Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля?

Развесовка груза по осям автомобиля

В процессе перевозки груза с помощью автотранспорта одной из важнейших задач является правильное его размещение в кузове. Это исключит риск порчи товара, а также позволит равномерно распределить нагрузку на ось автомобиля. Дело в том, что у каждой машины своя грузоподъемность, то есть показатель, определяющий максимально допустимый вес груза, который можно разместить в кузове или на открытой платформе.

Зависит она от технических характеристик транспортного средства, а также от числа колесных осей как на самом тягаче, так и на прицепе. О том, какова допустимая нагрузка на ось автомобиля во время перевозки товаров фурами, а также что такое развесовка груза по осям, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Допустимый вес грузовых автомобилей

Согласно Постановлению Правительства, регламентирующему правила транспортировки грузов автомобильным транспортом, установлен максимальный вес ТС в тоннах. Так, для одиночных автомобилей с двумя осями допустимая масса составляет 18 т. Если осей три, разрешается перевозить 25 тонн груза. Если осей четыре, вес груза может достигать 32 тонны, при пяти осях допустимая масса – 35 тонн.

Транспорт, состоящий из 6-ти и более осей, считается автопоездом, с ними дела обстоят иначе. Так, в автопоездах с двумя осями максимальный груз равен 28-ми тоннам, с четырьмя – 36-ти, с пятью – 40-ка тоннам и с шестью и больше допустимая масса составляет 44 тонны.

Допустимый перегруз на ось

Согласно требованиям действующего законодательства, перегруз во время перевозки грузов фурами считается административным нарушением и наказывается штрафом. Контроль над движением грузовых авто по российским дорогам лежит на плечах Госавтоинспекции, которая обязана действовать согласно следующим нормативно-правовым документам:

  1. ФЗ № 257;
  2. Постановлению Правительства РФ № 272.

Итак, масса грузового авто проверяется по 2-м параметрам, а именно:

  • допустимый вес;
  • нагрузка на ось грузового автомобиля.

Под понятием допустимой массы подразумевается показатель, который закладывается компанией-производителем ТС. Он всегда указывается в паспорте. Вес, который разрешен к использованию, складывается из веса самой машины, к которому плюсуется вес находящегося «на борту» груза.

К примеру, в паспорте указано, что максимальная разрешенная масса составляет 25 тонн. Из них 9 тонн – это масса автомобиля. Значит, в кузове можно размещать груз весом не более 16 тонн (25-9 = 16).

Если транспортное средство вместе с грузом весит больше 44 тонн, это уже не одиночное ТС, а автопоезд и для его проезда необходимо получать специальное разрешение, где четко указан маршрут, а также время отправки и приезда в пункт назначения.

При весе ТС и груза более 80 тонн представитель Госавтоинспекции лично составляет оптимальный маршрут следования, учитывая при этом состояние транспортных артерий и максимально допустимые нагрузки на те или иные их участки.

Вторым значимым показателем является нагрузка на ось грузового автомобиля. Под ней подразумевают давление, передающееся на дорожное полотно от колес одной оси ТС. Примечательно то, что нагрузка на заднюю ось всегда выше, чем на переднюю, ведь у подавляющего большинства машин грузовой отсек расположен сзади, тогда как в передней части находится двигатель и прочие технические узлы.

Для контроля давления на оси грузовых авто ввели понятие максимальной осевой нагрузки. Под ним имеется в виду давление на дорогу, которое оказывает самая большая ось грузовика. На основании данного показателя в определенный период времени вводятся ограничения, запрещающие движение большегрузов по той или иной дороге.

О наличии таких ограничений можно узнать по соответствующим дорожным знакам, которые устанавливаются на конкретных участках пути. Перечень всех допустимых осевых нагрузок приведен в приложении №2 к уже упомянутому нами выше Постановлению Правительства.

Правила распределения груза

От того, правильно ли расположен груз в кузове, зависит равномерность распределения нагрузки на колеса. Чтобы выполнить развесовку по осям соответствующим образом, необходимо придерживаться следующих правил:

  • ни в коем случае не оставлять пустой заднюю часть кузова, если передняя, находящаяся сразу за кабиной водителя, плотно заполнена грузом — это может стать причиной повышения давления на передние колеса.
  • Груз вдоль бортов следует разложить таким образом, чтобы его вес был равномерно распределен по всей площади.
  • Перевозимый товар необходимо надежно зафиксировать с помощью ремней.
  • Размещать перевозимые предметы лишь в задней части кузова тоже нельзя – это способно привести к раскачиванию ТС в процессе езды.

Расчет осевой нагрузки для двухосного транспорта

Схема развесовки по осям выполняется в соответствии со специально выведенными формулами. Так, если речь идет о двухосном автомобиле, руководствоваться необходимо следующими данными:

  • Общая нагрузка на переднюю и заднюю оси должна соответствовать весу машины.
  • При этом масса авто с грузом между колесами распределяется неравномерно. У двухосных ТС нагрузка на переднюю ось втрое меньше, чем на заднюю. Последняя принимает на себя давление в размере 75-ти процентов от массы груженой машины, тогда как на переднюю приходится всего 25 процентов.

Расчет осевой нагрузки для трехосного транспорта

Нормы нагрузки для трехосных грузовиков определяются в соответствии с таким соотношением:
Суммарная нагрузка от передней оси и т.н. задней тележки, образованной средней и задней осями, должна соответствовать весу авто.

Расчет нагрузки по осям полуприцепа

Чтобы правильно выполнить развесовку по осям грузового автомобиля с полуприцепом, необходимо сделать следующее:

  • Приплюсовать к массе груза вес прицепа (он указан в техпаспорте).
  • Определить 75 процентов от полученной цифры – примерно такую нагрузку выдерживает тележка за кабиной.
  • Поровну разделить полученное число между задними осями, тем самым определив максимально допустимую нагрузку для каждой из них.
  • Найти 25 процентов от общей суммы массы и прицепа, и груза, который в нем намерены перевозить.
  • К полученной сумме добавить вес кабины (она также указывается в техпаспорте). Так можно узнать нагрузку на переднюю ось.

Как загрузить фуру без перегруза по осям

Только благодаря правильной загрузке автомобиля товаром можно гарантировать его целостность и сохранность в процессе транспортировки. Существует понятие максимальной загрузки фуры, и чтобы ему соответствовать, необходимо придерживаться таких правил:

  • При использовании паллет их надо устанавливать вплотную друг другу, исключив тем самым риск перемещения груза во время движения ТС.
  • В передней части кузова размещают самые легкие предметы, далее устанавливают габаритные грузы сравнительно небольшого веса, а сзади укладывают тяжелые материалы.
  • Если поддонов немного, их расставляют плотно поближе к кабине. Сзади следует складывать тяжелые паллеты или длинные грузы.
  • На паллеты укладывают легкий товар, надежно фиксируя его стретч-пленкой.
  • Образовавшиеся между товаром пустоты заполняют пустыми поддонами – так груз не будет перемещаться по кузову.
  • Легкие и габаритные предметы, которые перевозятся не на паллетах, крепятся к кузову или к перегородкам ремнями, зажимами и прочими фиксаторами.
  • Тяжелое оборудование и прочие грузы фиксируют на каркасе надежными цепями либо металлическими тросами.
  • При транспортировке хрупких вещей и электроники их покрывают пневмооболочкой и дополнительно фиксируют ремнями.

Штрафы за перегруз

На территории РФ штраф за нарушении правил развесовки по осям большегрузов и превышение допустимых норм определяется ст. 12.21.1 КоАП. Его сумма зависит от того, насколько превышены допустимые показатели, а также кто именно будет нести наказание:

  • Для частного лица (водителя) штраф варьируется в сумме 1,5 – 10 тыс. руб.
  • Для должностного лица – 15-50 тыс. руб.
  • Для юрлиц – 150-500 тыс. руб.

Заключение

Разместить груз в кузове ТС совсем не сложно, главное – правильно определить допустимое давление на каждую ось. Так можно гарантировать сохранение целостности перевозимых товаров, избежать поломок авто, преждевременного и неравномерного износа покрышек, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций и избежать штрафов.

Сколько тонн груза может перевозить фура | Как не перегрузить фуру

Нагрузка на ось: как рассчитать, ответственность за перегруз

Грузоподъемность – важная характеристика не только грузового, но и легкового автомобиля. Если машина перегружена, то она представляет угрозу для других участников движения. Дело в том, что авто с перегрузом движется нестабильно, а его тормозной путь увеличивается. Кроме того, чрезмерная нагрузка может стать причиной внезапной поломки машины.

Перегруженные авто ускоряют разрушение дорожного покрытия. Недаром для каждого вида грузовиков на законодательном уровне установлена предельная масса. Поэтому инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя за перегруз. Ниже мы поговорим о том, как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля.

  1. Зачем рассчитывать нагрузку на ось
  2. Максимально допустимый вес авто
  3. Особенности расчета нагрузки
  4. Определение нагрузки на ось грузового авто
  5. Ответственность за перегруз
Читайте также  Как выбрать буксировочный трос для автомобиля?

Зачем рассчитывать нагрузку на ось

Для осуществления междугородних грузоперевозок используются тяжелые фуры и автопоезда, которые ускоряют износ дорожного покрытия. Чтобы поддерживать дороги в приемлемом состоянии, законодатели установили предельные значения общего веса грузового авто и нагрузки на ось.

При проезде по мостам и некоторым участкам дорог водители могут заметить соответствующие указатели, которые определяют максимально допустимую массу автомобилей. Если вес авто превышает указанные значения, то ему запрещено проезжать по дороге, где установлен ограничивающий указатель. Установка такого знака может быть связана с грузоподъемностью мостовой конструкции или состоянием дорожного покрытия.

Процесс грузоперевозок контролируется рядом нормативных актов, одним из которых является ФЗ №257. В пункте 2 статьи 31 данного нормативного акта указано, что для эксплуатации по автодорогам транспорта, превышающего допустимый вес более чем на 2%, требуется получить соответствующее разрешение. То же самое касается и тех ТС, у которых превышен показатель нагрузки на ось.

Чтобы получить соответствующее разрешение, владелец транспортного средства должен сделать следующее:

  1. Согласовать маршрут с контролирующим органом. Для этого он пишет заявление, в котором отражает точный маршрут ТС, а также дату и время поездки.
  2. Компенсировать урон, который будет нанесен дорожному покрытию. При определении суммы компенсации учитываются технические характеристики и состояние дорог, по которым будет двигаться транспортное средство. В маршрут могут быть внесены коррективы, если грузоподъемность или состояние дорог не соответствуют весу автомобиля.

Максимально допустимый вес авто

На законодательном уровне установлен максимальный вес грузовых авто, которым разрешается передвигаться по дорогам общего пользования. Данный показатель зависит от типа ТС и количества осей:

  1. Масса двухосного одиночного автомобиля не должна превышать 18 тонн.
  2. Трехосное одиночное авто должно весить не более 25 тонн. Если же речь идет о седельном или прицепном автопоезде, то допустимая масса составляет 28 тонн.
  3. Максимальная масса четырехосных одиночных ТС – 32 тонны. Для автопоездов данный показатель составляет 36 тонн.
  4. Одиночные грузовики с пятью и более осями не должны весить более 38 тонн. Максимальная масса пятиосных автопоездов составляет 40 тонн.
  5. Предельный показатель для автопоездов с шестью и более осями составляет 44 тонны.

Допустимая погрешность составляет всего 5%. Поэтому владельцу важно точно знать вес снаряженного авто.

Особенности расчета нагрузки

Данный показатель можно рассчитать по двум параметрам:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 507-64-25 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  • общий вес машины;
  • нагрузка на ось.

Для примера рассчитаем вес двухосного автомобиля, например, стандартной «Газели». Для этого используем следующую формулу: Ма = Нп + Нз, где Ма – вес грузовика, Нп – нагрузка на переднюю ось, а Нз – нагрузка на заднюю ось.

Таким образом, зная, какая нагрузка приходится на каждую из осей, получаем общую массу авто. Для трехосевых автомобилей, где средний и задний мост объединен в тележку, используется аналогичная формула. Только вместо нагрузки на задний мост берется показатель нагрузки, приходящейся на всю заднюю тележку. Та можно рассчитать массу авто типа «Камаза».

При расчете нужно учесть, что нагрузка на заднюю ось обычно больше, ведь именно на нее приходится вес всех перевозимых товаров. На переднюю же ось оказывает давление только кабина и силовой агрегат.

Теперь рассчитаем нагрузку, зная вес машины, прицепа и груза. Для этого нужно следовать такому алгоритму:

  1. Узнаем фактический вес груза. Например, 19 тонн.
  2. В СТС смотрим массу автомобиля (6 тонн) и прицепа (11 тонн).
  3. Чаще всего нагрузка распределяется следующим образом: на прицеп приходится 0,75 всей массы груза, а на тягач – 0,25.
  4. Определяем нагрузку на прицеп. Для этого используем формулу: 0,75 х масса груза + масса прицепа. Получаем 25,25 тонн.
  5. Поскольку в прицепе нагрузка распределяется равномерно, то делим общую массу на количество осей (у нас их три). Соответственно, на каждую ось будет приходиться нагрузка в 8,4 тонн.
  6. На машину приходится оставшиеся 0,25 веса. Таким образом, нагрузка на машину будет равна 10,75 тонн. На переднюю ось будет приходиться 0,25 этой массы (около 2,7 тонн), на заднюю – 0,75 (8,05 тонн).

Основная проблема таких расчетов заключается в том, что они позволяют получить лишь приблизительные цифры. Соответственно, нагрузка на оси будет неравномерной. Чаще всего это происходит ввиду следующих причин:

  • прицеп прогибается под грузом;
  • у полуприцепа неисправна подвеска;
  • площадка полуприцепа установлена не строго горизонтально;
  • погрешность обусловлена конструктивными особенностями подвески авто.

Определение нагрузки на ось грузового авто

Наиболее точные данные позволяет получить взвешивание. Таким образом можно узнать как общий вес авто, так и значения для каждой оси.

Сегодня грузовики взвешиваются двумя способами:

  1. Динамический. ТС на небольшой скорости (до 5 км/ч) проезжает по поосным весам. Датчики фиксируют вес каждой оси и общую массу машины. Это быстрый, удобный и довольно точный способ (максимальная погрешность – 3%).
  2. Статический. Автомобиль выезжает на платформу весов и останавливается. Благодаря тензодатчикам, погрешность таких измерений составляет всего 0,01%.

Для получения точных данных об уровне загруженности авто водитель может использовать тягач, оснащенный системой мониторинга. Это дорогое удовольствие, но в этом случае не придется каждый раз заезжать на весы.

Также можно вмонтировать манометры непосредственно в магистраль пневморессоры. При осуществлении погрузочных работ, водителю достаточно будет следить за показанием манометров.

Ответственность за перегруз

Если вес автомобиля превышает допустимые нормы, водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от категории нарушителя. Возможны такие варианты:

  • физлицо заплатит в пределах 1500-2000 рублей;
  • для должностных лиц сумма составит 15000 рублей;
  • штраф для юрлица – 400000 рублей.

Кроме того, водителя могут оштрафовать, если фактический вес авто не соответствует данным, указанным в сопроводительных документах. Инспектор может оштрафовать автомобилиста только после проведения контрольного взвешивания.

Как на «коленках» рассчитать нагрузку на ось

Поскольку время неумолимо идет к «заветной» дате, 01 апреля, а никаких положительных известий от Минэкономразвития в этом году, в отличие от прошлого года нет, то надо готовиться к сезонному весеннему закрытию дорог 2014 года.

Об этом я уже немного раньше говорил, ведь опубликован проект приказа Росавтодора. В нем указаны дороги, которые закрываются в те или иные сроки, список тоже есть у меня на моем сайте. Но ведь сами дороги никто не закрывает, просто мы так говорим.

Как самому рассчитать нагрузку на осьНа этих дорогах вводятся ограничения по допустимой нагрузке на каждую ось транспортного средства. Вот это введение ограничения по нагрузке на ось грузового автомобиля и есть то, что мы называем «закрытие дороги на просушку«.

Как посчитать разрешенную, или реальную нагрузку на ось транспортного средства? Есть одна простая, народная, но достаточно приближенная методика, позволяющая более-менее прикинуть предельно допустимые нагрузки на оси транспортного средства. Я ее подглядел у создателя и идейного вдохновителя сайта Транспорт-КТГ. На их сайте можно точно рассчитать нагрузки на оси для конкретных моделей автомашин и прицепов, задать иные вопросы и, что самое главное, получить квалифицированные на них ответы.

Примерный расчет нагрузки на ось транспортного средства

Пусть есть в наличии трехосный тягач + трехосный прицеп (итого всего осей 3+3=6). Надо перевезти груз 20 т.

Решаем задачу: какова максимальная нагрузка на все оси автопоезда?

Лирическое отступление: Ну чтобы быть честным, самый правильный и «точный» расчет нагрузок на оси транспортного средства перевозчику произведут на первом же посту весового контроля. Там самые правильные методики и самые точные цифры нагрузок на ось автопоезда.

И с ними, самое главное, не поспоришь. Вернее, можно, но только в Арбитражном суде. Вот, к примеру, недавно открылся пост весового контроля на «Коле».

Приступаем к решению транспортной задачки….

  1. Сначала смотрим в свидетельство о регистрации автомашины и прицепа и узнаем массы автомашины Mам и прицепа Mпр (пусть это будут, для примера Mам = 8 т, Mпр = 10 т). Желательно, конечно, знать реальные веса, а не те что написаны.
  2. Затем узнаем точно вес перевозимого груза (не то, что написано в ТТН, а вес реально перевозимого груза). Это будет масса груза Мгр = 20 т (это тоже для примера)
  3. Вычисляем 75% от (Mпр + Мгр) — это будет нагрузка на прицеп.
    Нагрузка на прицеп = (Mпр + Мгр)*0.75 = (10+20)*0.75=22.5 т
  4. Рассчитаем нагрузки на все оси прицепа:
    Нагрузка на ось прицепа = Нагрузка на прицеп/Количество осей на прицепе 22.5 /3 = 7.5 т на каждую ось
  5. Теперь посмотрим, какова нагрузка на оси автомобиля. Для этого узнаем, какая нагрузка приходится на сам автомобиль. А на него приходится оставшиеся 25% от от (Mпр + Мгр), ну и сама масса автомобиля.
    Нагрузка на автомобиль = (Mпр + Мгр)*0.25 + Mам = (10+20)*0.25+8 = 15.5 т
  6. Рассчитаем нагрузку на задние оси автомобиля, это будет 75% от нагрузки на автомобиль:
    Нагрузка на задние оси автомобиля = 15.5×0.75/2 = 5.8 т
  7. Нагрузка на переднюю ось автомобиля. Это то, что осталось от нагрузки на автомобиль:
    Нагрузка на переднюю ось = 15.5 — 5.8×2 = 3,9 т
Читайте также  Как выбрать компрессор для автомобиля?

И, в итоге всех этих расчетов, получаем такую картинку максимальных нагрузок на оси автопоезда:

3.9 + 5.8 + 5.8 + 7.5 + 7.5 + 7.5

Я не гарантирую, что данный расчет верен, он дает примерное понимание распределение нагрузок по осям. Уж лучше так, чем никак.

Ну а что реально в жизни, так это только пост весового контроля скажет.

Ведь все эти нагрузки на оси автомобиля зависят от стольких параметров! Что и пальцев на всех руках не хватит их пересчитать.

Удачи на дороге! И поменьше перевесов и привесов на дороге!

С полной версией стать можно ознакомитьсяу меня на сайте.

Нагрузка на ось грузового автомобиля

Одним из видов автомобильных весов являются автомобильные весы для поосного взвешивания, предназначенные для определения нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие весы можно увидеть вблизи мостов и других дорожных сооружений. Перед весами, как правило, установлен соответствующий дорожный знак с допустимой нагрузкой на ось автомобиля.

Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.
Попробуем разобраться в сущности понятия «нагрузка на ось».Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны соотношением:

Масса автомобиля = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось.

Например, для двухосного грузового автомобиля «Газель» (ГАЗ-3302) это соотношение имеет вид:
3500 кг (полная масса) = 1200 кг + 2300 кг.

Для трехосных автомобилей, у которых средний и задний мост объединены в заднюю тележку, вышеуказанное соотношение немного отличается:
Масса автомобиля = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю тележку.
Например, для трехосного бортового автомобиля КАМАЗ-53215 распределение массы выглядит следующим образом:
19650 кг (полная масса) = 4420 кг + 15230 кг.

Как видно из приведенных соотношений, нагрузка на заднюю ось или тележку грузового автомобиля всегда больше, чем нагрузка на переднюю ось, так как грузовая платформа всегда расположена в задней части автомобиля. Передняя ось нагружается, в основном весом кабины и силового агрегата, а задняя ось или тележка – гораздо большим весом перевозимого груза.
В соответствии с описанным распределением весов в автомобилестроении, в эксплуатации автомобилей и дорожном хозяйстве используется термин «максимальная осевая нагрузка» — это нагрузка от полной массы автомобиля, приходящаяся на самую нагруженную ось или тележку. Именно этот параметр указывается на дорожных знаках, ограничивающим проезд по отдельным дорожным сооружениям в зависимости от их грузоподъемности и фактического технического состояния:

Допустимая осевая нагрузка- разрешённая нагрузка, передаваемая на дорогу колёсами одной оси автомобиля. Этот параметр используется при проектировании автомобилей. Например, для двухосных автомобилей допустимые осевые нагрузки установлены в следующих пределах:

Расстояние между осями(м)

Допустимая нагрузка на каждую ось (т)

Автомобили группы А

Автомобили группы Б

К группе А относятся автомобили, у которых максимальная осевая нагрузка составляет 6 – 10 т. Их эксплуатация допускается только на дорогах I – III категории. К группе Б относятся автомобили с максимальной осевой нагрузкой 6 т, эксплуатация которых допускается на всех автомобильных дорогах.

Таким образом, нагрузка на ось автомобиля – это один из основных весовых параметров автомобиля, используемый при его проектировании и эксплуатации. В эксплуатации нормирование и контроль нагрузки на ось актуально, в основном, для грузовых автомобилей. С этой целью используются автомобильные весы для поосного взвешивания.
Категории дорог
Дороги I и II категорий с капитальными типами покрытий полнее отвечают условиям автомобильного движения. К их числу относят, например, новые автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении и двухполосные, имеющие по одной полосе движения в одну сторону. Широкие полосы движения (3,75 м), ограниченные максимальные уклоны (3. 4 %), увеличенные радиусы поворота и уширенные обочины обеспечивают на этих дорогах безопасность движения и достаточную пропускную способность. Дороги III категории, рассчитанные на менее интенсивное движение, имеют облегченное усовершенствованное покрытие. Ширина каждой полосы движения такой дороги может быть уменьшена до 3,5 м, радиусы кривых в плане до 400 м, максимальные уклоны До 5 %. К IV категории относятся дороги с твердым покрытием, но не всегда усовершенствованным (булыжник, гравий). Ширина полосы движения на них не более 3 м, минимальные радиусы поворотов 250 м, максимально продольные уклоны 6 %. К V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту). Иногда их поверхность обрабатывают специальными добавками, связующими грунт, и несколько повышающими стойкость верхнего слоя. В осеннюю и весеннюю распутицу, а также в период снежных заносов они обычно становятся непроезжими, но в начале зимы, с наступлением первых морозов и до сильных снегопадов, а также летом в сухое время грунтовые дороги обладают хорошими качествами для эксплуатации.
Расчет предельной нагрузки на ось.
Одним из главных критериев является категория дороги, по которой перевозится груз: «В настоящее время инструкция разбивает дороги на две группы – группа «А» (дороги 1-3 категории) и группа «Б» — усиленные дороги 4 категории. Для 2-3 категории допустимая нагрузка составляет 10 тонн на одну ось. Для дорог группы «Б» предельная нагрузка на одну ось не должна превышать шести тонн. При этом в зависимости от межосного расстояния допустимая нагрузка уменьшается. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем больше они давят на некоторую площадь дорожного полотна. Здесь разработаны такие критерии: с 2м до 1,65м разрешена нагрузка в 9 тонн. Правда, здесь еще учитывается, двухосная или трехосная тележка; 1,65-1,35 м – 8 тонн; 1,35-1 м – 7 тонн. Менее метра, хоть это и редко встречается, — 6 тонн. Сами сотрудники постов весового контроля при определении допустимой нагрузки пользуются специальными справочниками, где расписаны предельные нагрузки для всех типов грузовиков. Еще одним фактором, который приходится учитывать, является предельная допустимая масса транспортного средства: для дорог группы «А» предельная масса автопоезда не должна быть выше 38 тонн. Дороги группы «Б» менее выносливы и могут выдержать только 28,5 тонн. Впрочем, для них и это слишком много, ведь изначально они вообще не были рассчитаны на движение большегрузного транспорта ни по крепости дорожного покрытия, ни по грузоподъемности мостовых сооружений.
Не стоит забывать и о сезонных ограничениях. В нашей стране, как известно, с середины апреля до середины мая допустимая нагрузка на ось у тяжеловозов ограничивается 6 тоннами. Хотя, по мнению некоторых специалистов, это все еще слишком много. В своих выкладках они опираются, например, на опыт Беларуси. В прошлом году сезонные ограничения там были уменьшены до 5 тонн на ось. Как ни странно, экономика это выдержала без особых проблем. Транзитникам, правда, пришлось несладко: на границе пришлось разгружаться до 5 тонн на ось, брать еще одну машину, везти груз до противоположной границы и там снова перегружать фуры в обратном порядке.

Динамическое взвешивание. Автомобильные весы для взвешивания в движении.

Суть динамического взвешивания сводится к тому, что вес автомобиля с грузом определяется без остановки автомобиля, но скорость его при этом не должна превышать 5 км/час. Обычно для этого используются поосные автомобильные весы, которые фиксируют вес каждой оси, а потом определяют вес автомобиля. Для предприятий, у которых большой грузооборот, такие весы подходят более всего. Однако при динамическом взвешивании погрешность может быть достаточно большая. Она составляет минимум полпроцента. А иногда доходит и до трех процентов. Есть и другие минусы. Такие весы требуют громоздкий фундамент. А для отвода воды из него придется строить дренажные устройства. Такой комплекс работ обязателен, поскольку основные части весов расположены ниже отметки «ноль». Впрочем, необходимо подчеркнуть, что автомобильные весы могут быть и в бесфундаментном исполнении. Их целесообразно использовать там, где проводятся, к примеру, сезонные работы. Дорогостоящий капитальный фундамент в этом случае не нужен из-за конструктивных особенностей весов. Весы просто устанавливаются на дорожные плиты или бетонную дорогу. Таким образом, термин «бесфундаментные весы» не совсем точен. Фундамент все-таки есть, но он временный.

Читайте также  Как правильно отрегулировать сиденье водителя автомобиля?

Статистическое взвешивание. Автомобильные весы для статистического взвешивания.

Суть статического взвешивания сводится к тому, что вес автомобиля с грузом определяется тогда, когда автомобиль полностью остановился на платформе весов, то есть на грузоприемном устройстве, которое установлено на тензодатчики. В основе принципа действия таких весов – преобразование силы тяжести груза, который взвешивается посредством тензорезисторных весоизмерительных датчиков, в электрический сигнал. Этот сигнал обрабатывается в весовом индикаторе. Весовой индикатор индицирует массу груза. Кстати, весовой индикатор можно подключить к компьютеру, если в этом есть необходимость. Естественно, такой способ сулит максимальную точность при взвешивании. Она доходит до 0,01 процента! Понятно, что такой способ автовзвешивания для коммерческого учета подходит более всего.

Важно! В случае буксирующего транспортного средства, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет при классификации этого транспортного средства, используют массу снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом, а также, если это применимо, максимальной массы груза, размещенного на тягаче.

Датчики нагрузки на оси
Система ARTAL-GSM-AE позволяет определять параметр «нагрузка на оси». Просмотр нагрузки на оси происходит на сервере NetRadar в виде текущего цифрового значения или графика за прошедший период. Нагрузка на оси определяется по датчику нагрузки на оси, установленному на одной из осей автомобиля. Аналог- Бортовой онлайн терминал СКРТ 45 Просмотр нагрузки на оси происходит на сервере оперативного мониторинга ORF Monitor Контроль нагрузки на оси позволяет избежать штрафов за превышение ограничения нагрузки и в то же время обеспечить полную загрузку машины.

Законадательные ограничения максимальных разрешенных масс и допустимых нагрузок

Расчет допустимой нагрузки на ось тягача и полуприцепа

В сфере грузоперевозок важно не только верно подобрать автомобиль, но и тщательно просчитать перед отправкой в рейс ряд параметров. Один из них – допустимая нагрузка на ось тягача. Предварительный расчет осевых нагрузок на груженый полуприцеп с тягачом поможет избежать штрафов и неприятностей на пунктах контроля.

В статье разберем алгоритмы ручных и онлайн-подсчетов, рассмотрим санкции за перегрузы.

Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось

Рассчитать нагрузку на ось тягача и полуприцепа перед выездом – залог спокойного пути и прохождения весового контроля. Законодательство РФ вводит ограничения на эти значения. Именно оси грузовиков и фур передают дорожному покрытию нагрузки. Предельные показатели попросту разрушают асфальт.

Чтобы дорожное полотно оставалось в целости и сохранности, для каждого типа автомобилей предусмотрены свои допустимые показатели. Значения детально описаны во втором приложении к Постановлению Правительства под номером 272.

Обхитрить сотрудников дорожной службы не выйдет: близ заездов в города установлены пункты весового контроля. Через них «прогоняют» все фуры, после чего всплывают перегрузы, и назначаются солидные штрафы. Чтобы сохранить наличные и нервы, рассчитать риски нужно заранее.

Методика расчета

Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.

Для тягача

Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.

Для тягача с полуприцепом

Здесь многое зависит от веса самого автомобиля. Нагрузка на оси и вес грузовика (скотовоза, цистерны, фуры) заключается в следующем:

масса (m) равна нагрузке на переднюю ось (A) плюс нагрузка на каждую из осей (N).

M = нагрузка A +нагрузка N + нагрузка N1, N2, N3, N4, N5.

Для тягача с груженым полуприцепом

Определять данные для груженой фуры самостоятельно довольно сложно. Дело не в формуле, а в нюансах, которые влияют на результат.

Для получения достоверных значений подвеска фуры должна быть неизношенной, балансировка колес настроена корректно, прицеп не должен прогибаться под весом товара, а площадь, на которую «ложится» вес, обязательно должна быть ровная.

Если все перечисленные пункты соблюдены, подсчет будет таким:

  1. В техпаспорте автомобиля находим массу техники (тягача M1 и прицепа M2).
  2. Из сопроводительных документов на товар узнаем фактический вес груза M3.

Первым делом высчитываем нагрузку на прицеп.

Это делается так:

75 процентов от M2+M3. Допустим, масса тягача = 8 тоннам, прицепа – 10 тоннам, товар весит 20 тонн.

Выходит: (10+20)*0,75. Получаем 22,5 тонны нагрузки на полуприцеп.

Далее считаем нагрузку на каждую из осей фуры. Допустим, их в автомобиле три штуки.

Получаем: 22,5 тонны делим на 3. Итог – 7,5 тонн веса на каждую ось прицепа.

Следующим шагом вычисляем нагрузку на ось тягача. На этот показатель приходится 0,25 процента от массы прицепа и тягача.

Теперь нужно понять, какая часть веса приходится на задние оси. На них ложится 75 процентов от нагрузки на сам грузовик:

Нагрузка на переднюю ось: 15,5–5,8*2=3,9 тонны.

Подводим итог: максимальные нагрузки в нашем примере получаются: 3,9 тонны на переднюю ось, по 5,8 тонны на каждую из задних осей.

Что понадобится для расчета

Для подсчетов вам будет достаточно следующих параметров:

  • вес седельного тягача;
  • вес полуприцепа;
  • фактическая масса груза.

Распределение нагрузки на задние оси полуприцепа

Перед тем как приступить к расчетам, важно понимать принцип распределения веса на каждую из осей транспортного средства. На передние оси приходится только 25 процентов массы. Это объясняется тем, что «первые» оси держат лишь массу тягача и части полуприцепа. Весь остальной вес (75 процентов) ложится на задние оси (именно они фиксируют груженный товаром прицеп).

Как пользоваться калькулятором

Для удобства дальнобойщиков и транспортных компаний в Сети представлены онлайн-калькуляторы для определения нагрузок на оси. Данные сервисов, по отзывам на форумах, могут иметь незначительные погрешности. Но примерные значения в программах подбить вполне реально.

Здесь можно рассчитать нагрузки на каждый тип грузового транспорта.

Для этого вам нужно:

  1. На главной странице кликнуть по кнопке «Рассчитать сейчас».
  2. Выбрать из представленных типов ТС подходящий. К примеру, вариант «Тягач + полуприцеп.
  3. В верхней части страницы указать тип тягача и прицепа (это можно сделать вручную или выбрать нужную модель).
  4. Далее в нижней части страницы вводим вес товара, разрешенную нагрузку на дорогу, протяженность маршрута и ваше местонахождение.
  5. Заключительным этапом жмем кнопку «рассчитать».

Программа представит результаты для каждой оси ТС. После данные можно распечатать.

Ответственность за перегруз

Если по какой-то причине подсчеты не были проведены, а весовой контроль показал перегруз, будьте готовы понести финансовое взыскание:

  • размер штрафа для физических лиц достигает 2 тысяч рублей;
  • должностным лицам придется заплатить до 15 тысяч рублей;
  • организации несут самые большие потери: штрафы до 400 тысяч рублей.

Точная сумма наказания зависит от размера превышенного веса.

Нужно понимать, что перегруз не только портит асфальт и опустошает вам кошелек.

Грузовик с неравномерной нагрузкой на оси движется рывками. Это создает неудобства шоферу и остальным участникам движения. Перегрузки негативно сказываются на ТС: детали быстрее приходят в негодность. Кроме того, большие массы изменяют длину тормозного пути, что нередко влечет за собой ДТП.

Итак, для спокойствия водителя и сохранности содержимого кошелька важно рассчитать нагрузку на оси грузовика. Это можно сделать вручную или с помощью онлайн-программ.

Учитывайте грузовые оси на полуприцеп. В формуле есть деление на задние и передние оси. Нагрузка на них распределяется как 75 процентов к 25 процентам. При подсчете обязательно учитывайте этот нюанс.

За перегрузы законодательство предусматривает немалые штрафы. Если при прохождении весового контроля вас поймают на перевесе, минимальная сумма взыскания составит 2 тысячи рублей для водителя.

В некоторых случаях дорожная инспекция может разрешать перегруз, но перед рейсом компания получает на это специальное разрешение.

Детальная информация видна на видео: