обычная упругая лента, опоясывающая пилота — прообраз современных поясных двухточечных ремней, которые до недавнего времени очень широко использовались на задних сидениях автомобилей, а также сидениях автобусов. Двухточечным его называли потому, что он крепился к кузову в двух точках.

Американцы первыми додумались применить ремни безопасности на серийных автомобилях. И это были уже знакомые нам двухточечные механизмы. Но вследствии особенностей строения, они зачастую не спасали, а, наоборот, калечили людей. Причина в том, что при лобовом столкновении на большой скорости тело человека всей своей массой устремлялось вперёд. На его пути возникал поясной ремень, который не давал телу вылететь через лобовое стекло, попутно калеча органы в брюшной полости человека… После некоторых доработок устройства приобрели форму буквы Y. Но подобная конструкция, хоть и была удачнее, чем предыдущая, всё равно оставалась довольно травмоопасной.

Видео о том, как были созданы ремни безопасности:

И тут на помощь пришли шведы. На закате 50-х годов двадцатого века шведский авиационный инженер Нильс Болин, который в то время занимал пост начальника по безопасности в автомобильной компании Volvo, изобрёл трёхточечную конструкцию. После года непрерывных тестов он смог доказать, что ремень такого типа намного более безопасен, чем двухточечный. И начиная с 1959 года подобные устройства стали ставить на все автомобили Volvo.

К концу 70-х большинство развитых автомобильных стран узаконили ремни безопасности и обязали пристёгиваться всех водителей.

Какие виды ремней безопасности существуют в мире сегодня

Помимо уже упоминавшихся двухточечных, которые и сегодня можно встретить в автобусах или на задних сидениях некоторых автомобилей, мы можем выбрать из трёх-, четырёх- и пятиточечных. При выборе ремня необходимо в первую очередь учитывать особенности эксплуатации автомобиля. Простыми словами — для чего он вам. Понятное дело, что наиболее безопасными, сложными и дорогими являются пятиточечные механизмы, но, если вы установите его в свой автомобиль на каждый день для поездок в супермаркет, вам будет ужасно неудобно. Вы даже до бардачка дотянуться не сможете! Давайте посмотрим, как устроены современные ремни безопасности.

Трёхточечные

Выполнены в форме наклонённой латинской V и ими комплектуются практически все серийные авто для рядовых граждан. По своей сути они мало чем отличаются от изобретённых шведами ремней. Крепятся к кузову в трёх точках и удерживают тело человека не только вокруг пояса, но и по диагонали — от бедра к плечу. Такая конструкция позволяет равномерно распределить нагрузку на тело и минимизировать травмы внутренних органов.

Важный момент! Подобными ремнями НЕЛЬЗЯ пристёгивать детей, так как при столкновении верхняя лента ремня может пережать горло ребёнка, что может привести к печальным последствиям. Для этого существуют специальные адаптеры, которые стоят сущие копейки и обеспечивают вашему чаду должный уровень безопасности.

Трёхточечные ремни бывают инерционными и неинерционными. В чём разница? В том, что инерционный при отстёгивании втягивается в стенку салона специальным механизмом, а неинерционный остаётся лежать на сидении. При пристёгивании инерционным ремнём вам требуется всего-навсего вытянуть его наружу и застегнуть в замке ремня безопасности. Неинерционный вам нужно сначала подстроить под себя, выбрав нужную вам длину так, чтобы он не перетягивал вас сверх меры.

Также сегодня широко стали применяться ремни с преднатяжителем. Они устроены таким образом, что при аварии автоматически регулируют силу удержания человека. Прогресс не стоит на месте, и автопроизводители стремятся сделать вождение автомобиля как можно более безопасным.

Четырёхточечные

Это уже вариант для тех, кто любит быструю, но при этом безопасную езду. Имеет четыре точки крепления к кузову и состоит из поясного и двух плечевых ремней, которые расположены не по диагонали, как трёхточечные, а вертикально. Такая конструкция надёжно удерживает водителя в кресле и при этом не вызывает особого неудобства. Ремнями такого типа обычно комплектуются «заряженные» версии обычных легковых машин и чистокровные спорткары.

Если вы захотите оснастить свой автомобиль ремнями такого типа, будьте готовы к тому, что стоить они будут дороже стандартных трёхточечных и для их установки потребуются дополнительные верхние крепления, которые, скорее всего, не предусмотрены конструкцией вашего авто.

Пятиточечные

Это самые безопасные, но при этом самые дорогие и неудобные в эксплуатации ремни безопасности, которыми обычно комплектуются гоночные автомобили. Состоят они из двух поясных, двух плечевых и одного ремня, который находится между ног. Подобная конструкция также применяется в детских автомобильных креслах.

Есть ещё шеститочечные, которые имеют два «промежножных» ремня, обеспечивающих более надёжную фиксацию водителя.

Самые частые заблуждения о ремнях безопасности

Миф №1: «Пристёгиваться неудобно!»

На самом деле, это вопрос привычки. Ясное дело, что, если человек на протяжении 40 лет никогда не пристёгивался ремнём безопасности, он будет испытывать некий дискомфорт. Но если же вы изначально воспитаете в себе культуру пользования ремнём, то никаких проблем не будет. Наоборот, психологически вы будете чувствовать себя более защищённым.

Миф №2: «Если случится серьёзная авария, лучше, чтобы тебя выбросило из машины».

Неужели? А если вас выбросит прямиком под колёса едущего навстречу грузовика? Правда в том, что даже если вас выбросит из авто, шансы выжить у вас будут ничтожные…

Миф №3: «Если в машине есть подушки безопасности, то пристёгиваться не нужно».

В случае аварии подушка безопасности начинает развёртывание, чтобы «принять» на себя человека. Но проблема в том, что человек движется навстречу подушке довольно быстро и при прямом столкновении с ней имеет все шансы получить серьёзные травмы. Именно поэтому пристёгиваться необходимо, так как ремень безопасности не даёт водителю «встретиться» с подушкой слишком быстро.

Подушка и ремень безопасности дополняют друг друга

Как мы теперь знаем, ремень безопасности придумали не просто так. Он на самом деле спасает человеческие жизни. Поэтому нам всем нужно завести привычку пристёгиваться. Хотя бы для того, чтобы наши дети, глядя на нас, приучались к этому с ранних лет.