Из чего состоит дверь автомобиля?

Виды дверей автомобиля

Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Эта знакомая многим фраза давно себя оправдала, с каждым годом автомобилистами становятся все больше людей, отдавая предпочтение комфорту и скорости передвижения. Сегодня мы рассмотрим такой привычный элемент, как дверь автомобиля, изучим ее разновидности и схему работы.

Основные разновидности

Многим может показаться, что дверь машины устроена достаточно просто. На деле оказывается, что видов подобных конструкций, креплений и схем их работы существует целое множество.

Первый тип — это стандартная дверь, которая имеет классический состав и схему крепления. Так, петли и держатели располагаются в передней части кузова, и каркас открывается по направлению к переднему колесу.

Данная разновидность схемы открывания двери наиболее распространена и используется практически на всем ныне существующем транспорте. Причем применение касается не только боковых дверей, дверь багажника некоторых моделей фургонов работает по такому же принципу.

Заднепетельные двери устроены так, что каркас имеет крепление не на передней, а центральной стойке кузова за счет нескольких держателей. Это означает, что при открывании дверь подастся назад. Такое устройство применяется значительно реже, в связи со своим банальным неудобством. Тем не менее, некоторые современные модели имеют именно такой тип механизма, аргументируя это более удачным и продуманным дизайном.

Сдвижные двери применяются на большинстве фургонов и автомобилях со значительными габаритами, благодаря простой и надежной схеме работы. Данный тип имеет такое устройство, что каркас закрепляется посредством шарнирного держателя на усиленных креплениях. Это позволяет массивному каркасу не создавать слишком высокой нагрузки на кузов и не нарушать его форму.

Двери типа «крыло чайки» широко устанавливаются на представители небезызвестной компании Мерседес. Принцип открывания такой конструкции прост: каркас, закрепленный на крыше при помощи шарнирного держателя, откидывается наверх, с чем, вероятно, и связано название подобного механизма. Стоит отметить, что подобное устройство открывания дверей не нашло широкого применения и оказалось неудобным в городах с плотными парковками.

Разновидность механизма открывания, которое получило название «крыло бабочки», на деле оказалась гораздо практичнее и долговечнее своего предшественника. Принцип действия чрезвычайно прост. Дверь по-прежнему сдвигается в сторону крыши при помощи креплений держателя, но, благодаря наличию рельсового механизма, каркас задвигается вовнутрь. Это позволяет не только сэкономить место, но и предотвратить задевание соседнего автомобиля на парковке.

Ламбо-двери впервые стали применяться на представителях марки Ламборджини. Этот механизм имеет наиболее сложное устройство, а потому применяется лишь на премиальных гоночных и спортивных автомобилях с небольшими габаритами. Принцип действия заключается в том, что дверь не распахивается наружу, а сдвигается шарнирно относительно плоскости при помощи сложного держателя. Главным преимуществом данной разновидности является удобство пользования на плотной парковке, которое оценили многие владельцы автомобилей марки Ламборджини.

Сложная электроника

Когда речь заходит об устройстве дверей современного автомобиля, нельзя не упомянуть столь полезный электронный механизм, как аварийный сигнализатор. Такая электроника предназначена, прежде всего, для предотвращения открывания дверей на ходу, для обеспечения безопасности водителя и пассажиров.

В состав аварийного сигнализатора входит система проводов, концевые выключатели и система аварийных индикаторов, выводимых на панель приборов и звуковые сигнализаторы. В состав концевого выключателя входит кнопка и пара замыкающих контактов вместе с креплениями, которые позволяют подключать и отключать аварийный сигнализатор от сети.

Сам аварийный сигнализатор располагается, как правило, в районе приборной панели автомобиля. Здесь может находиться и звуковой оповещатель, построенный на основе системы реле, и система ламп, которая представляет из себя индикаторную составляющую аварийного сигнализатора.

Принцип работы аварийного сигнализатора достаточно прост. Когда дверь открывается, замыкается концевой выключатель, расположенный межу каркасом двери и рамкой корпуса. Замкнутая цепь подает напряжение на систему оповещателей, расположенных на приборной панели. В итоге раздается характерный звук, загорается необходимая лампа, а на бортовом компьютере автомобиля появляется предупреждающее сообщение о необходимости закрыть ту или иную дверь.

Такая система является не только эффективным предохранением от случайного открывания, но и может спасти жизнь водителю и пассажиру, которые могут вывалиться из салона на очередном крутом повороте.

Полезное изобретение

Электронный сигнализатор — далеко не все, что входит в состав механизма двери современного автомобиля. Еще одним элементом является ограничитель, который широко устанавливается на механизмы открывания уже достаточно давно.

Зачем же нужен подобный механизм? В чем роль ограничителя и почему он так важен для каждого современного автомобиля? Оказывается, при открывании двери ее металлический каркас и держатели испытывает достаточно высокую нагрузку. При слишком широком отворении двери, она может оторваться от петель и причинить владельцу достаточно много хлопот.

Чтобы этого не произошло, и применяется такое устройство, как ограничитель. Такая конструкция представляет собой металлическую петлю, которая соединяет каркас двери и держатель, к которому она закреплена. При открытии и закрытии это приспособление не мешает движению механизма, но, когда дверь доходит до своей мертвой точки, ограничитель доходит до упора и не позволяет распахнуться ей шире. Таким образом и удается предотвратить порчу дорогостоящего механизма держателя, а также сэкономить средства и время на ремонте.

Подводя итоги

Автомобильная дверь — это сложное электронно-механическое устройство, которое имеет множество сложных элементов, взаимодействующих друг с другом. Благодаря применяемым в них механизмам, удается обеспечить достаточную безопасность водителя и пассажиров, а также предотвратить порчу двери и ее преждевременный выход из строя.

Автомобильная дверь

С развитием инженерной мысли автомобильные двери приобретали самые невероятные формы, многие из которых остались в истории, а некоторые используются до сих пор.

Существует несколько общепринятых конфигураций дверей. 3-х и 5-дверными называют хэтчбеки и универсалы: за третью и пятую дверь считается багажник, который ведет непосредственно в салон. В случае же с седанами и купе принято говорить о 2-х и 4-дверных кузовах, потому что багажник конструктивно отделен от салона.

В последнее время начала прослеживаться тенденция на автомобили с 3 дверьми: водительской, переднего пассажира и одной задней – например, как у Hyundai Veloster.

Чаще всего двери легковых автомобилей имею крепления в виде шарниров. А для микроавтобусов и компактвэнов характерны двери на специальной колее, которые открываются вдоль кузова.

Автомобильные двери открываются преимущественно вручную – замок срабатывает при нажатии на ручку или кнопку. Некоторые двери могут быть оборудованы электрическим приводом – такими обычно оснащают общественный наземный транспорт и автомобили премиум-класса.

О конструктивных особенностях дверей

Все они, за редким исключением, имеют окно и замок. Между внутренней и внешней стенкой двери располагаются элементы механизма замка и механизма открытия и закрытия окон.

Стоит отметить, что существует несколько систем запирания автомобиля – замки бывают автоматическими или ручными (на старых автомобилях).

Дверные окна снабжены также электронной или механической системой открытия и закрытия. Обычно окна имеют металлическую или пластиковую рамку, но встречаются автомобили, окна которых не имеют верхней рамки.

Различных типов дверей много, однако выделяют обычно только несколько основных.

Самый распространенный тип, с которым знакомы все – это стандартные двери, которые крепятся к кузову одним краем за счет шарниров, и открываются, таким образом, по ходу движения. В этом есть элемент безопасности – если дверь распахнется во время движения автомобиля, то потоки встречного воздуха образуют закрывающий эффект.

Второй тип – это заднепетельные двери. От стандартных они отличаются тем, что крепятся к кузову противоположным краем, но тоже на шарнирах. Легко догадаться, что их главный минус – это небезопасность. Ведь если при движении откроются заднепетельные двери, то потоком воздуха их может даже сорвать с креплений. Многие производители отказались от подобной схемы, однако на некоторых автомобилях до сих пор используется именно такой тип дверей – в основном, заднепетельными делают двери задних пассажиров. Это позволяет отказаться от центральных стоек, за счет чего увеличивается дверной проем.

Сдвижные двери устроены так: вдоль кузова расположена колея, на которую дверь либо опирается, либо висит на ней. Движение двери по колее происходит при помощи роликового механизма. Двери такого типа используются на семейных минивэнах, коммерческих микроавтобусах и грузовых фургонах, в основном из-за того, что существенно упрощают погрузку и облегчают высадку и посадку пассажиров.

Интересный факт: в народе такие двери называют «самоубийственными». В России это название не пользуется популярностью, однако, в англоговорящих странах «suicide door» — распространенный термин. Истоки этого названия неизвестны, однако можно предположить, что оно намекает на их небезопасность.

Следующий тип – это знаменитые двери «крыло чайки». Такое поэтическое название этот тип получил из-за ассоциаций с крыльями птицы: двери шарнирно закрепляются верхним краем к крыше автомобиля, и в открытом состоянии напоминают крылья. Двери такого типа устанавливаются на Mercedes-Benz SLS. Баварцы делают ставку на элегантный вид дверей такого типа, хотя ни функциональностью, ни особым удобством они не отличаются. Именно такие двери, которые также бывают на тюнингованных автомобилях, зачастую оборудуют электронный приводом: чтобы водителю не пришлось наклоняться к порогу, чтобы потянуть за ручку.

Читайте также  Как правильно наносить шпаклевку на автомобиль?

Пятый тип с не менее поэтическим названием – «крыло бабочки» — похож на предыдущий. Такие двери тоже открываются вертикально вверх, нос сдвигаясь при этом наружу кузова. Такие двери куда функциональнее «крыла чайки» — за счет сдвига упрощается посадка и высадка водителя и пассажира, к тому же им не приходится нагибаться. «Крыло бабочки», как и «крыло чайки» — это прерогатива автомобилей спортивного класса.

Пожалуй, самый знаменитый и используемый и по сей день тип – это «ламбо-двери». Из названия нетрудно догадаться, кому принадлежит идея создания таких дверей – итальянскому производителю Lamborghini. Схема заключается в следующем: двери закреплены на шарнирах у края лобового стекла. Они открываются вверх и при этом поворачиваются вокруг крепления. Их очевидный минус – это неудобная посадка и высадка, однако не менее очевидный плюс – экономия места на парковке. Такие двери можно открыть, даже припарковавшись слишком близко к соседнему автомобилю. Правда, вряд ли у владельцев спорткаров с «ламбо-дверьми» возникают трудности с парковочными местами.

И последний, самый причудливый и от этого самый невостребованный тип – это верхнеподвесные двери. Они похожи на откидные кабины, которые используют в авиастроении. Подобная конструкция может закрепляться шарнирами в любом месте. Стоит отметить, что верхнеподвесные двери популярны в гоночных сериях с закрытыми кокпитами: например, их можно увидеть на некоторых спортпрототипах в 24-часовом марафоне в Ле-Мане.

Как работает центральный замок автомобиля

Современные автомобили дарят водителю счастливую возможность не возиться с закрыванием и открыванием каждой из дверей, а блокировать их все одним нажатием кнопки. С открытием происходит аналогично.

Подобный комфорт и удобство стали возможны благодаря использованию центрального замка. Он не влияет на работу двигателя или скорость машины, но считается важным атрибутом безопасности транспортного средства.

Как работает центральный замок

Система безопасности управляется одним центром, поэтому замок так и называется — центральный. Благодаря сигналам, поступающим из центра, двери автомобиля, багажника, верхнего люка способны открываться и закрываться в нужный момент.

Кроме того, центральный замок выполняет функцию дополнительной защиты, ведь как только автомобиль сдвигается с места, центральным замком блокируются все двери, что немаловажно для безопасности пассажиров.

Благодаря центральному замку водитель способен одновременно управлять и авто, и сигнализацией.

Из чего состоит центральный замок

На самом деле деталей, связанных между собой в центральный замок, не так много:

  • входные датчики;
  • исполнительные механизмы;
  • блок управления;
  • исполнительное устройство.

Входные датчики

Позволяют определить, в каком положении в данный момент находятся дверцы автомобиля. Для этого их оборудуют концевыми выключателями, отправляющими сигналы в управляющий блок.

УБ также обрабатывает сигнал от микропереключателей — микриков, — которые следят за состоянием других элементов. Два из них отвечают за положение центрального запорного устройства, подавая в центр сигнал о расположении этих элементов.

Исполнительные механизмы

Представлены электрическим двигателем постоянного тока. После поступления сигнала включается двигатель. От его вала, благодаря редуктору и тяге, усилие поступает к исполнительным деталям. Анализируя направленность приложенных усилий, приходящих от датчиков, блок управления закрывает или же, наоборот, открывает двери.

Блок управления

УБ руководит работой центрального замка, используя схему с цифровыми технологиями. Элементы обрабатывают поступающие сигналы по заложенному в них алгоритму. И происходит соединение центрального замка с дистанционным управлением и сигнализацией авто.

В брелок, который водитель держит в руках, монтируется ещё один электронный блок, позволяющий производить управление, находясь на определённом расстоянии от транспортного средства.

Исполнительное устройство

Актуатор состоит из электрического мотора постоянного тока и редуктора. Редуктор преобразует вращение вала электродвигателя в возвратно-поступательное движение цилиндра замка. В немецких автомобилях и у некоторых других производителей зачастую электромотор заменяют пневмоприводом.

Управление осуществляется с помощью пульта-брелока. Внутри него присутствует радиопередатчик, а в центральный управляющий блок монтируется антенна. Обычно радиус действия дистанционки составляет около 10 м. Модели постарше, в которых отсутствует дистанционное управление, открываются и закрываются ключом, проворачиваемым в замке.

Принцип действия ЦЗ

Действие системы центральной блокировки замка авто распространяется на открывание/закрывание всех дверей автомобиля. В некоторых моделях к управляющему блоку подсоединена ещё и крышка топливного бака. Работа центрального замка никаким образом не связана с включением зажигания.

Центральный замок

Автолюбитель проворачивает ключ в замке дверцы со стороны водителя. Тут же срабатывает микропереключатель, отвечающий за блокировку. Он подаёт сигнал на управляющий блок дверцы и в центральный блок. В ЦБ происходит создание управляющих сигналов, передающихся к другим управляющим блокам и системам контроля багажника и крышки топливного бака.

Исполнительные устройства тут же срабатывают, моментально блокируя дверцы. Микрик при этом подаёт свой сигнал, который, попадая в центральный закрывающий механизм, не позволяет электроприводу сработать повторно. Процесс разблокировки происходит точно так же, но только в обратном порядке.

Нажав на специальную кнопку на ключе зажигания, водителю удаётся заблокировать все имеющиеся дверцы бесконтактно. В этом случае приёмная антенна передаёт сигнал центральному блоку. Происходит обработка полученного сигнала. После чего от центрального механизма поступает команда исполнительным устройствам о необходимости блокировки дверей.

Как ухаживать за центральным замком

Механизм центрального замка не нуждается в техническом обслуживании. Желательно следить, чтобы во время мойки автомобиля в зимнее время в замках не оставались капельки воды. Если плохо продуть их, то влага превратится на морозе в лёд, потому использовать замки станет практически невозможно.

Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно после мойки в течение часа не глушить двигатель, время от времени блокируя и разблокируя замок. За это время влага полностью испарится. Можно не заставлять мотор работать на холостом ходу, а сразу же выезжать и кататься в течение длительного времени. В этом случае на следующее утро проблем с открыванием дверей авто наблюдаться не будет.

Наверняка вы уже убедились, что центральный замок — штука полезная. Так что если машина до сих пор не оборудована подобным элементом управления, то при желании его всегда можно установить.

Устройство автомобиля

Основные узлы устройства автомобиля

Несмотря на огромное число моделей и брендов, при детальном рассмотрении оказывается, все легковые транспортные средства устроены одинаково.

Основные части любого автомобиля:

  1. Двигатель (мотор). Устройство трансформирует тепловую энергию в механическую, что необходимо для передачи крутящего момента к колесам. Другими словами, благодаря ему машина едет;
  2. Трансмиссия (силовая передача). Отвечает за тот самый крутящий момент, который стимулируется источником энергии от мотора. В данный узел входят следующие агрегаты: коробка передач, сцепление, карданная передача, ведущий мост;
  3. Ходовая часть (в простонародье – «ходовка»). Механическая основа движения автомобиля. Конструкция включает переднюю и заднюю подвески, колеса, ведущие мосты;
  4. Системы управления. Собственно говоря, это рулевая система (чтобы ехать) и тормозная (чтобы останавливаться);
  5. Электрооборудование. Сюда входят аккумулятор, проводка, генератор. Словом – источники и потребители тока.

Все перечисленные элементы крепятся к несущей конструкции – кузову автомобиля. Последний состоит из днища, передних и задних лонжеронов (силовые детали каркаса, делающие его прочным и устойчивым), моторного отсека, крыши и навесных элементов (двери, капот, крышка багажника, бампер, крылья).

Данный перечень — лишь «верхушка айсберга», но ее вполне достаточно, чтобы начать понимать базовый принцип устройства автомобиля.

Если вы ищете учебник или пособие, в котором легко и доступно, «для чайников», расписано устройство автомобиля, рекомендуем обратить внимание на книгу Бескаравайного М.И. «Устройство автомобиля просто и понятно для всех». Пособие легко скачать в Интернете из любой онлайн-библиотеки.

Краткий обзор важных систем и агрегатов устройства авто

Итак, согласно схеме общего устройства машины, она работает следующим образом.

Благодаря кузову все узлы устройства собраны вместе. Системы работают синхронно и слаженно. За запуск двигателя отвечает аккумулятор. Последний выдает искру, из-за которой воспламеняется бензин в камере сгорания. Детонация запускает движение поршней в моторе. Двигатель, с помощью трансмиссии (если максимально просто, это сила, которая крутит колеса) передает энергию на колеса. За плавность и исправность хода отвечает ходовка. Машина едет или останавливается. Эти процессы контролируются педалями «газ» и «тормоз». В автомобилях с механической коробкой передач есть еще педаль «сцепление» (об этом чуть ниже). Чтобы работали все лампочки и датчики, а также исправно функционировал бортовой компьютер, генератор вырабатывает ток.

Водитель, сидя за рулем в комфортабельном салоне, не видит и не ощущает всю сложность технического устройства автомобиля. Он лишь поворачивает ключ в замке, переключает рычаг коробки, давит педали, крутит руль, да жмет кнопочки на панели. Ну, и контролирует уровень топлива в баке. Сказка, да и только!

Однако, все же, если он хочет понимать устройство автомобиля, хотя бы на уровне «для начинающих», должен разбираться еще в некоторых механизмах.

  • Важным элементом схемы и устройства автомобиля является движок (или мотор). Они бывают внутреннего сгорания (на бензине или газе) и электрические. Первые подразделяются еще на десяток подвидов, но мы туда углубляться не станем.

  • Не менее значимой частью управления считается тормозная система. Она бывает стояночная (чтобы фиксировать авто на неровной поверхности) и рабочая (предназначена для временной или полной остановки, а также для снижения скорости движения);
Читайте также  Как работает катушка зажигания в автомобиле?

  • Коробка передач. Речь идет о знакомых каждому водителю терминах «механика» или «автомат», если грамотно – МКПП и АКПП. Еще бывает роботизированная коробка (некий микс первых двух), но она не получила широкого распространения. Автоматом управлять проще, поскольку он сам контролирует скорость и нагрузку на машину, в такой машине нет педали сцепления. В случае же с механикой, водитель, с помощью последнего, самостоятельно переключает скорости, следя за нагрузкой на авто.

Что такое сцепление? Как работает данный элемент устройства? Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда мы заводим тачку, она сразу не едет. Почему при заведенном двигателе она стоит на месте, пока мы не переключим скорость и не нажмем на педаль газа (тормоза и сцепления, потом газа при МКПП)? Сейчас попробуем объяснить:

  1. Силовой агрегат (движок) авто оснащен маховиком и коленвалом. На самом деле, там внутри сложная система шестеренок, валов и зубьев, но чтобы углубиться в детали этой конструкции, нужно обладать хотя бы минимальным запасом специальных знаний. А потому, мы стараемся объяснять проще.
  2. Со стороны маховика к мотору прикреплена коробка передач со сцеплением.
  3. Завод автомобиля происходит на «нейтралке» (нейтральная передача), при которой зубья коленчатого вала выведены из зацепления. Другими словами, вал коробки вращается вхолостую, крутящая сила, пока, не передается на колеса.
  4. Чтобы начать двигаться, нужно выжать сцепление. Оно спровоцирует плавное сочленение шестеренок маховика с трансмиссией. Далее, следует включить первую скорость. Начнется движение всего механизма, можно жать педаль газа. В автомобилях с АКПП весь этот процесс выполняется автоматически, без участия водителя.

Ну что же, мы разобрали базовые элементы конструкции и устройства современного автомобиля, постарались объяснить все максимально доступно и просто. Теперь вы понимаете, каким образом тачка едет, почему работает двигатель, за что отвечает тот или иной агрегат.

Мало кто поспорит, управлять современной машиной, да еще с АКПП – одно удовольствие. Но это – только если соблюдать рекомендации по уходу, относиться к авто бережно, вовремя проходить ТО и реагировать на малейшие неисправности.

Электрооборудование и системы помощи водителю

Многое в машине контролируется электрикой. Она довольно сложная, но значительно облегчает процесс вождения и делает пребывание в салоне максимально комфортным. Именно она запускает двигатель, поддерживая его в рабочем состоянии. Блок управления, аккумулятор, генератор, распределитель, искрообразующие свечи, — всё это отдельные части автомобиля, без которых невозможно представить его нормальное функционирование.

Второстепенными элементами автоэлектрики являются источники освещения: фонари, габаритные огни, поворотники, подсветка салона и т. д. Сюда же относится звуковой сигнал, всевозможные датчики и регуляторы.

К электрооборудованию можно причислять и системы, призванные улучшать курсовую устойчивость и управляемость автомобиля.

Тормозная система

Позволяет замедлять движение машины, вплоть до её полной остановки. Незаменима система во время экстренных ситуаций, а также когда автомобиль надо удерживать от самопроизвольного движения вниз. Автомобильные тормоза включают несколько подсистем: ручную, запасную, вспомогательную, антиблокировочную. Их совокупность называется тормозным управлением.

Задача основной тормозной системы — регулировать скорость движения машины, останавливать транспортное средство в случае необходимости. Состоит она из привода и исполнительных механизмов (барабан, диск). На современных легковых авто чаще используется гидропривод, реже — электрический, пневмо или комбинированный варианты. В некоторых случаях для повышения давления жидкости и эффективности торможения применяются вакуумный усилитель и регулятор.

При отказе или неисправности главного тормоза (разгерметизация одного из контуров и понижение уровня жидкости до критического) задействуется резервная тормозная система. Работает она как самостоятельный узел или вкупе с ручником.

Ручной или стояночный тормоз, оснащённый механическим приводом, предназначен для:

  • удержания машины на спусках;
  • аварийного торможения в чрезвычайных случаях.

Коэффициенты эффективности замедления автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/ч при усилии на педаль до 50 кг основной системы и подсистем:

  • главный тормоз — не меньше 5,8 м/с2;
  • аварийный и ручной — 2,75 м/с2.

Принцип функционирования тормозов прост. После нажатия на педаль тормозное усилие передаётся на колёсные механизмы. Последние прижимают к дискам колодки, тем самым останавливая вращение.

Устройство шасси автомобиля

Шасси автомобиля состоит из множества механизмов, передающих крутящийся момент от двигателя к колесам, передвигающих автомобиль и управляющих им: трансмиссии, механизма управления автомобилем и ходовой части.

Сцепление автомобиля

Сцепление служит для того, чтобы передавать крутящий момент двигателя к коробке передач и плавно соединять или разъединять двигатель с механизмами трансмиссии. От педали сцепления идет трос, приводящий в действие механизм сцепления. Сцепление служит для предохранения деталей двигателя и трансмиссии от перегрузки и повреждения при резком включении передачи или торможении.

Основные элементы и принцип работы центрального замка

Надежное закрытие дверей обеспечивает безопасность автомобиля и сохранность личных вещей, которые владелец оставляет в салоне. И если раньше каждую дверь в машине приходилось закрывать ключом вручную, то сейчас в этом уже нет необходимости. Для удобства автомобилистов был создан центральный замок, открыть и закрыть который можно одним нажатием на кнопку.

  1. Что такое центральный замок
  2. Особенности центрального замка
  3. Устройство системы
  4. Входные датчики
  5. Блок управления
  6. Актуатор
  7. Принцип работы устройства
  8. «Детский замок» в автомобиле
  9. Система двойной блокировки

Что такое центральный замок

Центральный замок (ЦЗ) позволяет блокировать одновременно сразу все двери в автомобиле. Конечно, без помощи этого механизма водитель также мог бы открывать и закрывать свою машину на замок: не дистанционно, а вручную. Наличие центрального замка никак не влияет на технические свойства транспортного средства, поэтому производители относят этот механизм к системам, обеспечивающим комфорт автовладельца.

Управлять центральным замком можно как пультом управления, так и с помощью поворота ключа в двери водителя

Блокировка дверей с помощью ЦЗ может быть произведена двумя способами:

  • централизованно (когда одно нажатие на кнопку брелка закрывает сразу все двери);
  • децентрализованно (такая система позволяет управлять каждой дверью по отдельности).

Децентрализованная система – наиболее современный вариант устройства блокировки дверей. Для того чтобы она могла выполнять свои функции, на каждую дверь дополнительно устанавливается электронный блок управления (ЭБУ). В централизованном варианте всеми дверьми автомобиля управляет единый блок.

Особенности центрального замка

Центральный замок в автомобиле имеет несколько особенностей, которые позволяют сделать взаимодействие системы и водителя максимально простым и эффективным.

  • ЦЗ может успешно функционировать в комплексе с любой сигнализацией.
  • К системе ЦЗ также подключается багажник, но управлять его открытием можно и отдельно от дверей.
  • Для удобства водителя кнопка дистанционного управления размещается на брелке и в салоне автомобиля. Впрочем, закрыть ЦЗ можно и механическим способом, повернув ключ в замке двери водителя. Одновременно с поворотом ключа будут заблокированы и все остальные двери транспортного средства.

В зимнее время года во время сильных морозов элементы центрального замка могут замерзнуть. Риск замерзания возрастает, если в систему попадает влага. Лучшим средством для решения проблемы станет химический размораживатель, который можно приобрести в автомагазине. Чтобы попасть внутрь автомобиля, достаточно разморозить водительскую дверь и запустить двигатель. Когда машина прогреется, остальные замки оттают сами собой.

Устройство системы

Кроме блока управления, система центрального замка также включает в себя входные датчики и исполнительные устройства (актуаторы).

Входные датчики

К их числу относятся:

  • концевые дверные включатели (концевики), передающие информацию о расположении автомобильных дверей на блок управления;
  • микропереключатели, фиксирующие положение конструктивных элементов дверного замка.

Микропереключатели выполняют разные функции.

  • Два из них предназначены для фиксации кулачкового механизма передних дверей: один отвечает за сигнал lock (закрытие), второй – unlock (открытие).
  • Также два микропереключателя отвечают за фиксацию положения механизмов центрального замка.
  • Наконец, еще один переключатель определяет положение рычажного механизма в приводе замка. Это позволяет оценить положение двери относительно кузова. Как только дверь открывается, система замыкает контакты переключателя, в результате чего центральный замок не может сработать.

Сигналы, отправляемые каждым из датчиков, попадают в блок управления, который передает команды актуаторам, закрывающим двери, крышку багажника и лючка топливного бака.

Блок управления

Блок управления – это мозг всей системы ЦЗ. Он считывает информацию, получаемую от входных датчиков, анализирует ее и передает исполнительным устройствам. Также ЭБУ взаимодействует с сигнализацией, установленной на автомобиль, и может управляться дистанционно с помощью пульта.

Актуатор

Исполнительное устройство – завершающее звено цепи, отвечающее за непосредственную блокировку дверей. Актуатор – это электродвигатель постоянного тока, который объединен с самым простым редуктором. Последний преобразует вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение цилиндра замка.

Кроме электродвигателя в исполнительных устройствах использовался пневматический привод. Например, его применяли такие производители, как Mercedes и Volkswagen. Однако в последнее время пневматический привод использоваться перестал.

Принцип работы устройства

Центральный замок автомобиля может срабатывать как при запущенном, так и при выключенном зажигании.

Как только автовладелец запирает двери машины с помощью поворота ключа, в замке срабатывает микропереключатель, обеспечивающий блокировку. Он передает сигнал на блок управления двери, а затем дальше – к центральному блоку. Данный элемент системы анализирует полученную информацию и перенаправляет ее на актуаторы дверей, багажника и крышки топливного лючка. Последующая разблокировка происходит по такой же схеме.

Читайте также  Как измерить напряжение мультиметром на аккумуляторе автомобиля?

Если автомобилист закрывает машину с помощью пульта ДУ, сигнал от него поступает на антенну, связанную с центральным блоком управления, а оттуда – к исполнительным механизмам, которые обеспечивают блокировку дверей. Одновременно с этим активируется сигнализация. В некоторых моделях транспортных средств при блокировке дверей на каждой из них могут автоматически подниматься стекла.

Если автомобиль попал в ДТП, то блокировка всех дверей автоматически снимается. Сигнал об этом передается от системы пассивной безопасности в блок управления центрального замка. После этого исполнительные устройства открывают двери.

«Детский замок» в автомобиле

Дети могут вести себя непредсказуемо. Если водитель перевозит ребенка на заднем сиденье, то контролировать поведение маленького пассажира сложно. Любознательные малыши могут случайно дернуть за ручку автомобильной двери и открыть ее. Последствия небольшой шалости – неприятные. Чтобы исключить такую возможность, на задних дверях автомобилей был дополнительно установлен «детский замок». Это небольшое, но очень важное устройство исключает возможность открытия двери изнутри.

Дополнительный замок, блокирующий открытие задних дверей из салона, устанавливается с обеих сторон кузова и активируется вручную.

Способ активации механизма зависит от марки и модели автомобиля. В некоторых случаях блокировка вводится в действие с помощью рычажка, в некоторых – при повороте шлица. Но в любом случае устройство находится рядом с основным замком двери. Уточнить информацию по использованию «детского замка» можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.

“Детский замок” позволяет блокировать открытие дверей изнутри и защитить маленьких пассажиров от выпадения из автомобиля

Система двойной блокировки

В некоторых автомобилях применяется система двойной блокировки замка, когда двери блокируются как снаружи, так и изнутри. Такой механизм снижает риск угона транспортного средства: даже если похититель разобьет стекло машины, открыть дверь изнутри у него не получится.

Двойная блокировка вводится в действие с помощью двойного нажатия на кнопку центрального замка на ключе. Чтобы открыть двери, также потребуется два раза нажать на пульт дистанционного управления.

Система двойной блокировки имеет важный недостаток: если в работе ключа или замков возникнет сбой, сам водитель также не сможет открыть свой автомобиль.

Центральный замок в машине – важный механизм, позволяющий единовременно закрыть все двери транспортного средства. Благодаря дополнительным функциям и устройствам (таким как «детский замок» или система двойной блокировки), водитель может максимально обезопасить себя и своих пассажиров (в том числе маленьких детей) от внезапного открытия дверей во время поездки.

Автомобильная дверь

Полезная модель относится к автомобильной промышленности, к конструкциям штампованных деталей кузовов автомобилей, а именно к листоштампованным автомобильным дверям и элементам выполняющих функции крепления навески двери. Техническим результатом, заявляемого решения, является снижение металлоемкости и трудоемкости изготовления автомобильной двери, увеличении прочности и жесткости конструкции двери повышение технологичности изделия, а также снижение себестоимости его изготовления. Технический результат достигается за счет того, что автомобильная дверь, состоящая из деталей — панель двери наружная, панель двери внутренняя, соединенных между собой при помощи зафланцовки, и детали навесного усилителя двери, крепящейся к внутренней панели двери с помощью точечной контактной сварки, включающей в себя функционально отделенные навесные детали, выполняющие функции элементов крепления навески двери (петли двери, ограничитель открывания двери и др.) и создания дополнительной прочности и жесткости всей конструкции, выполненной из отдельных штампованных деталей разной формы и толщины, соединенных между собой сваркой, образуя единую сборноштампованную конструкцию.

Полезная модель относится к автомобильной промышленности к конструкциям штампованных деталей кузовов автомобилей, а именно к листоштампованным автомобильным дверям и элементам выполняющим функции крепления навески двери.

Известна конструкция автомобильной двери, состоящая из деталей — панель двери наружная, панель двери внутренняя, соединенных между собой при помощи зафланцовки и детали навесного усилителя двери, включающей в себя функционально отделенные навесные детали разной формы и толщины и выполняющей функции элементов крепления навески двери (петли двери, ограничитель открывания двери и др.) и создания дополнительной прочности и жесткости, выполненный в виде одной штампованной детали, изготовленной из фигурной листосварной заготовки переменной толщины, причем в зоне навески двери и в зоне усилителя под замок, где прикладываются максимальные нагрузки, его толщина больше, чем другие части усилителя.

Недостатком автомобильной двери этой конструкции является — повышенная металлоемкость и трудоемкость изготовления листосварной заготовки «навесной усилитель двери», необходимость наличия специального дорогостоящего оборудования и как следствие высокая себестоимость детали, а также то, что отдельные навесные детали, выполняющие свое функциональное назначение, вызывают концентрацию напряжений по своим границам и не оказывают значительного усиления конструкции двери в целом, а жесткость и прочность конструкции в большей степени определяется жесткостью и прочностью основных деталей автомобильной двери — наружной и внутренней панелей.

Наиболее близким к заявленному техническому решению — является автомобильная дверь, состоящая из деталей — панель двери наружная, панель двери внутренняя, соединенных между собой при помощи зафланцовки, и детали навесного усилителя двери, крепящейся к внутренней панели двери с помощью точечной контактной сварки и включающей в себя функционально отделенные навесные детали разной формы, выполняющие функции элементов крепления навески двери (петли двери, ограничитель открывания двери и др.) и создания дополнительной прочности и жесткости, выполненной в виде одной штампованной детали из фигурной заготовки постоянной толщины [1].

Толщина фигурной заготовки «навесной усилитель двери» выбирается максимальной исходя из максимальной нагрузки, приложенной в зоне навески двери и зоне усилителя под замок.

Недостатком данной конструкции — также является высокая трудоемкость и повышенный расход металла, идущий на изготовление навесного усилителя двери, конструктивная сложность для штамповки детали навесного усилителя двери, связанное с объединением нескольких штампуемых деталей, выполняющих различные функции, и расположенных в разных зонах двери. Формообразование деталей, осуществляется вытяжкой на прессе двойного действия, получение минимальных штамповочных радиусов, соответствующих чертежу, по такой технологии сложно и в реальном производстве получать их не удавалось. Необходимая жесткость и прочность двери в сборе, обеспечивается в значительной мере за счет объединения всех навесных деталей в одну, при этом возникает сложность выдержать необходимую точность позиционирования двери, т.к. погрешности установки отдельных деталей, складываясь, уменьшают точность позиционирования всей конструкции двери в целом.

Технический результат, достигаемый заявленным решением, заключается в снижении металлоемкости и трудоемкости изготовления, увеличении прочности и жесткости конструкции двери, повышение технологичности изделия, а также снижение себестоимости его изготовления.

Указанный результат достигается за счет того, что автомобильная дверь, состоящая из деталей — панель двери наружная, панель двери внутренняя, соединенных между собой при помощи зафланцовки, и детали усилитель двери навесной, крепящейся к внутренней панели двери с помощью точечной контактной сварки, включающей в себя функционально отделенные навесные детали, выполняющие функции элементов крепления навески двери (петли двери, ограничитель открывания двери и др.) и создания дополнительной прочности и жесткости всей конструкции, выполненной из отдельных штампованных деталей разной формы и толщины, соединенных между собой сваркой, образуя единую сборноштампованную конструкцию.

Заявляемое конструктивное решение иллюстрируется чертежами, где:

Фиг.1 — общий вид детали — автомобильная дверь;

Фиг.2 — общий вид детали — навесной усилитель двери в сборе;

Фиг.3 — вид спереди детали — навесной усилитель в сборе;

Фиг.4 — общий вид детали — петельная часть;

Фиг.5 — общий вид детали — продольный усилитель двери.

Автомобильная дверь, выполненна из штампованных деталей панель двери наружная 1 и панель двери внутренняя 2, соединенных между собой при помощи зафланцовки, и сборноштампованной детали навесного усилителя двери 3, состоящей из силовой детали — петельной части 4 и продольного усилителя двери 5 с характеристиками и требованиями отличными от характеристик и требований навесного усилителя двери 3, соединенных между собой сварным швом 6. На сборноштампованной детали навесного усилителя двери 3, расположены технологические отверстия 7 для фиксации в сварочном кондукторе. Навесной усилитель двери 3, крепится к панели двери внутренней 2 с помощью точечной контактной сварки.

Предлагаемое техническое решение позволяет уменьшить расход металла для изготовления одной автомобильной двери на 8,37 кг (на автомобиль 16,74 кг). Изготовление детали навесного усилителя двери из отдельных штампованных деталей, обеспечивает уменьшение штамповочных радиусов, что повышает точность и прочность всего узла (двери) в целом, упрощение конструкции усилителя двери позволяет перевести штамповочное производство на автоматическую линию штамповки. Применение деталей разной формы и толщины способствует увеличению жесткости и прочности двери автомобиля, благодаря чему детали панель двери наружная, панель двери внутренняя, изготавливаются из металла меньшей толщины (с 0,9 на 0,8 мм).

Источники информации, принятые во внимание при составлении заявки:

[1] «ГА3-3302, ГА3-2705, ГА3-3221», Каталог деталей на русском и английском языках — М. Издательский дом Третий Рим, 2004.

Автомобильная дверь, состоящая из деталей — панель двери наружная, панель двери внутренняя и навесного усилителя двери, включающий в себя функционально отделенные навесные детали, выполняющие функции элементов крепления навески двери, отличающаяся тем, что навесной усилитель двери выполнен из отдельных штампованных деталей разной формы и толщины, соединенных между собой сваркой, образуя единую сборноштампованную конструкцию.