Испаряется ли антифриз из системы охлаждения автомобиля?

vovk-AF › Блог › Испарение антифриза и другие причины его утечки.

Источник статьи :
vk.com/auto.bort
Двигатели внутреннего сгорания, что используются на современных автомобилях, для своего нормального функционирования нуждаются в охлаждении. Сейчас в таких целях используется система принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Такая жидкость во время работы двигателя будет нагреваться до высоких температур — 100 и больше градусов, поэтому обычная вода для этого не подойдет.

В качестве охлаждающего вещества в современных моделях транспортных средств используется антифриз …

Что такое антифриз?

Антифриз – вещество, что используется в системе охлаждения транспортных средств, отличается высокой температурой кипения и низкой температурой замерзания. Сейчас бывает трех основных цветов — красный, зеленый и синий.

Основой такого состава является гликольно-водная смесь, которая определяет свойство антифриза не замерзать при отрицательных температурах. Среди отечественных производителей наиболее распространенной является продукция на основе этиленгликоля. Однако водный раствор такого вещества достаточно агрессивен по отношению к некоторым материалам охладительной системы авто.

Чтобы предотвратить повреждение деталей, в состав такого вещества также входят различные присадки: противокоррозионные, стабилизирующие, антивспенивающие.

Распространенная поломка системы охлаждения

Наиболее часто встречающейся поломкой охладительной системы автомобиля является снижение уровня антифриза. Признаками такой проблемы являются:

Выход большого количества пара из-под капота;
Белый дым, что выходит из глушителя машины;
Печка снижает температуру воздуха в салоне, а не повышает ее;
Приборная панель сигнализирует о перегреве двигателя;
Термометр в машине достиг своего максимального значения.
Иногда одновременно появляется даже несколько признаков, в таком случае автомобиль нужно сразу же заглушить и обеспечить ему техническое обслуживание на СТО.

Почему снижается уровень антифриза?

Снижение уровня антифриза в бачке охлаждающей жидкости – достаточно распространенное в наше время явление. Происходить это может по нескольким причинам:

В холодный период года охлаждающее вещество имеет свойство уменьшаться в объеме. Поэтому зимой доливать такое вещество следует чаще, чем в другое время.

Жидкость проходит в трещины и щели бачка или его крышки. Обнаружить такое проблемы бывает достаточно сложно, ведь трещины по внешнему виду могут напоминать обычные царапины. Тем не менее, для незначительного ухода антифриза из бачка этого может быть достаточно.

Разгерметизация различных соединений охладительной системы или повреждения ее трубок и шлагов. Также протечка встречается и с прокладкой термостата.
Различные поломки радиатора также могут стать причиной снижения уровня охладительной жидкости.

Еще одной причиной ухода антифриза из системы транспортного средства является его испарение. В состав любой охлаждающей жидкости входит вода, которая, даже несмотря на герметичность системы охлаждения, понемногу испаряется из нее. Специалисты отмечают, что снижения уровня жидкости в такой автомобильной системе примерна на 200 грамм между двумя соседними плановыми техническими обслуживаниями является нормой.

Таким образом, даже при отсутствии каких-либо повреждений антифриз понемногу испаряется из системы охлаждения автомобиля, хотя и это происходит в совсем незначительных объемах.

Если же охладительное вещество уходит достаточно быстро, причина кроется не в испарении, а в какой-то другой проблеме, поэтому следует сразу же отправляться на СТО за профессиональной помощью.

Как самостоятельно определить проблему?

Если нет возможности воспользоваться услугами автосервиса при «уходе» антифриза, определить причину такой проблемы можно попытаться и самостоятельно.

В первую очередь следует при неработающем двигателе проверить масло – вынуть щуп и тщательно осмотреть его на предмет наличия следов какой-то другой жидкости, кроме масла.

После этого следует завести двигатель и оставить его работать до срабатывания вентилятора. При этом необходимо следить за охлаждающей системой – не появятся ли где-то капли жидкости, особенно в местах стыков и шлангах. С небольшой вероятностью проблема может заключаться и в радиаторе, но определить это самостоятельно очень сложно.

Также нелишним будет проверить плотность закрытия бачка. Обычно в таком случае будет заметен светлый пар, выходящий из-под капота, а на бачке останутся характерные следы испарения жидкости.

Еще одной причиной, из-за которой будет происходить очень быстрая утечка охладительной жидкости из системы – поломка головки блока цилиндров. Понятно, что такую неисправность определить и устранить самостоятельно не получиться.

Может ли антифриз испаряться: сам по себе из расширительного бачка?

В предыдущей статье про замену охлаждающей жидкости (через какой пробег), можете посмотреть ее здесь. Под видео, мне задали такой вопрос – «у меня периодически падает уровень антифриза в расширительном бачке, причем ничего нигде не течет, все исправно (проверяли на СТО). Но периодически я добавляю антифриз до уровня?» Это нормально или нет? Может ли он испаряться? Как это происходит, ведь система вроде бы герметична? Это очень частые вопросы, которые вводят особенно новичков в ступор, ведь если жидкость упадет ниже определенного уровня, тут и перегреть мотор можно. Сегодня я раскрою эти вопросы, ну и конечно же видео версия внизу …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Состав антифриза (ТОСОЛА)
  • Закрытый расширительный бачок
  • Разные двигатели
  • Разные жидкости
  • Как правильно добавлять антифриз?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

В самом начале мне хочется сказать — что у меня есть уже статья, про поломки в системе охлаждения, когда антифриз не испаряется, а уходит! Скажем через патрубки, соединения, шланги, радиаторы и т.д. Почитайте ее перед этим материалом, возможно у вас есть утечки. Сегодня же мы будем говорить именно об испарении, и на каких автомобилях это актуально

Состав антифриза (ТОСОЛА)

Я уже про это писал много раз, но здесь стоит повторить для понимания:

Самый большой компонент это дистиллированная вода, затем идет этиленгликоль или пропиленгликоль (в современных охлаждающих жидкостях может быть и глицерин) + присадки и красители (их меньше всего)

Как мы с вами понимаем, что основной компонент это вода, а как мы знаем из физики, она банально испаряется. Утром была лужа (солнце посветило), через пару часов лужи нет

Так и из антифриза, вода может испаряться, соответственно уровень падает, причем, чем жарче и суше погода, тем больше уходит уровень. Никаких чудес просто физика

НО это если оставить антифриз открытым, скажем на солнце.

Закрытый расширительный бачок

Еще один не понятный вопрос — как антифриз испаряется, ведь расширительный бачок – закрыт? Нет, конечно до системы охлаждения есть доступ, есть специальная крышка. Но мы же ее не откручиваем когда ездим?

И тут все достаточно просто. Зачастую крышка, имеет два клапана – низкого и высокого давления.

Когда машина прогревается, то охлаждающая жидкость также разогревается, объем ее растет. Чтобы систему не разорвало, производители делают клапан высокого давления (обычно он встроен в крышку), при показателях скажем в 1,1 – 1,4 АТМ (у различных производителей по-разному), он открывается и сбрасывает излишнее давление. Система приходит в стабильность

Именно с этим «открытием» — выходит часть воды. Пусть небольшая, но крышка может открываться помногу раз.

Конечно затем, скажем ночью, когда мотор остынет, давление в системе также начинает падать, причем теперь в другую сторону, оно становится крайне низким, шланги начинают сужаться. Опять же чтобы не получить повреждения, крышка-клапан открывается, только уже начинает подсасывать воздух из окружающей среды.

Кстати если он влажный, то уровень антифриза в охлаждающей системе, может даже расти.

Разные двигатели

Также мне хочется рассказать про различные моторы, не у всех автомобилей охлаждение одинаково, это зависит от некоторых параметров:

  • От материала блока. У кого-то используется чугун, у кого-то алюминий. Все это будет сильно влиять на охлаждение мотора и испарения антифриза. Например, алюминиевый блок прогревается быстрее, давление в системе из-за этого может быть и 1,1 и 1,4 АТМ, чаще открывается клапан высокого давления. У чугунного блока, прогрев медленнее, параметры могут быть 0,9 – 1,0 АТМ, в идеале он медленнее теряет жидкость
Читайте также  Сколько свечей зажигания в автомобиле?

  • Система каналов.Также сильно зависит, как будет прогреваться мотор, сколько температуры он отводит.
  • Количество антифриза. У кого-то оно больше, у кого-то меньше. Чем меньше, тем больше прогрев, больше давление и открытий клапана
  • Радиаторы. Опять же современные имеют малый объем, они не так эффективно рассеивают тепло.
  • Термостат.Есть так называемые холодные и горячие. У них различное открытие, горячие «ждут» пока температура прогреется для больших показателей, чем холодные. От этого также зависит испарение антифриза, хотя и косвенно

Так что нельзя сравнивать различные автомобили, например у одного испаряется больше, у другого вообще не падает уровень, нужно смотреть на устройство конкретного варианта

Разные жидкости

Сейчас это указывают многие производители. Дело в том, что охлаждающие жидкости не стоят на месте, а развиваются. Если это применить к VOLKSWAGEN эволюция шла от G11 до G13.

Так вот, есть информация, что более совершенные антифризы испаряются меньше, ибо в них добавлены специальные присадки. Кстати они и кипят при более высоких температурах.

Так что если у вас залит G11, ну или наш ТОСОЛ, есть большая вероятность что уходить они будут больше, чем фиолетовый G13.

Как правильно добавлять антифриз?

Если уровень у вас упал, то его нужно восполнить. И вроде бы элементарный вопрос – купил такой же и налил. Но многие начинают из этого делать трагедию и пишут — что нельзя наливать антифриз, а нужно лить только дистиллированную воду! НО так ли это?

Я бы лить дистиллированную воду не стал бы!

  • Если у вас жаркая страна, тогда разбавлять водой можно. Но вот если у вас холодная страна, вы понижаете нижний порог. Банально он у вас замерзнет в – 20, -25 градусов. А вот если добавите такой же антифриз, просто порог замерзания останется на этом же уровне
  • Вы понижаете и верхний порог. Многие готовые антифризы, при атмосферном давлении могут кипеть при + 105, +110 градусах. Когда добавите воду, эти значения упадут
  • Снижаете защитные свойства присадок. Таким образом, будет быстрее разрушаться система охлаждения (включая помпы, термостаты и т.д.)
  • Смазка. Как ни крути, антифриз немного маслянистый, таким образом, пусть немного, но смазывает помпу, термостат и другие части системы. Если разбавляете водой, эти свойства банально упадут

Так что лейте туже марку антифриза, что вам указывает производитель, ну или ту который вы сами заливали при замене.

Сейчас видео версия, смотрим

НА этом заканчиваю, думаю, мои материалы вам понравились. Переходите и читайте другие на моем сайте, а я заканчиваю искренне ваш АВТОБЛОГГЕР

(4 голосов, средний: 5,00 из 5)

Испаряется ли антифриз из системы охлаждения автомобиля?

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

  • Список форумов AUTOLADA.RU
  • «Десятое» семейство (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) и LADA PRIORA
  • 1
  • 2
  • >

Вобщем такого в классике у меня не было 🙁

А тут, на 2112 частенько подливаю ОЖ — куды она девается, если некуда не вытекает?
Вообще-то мне уже говорили, что на «десятках» повышенная испаряемость ОЖ — неверил теперь убедился
Как бороться с этим?
Что доливать? ОЖ или воду?

Я за 45 тыков долил максимум 200мл и то сразу после покупки 😀

Вообще если делать все по уму, то нужно сначало мерить плотность тосола в бачке, а потом уже доливать воду или тосол. При повышенной плотности двигатель будет намного дольше прогреваться.

. При повышенной плотности двигатель будет намного дольше прогреваться.

И замерзать будет раньше 🙂

Мне говорили, чтто это есть некоторая болезнь именно 16кл 1500 движков. Вроде как на 16кл 1600 такого нет. Знаю еще 4-х владельцев таких же машин, у которых исчезает тосол.
Недаром ведь, Тосол-Синтез разработал тосол с меньшей испаряемостью (желтый треугольник на канистре)

При отсутствии утечек за год уровень не снизился.

+1.
Добавлю, что из герметичной системы, которая находится под давлением тосол никуда испариться не может. Единственное место испарения — это клапан крышки расширительного бачка. Но этот клапан стоит для аварийного сброса давления, и постоянно он его не стравливает.

А мест утечек может быть множество. Самое скрытное это прокладка головы.

А мест утечек может быть множество. Самое скрытное это прокладка головы.

Протянуть ее что ли? (но уже весной). Кстати, подливаю при холодах 1 раз в неделю — летом — 1 раз в месяц

Прошлой зимой, когда были сильные морозы, ввсе места соединений были влажными, везде просачивался тосол, за зиму(тысяч 8 пробега)

доливал 3 литра(раз 6 по полбанки)

летом 1 раз, грамм 500, все соединения нормально, но постоянные пробки..испаряется как я понимаю

этой зимой 1 раз грамм 500 долил

но постоянные пробки..испаряется как я понимаю

Голову не снимали. Пара на выхлопе нет.
Посмотрю еще раз с присрастием.

Но вопрос остается:

— Если испаряется, то доливать Тосол или воду?

А какое соотношение пропорции тосола к воде?
И еще, у меня остался лукойловский антифриз от старой машины, можно его подливать если что?

По первому вопросу —

По второму — ответ производителя:

По первому вопросу —

Это по тонкой красной линии ориентироватся?
Тосол у нас считается за этиленгликоль?

Поэтому при переходе с охлаждающей жидкости одного производителя на другого следует полностью слить старую ОЖ и промыть систему подготовленной водой.>

У меня помоему вообще разношерстная жидкость залита..еще когда в начале эксплуатации тройник пластиковый лопнул, долили туда тосола, хз какого, потом еще пару раз доливал а40м, так что хз что там..

А любой тосол надо разбавлять, если ненаписано что концентрат?

«Выбирать нужно по цвету», «менять только при снижении уровня», «летом можно заправлять водой». Десять мифов про антифризы

Сейчас образцы антифризов, приобретенные в рамках расследования, проходят исследование в лаборатории. По предварительным данным, в двух банках уже обнаружено запрещенное вещество — метанол. Хороший вопрос, как такой товар оказался на прилавках торговых центров и гипермаркетов. В будущих публикациях мы к этому моменту обязательно вернемся, а пока вспомним десять заблуждений об антифризах.

Миф первый. Выбирать нужно по цвету

Самое распространенное мнение, будто при выборе антифриза следует ориентироваться на цвет готовой жидкости или концентрата. Большинство продавцов на рынке или в специализированном торговом центре первым делом спрашивают: «Красный? Тогда могу предложить следующих производителей. » В этом корреспонденты Onliner убедились сами во время закупок контрольных образцов.

Эксперты устали переубеждать, что на цвет охлаждающей жидкости можно не обращать никакого внимания. В очередной раз повторяем: краситель нужен исключительно для идентификации утечек в системе охлаждения. Производители антифриза давно не маркируют формулу продукта с помощью цвета. Более того, некоторые предупреждают, что со временем краситель может деградировать и это нормально.

Откуда пошло такое заблуждение? У начальника отдела технического развития компании «Шате-М Плюс» (выступает партнером расследования) Евгения Рязанова есть такое объяснение: «Компания Volkswagen, у которой многие производители и позаимствовали уже привычные обозначения, действительно разделяла свои продукты с помощью цвета. Жидкость, маркируемая как G11, была синей, G12 — красной, G13 — лиловой. Для антифризов других производителей это не актуально».

Миф второй. Главная задача — не замерзать при минусовых температурах

Если буквально перевести слово «антифриз», то получится «против замерзания» (от греч. «против» и англ. «замерзать»). Исходя из этого можно решить, будто главная и единственная задача охлаждающей жидкости — не замерзать при температурах ниже нуля. Отчасти это так, но есть нюансы.

Читайте также  Что такое ионизатор воздуха в автомобиле?

— На самом деле важнейшая роль охлаждающей жидкости — регулировать температуру в системе и не допускать перегрева двигателя, — говорят специалисты. — Около трети энергии, полученной в результате сгорания топлива, рассеивается через радиатор.

О том, в каких условиях приходится работать антифризу, говорит следующий факт: температура деталей в поршневой группе может достигать +350 градусов по Цельсию.

Конечно, охлаждающая жидкость не должна замерзать, но это третья по приоритету задача — после регулирования температуры в двигателе и предотвращения коррозии в системе охлаждения.

Миф третий. Доливать нужно концентрат/антифриз, а не воду

Во время экспресс-теста на парковке обнаружился занимательный факт: характеристики охлаждающей жидкости во многих автомобилях были чрезмерны для наших климатических условий. Антифриз был рассчитан на –50 и даже ниже.

— Это может быть связано с тем, что автомобилисты при снижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доливают антифриз или даже концентрат, — предполагают эксперты. — В действительности же если в системе охлаждения не было утечек, достаточно пополнить уровень с помощью дистиллированной или деминерализованной воды. Ведь испаряется не антифриз, а вода.

Миф четвертый. Если уровень в норме, то менять не нужно

Сейчас на рынке широко предлагаются т. н. longlife-антифризы. Производители утверждают, что их можно менять раз в пять лет или после 250 тысяч километров пробега. Маркетинговый ли это ход или жидкость действительно столь долговечная? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Вызывают огонь на себя: 13 вопросов об антифризах

О чем говорит цвет ОЖ?

Ни о чем. Все охлаждающие жидкости изначально бесцветны! Никакого отношения к химическому составу цвет не имеет. Поэтому жидкости одного цвета могут отличаться друг от друга по составу, а разноцветные — быть одинаковыми. В отдельных случаях производитель специально придает жидкости тот или иной оттенок по заказу конкретного автопроизводителя, но это исключительно по указке маркетологов. Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации; это зависит от стойкости красителя и не означает, что антифриз пора менять. Вот если в нем появляются продукты коррозии в виде ржавой мути — записывайтесь в автосервис.

Существуют ли в России нормативные документы на ОЖ?

Единственный регламентирующий документ — ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие». Ему уже почти четверть века, хотя подобные бумаги должны обновляться минимум раз в десять лет. Документ распространяется только на жидкости, изготовленные на основе этиленгликоля, — поэтому производитель, который решит выпускать антифриз на иной основе, может его игнорировать. На практике производители используют свои технические условия (ТУ), занося в них только заведомо беспроигрышную информацию. Потому-то на прилавках порой и появляются ОЖ, замерзающие уже при —25 °C и закипающие раньше чайника на плите. Подробности — в разделе про глицериновые жидкости.

Что и с чем можно смешивать?

В идеале надо использовать такой же (оригинальный) антифриз, что был залит на автозаводе. Но кто же знает, что там залили? И реально ли купить точно такой же? Поэтому попытайтесь выяснить хотя бы тип применяемой ОЖ. В этом может помочь сайт автопроизводителя. Но, скорее всего, удастся найти только кодированные обозначения. Чтобы их расшифровать, воспользуйтесь таблицей (см. выше) со спецификациями некоторых автомобильных компаний.

Любопытно, что российские автомобильные компании АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и ЯМЗ пока не делают различий между типами антифризов. У них есть перечни одобренных ОЖ, которые успешно прошли заводские испытания, — там вперемежку и карбоксилатные, и гибридные, и традиционные жидкости. Японские и корейские производители продвигают собственные ОЖ, которые, как правило, имеют названия, идентичные марке автомобиля (Toyota, Nissan, Honda). В основном это карбоксилатные или лобридные антифризы. Поскольку на российском рынке такие антифризы представлены слабо, сервисмены обычно подбирают им замену — как правило, из числа хороших карбоксилатных. Китайские автомобильные компании, по нашим сведениям, вообще не предъявляют каких-либо требований к ОЖ.

Если тип рекомендованной для вашего автомобиля ОЖ выяснить не удалось, используйте на замену антифриз карбоксилатного типа как наиболее универсальный. Разумеется, после слива старой жидкости систему охлаждения надо тщательно промыть.

Что использовать на доливку?

А вот воду, напротив, доливайте смело! Если речь идет о восполнении небольшого объема, 100–200 мл, то можно долить в бачок дистиллированную или просто фильтрованную воду. Баланс присадок при этом заведомо не нарушится, а температура замерзания восстановится, поскольку мы фактически замещаем воду, испарившуюся из антифриза при возникновении в системе избыточного давления.

Если доливать предстоит более 200 мл, то используйте антифриз того же типа, что уже был залит в автомобиле. Иными словами, в карбоксилатный антифриз следует доливать карбоксилатный, в гибридный — гибридный и т. п. На крайний случай универсальным средством можно считать карбоксилатную ОЖ.

Смешивать антифризы разных типов запрещается — такого принципа придерживаются ведущие автомобильные компании. Перечень антифризов, сгруппированных по типам, приведен в таблице. В случае утечки ОЖ, когда доливать надо более трети всего объема, лучше заменить антифриз целиком.

Можно ли выпариванием получить более низкотемпературное зелье?

Честно говоря, трудно представить человека, который будет выпаривать ОЖ, чтобы понизить температуру замерзания.

Хотя это возможно: при кипении из антифриза испаряется вода, а значит, повышается концентрация этиленгликоля. Однако когда его концентрация превысит 65%, температура замерзания ОЖ начнет повышаться.

Кто и зачем придумал глицериновые ОЖ?

Этиленгликоль — жидкость недешевая. А глицерин — побочный продукт производства биодизельного топлива и стоит копейки. Вдобавок для человека практически безвреден. Однако антифриз на основе глицерина при отрицательных температурах становится вязким. Жидкость не циркулирует с необходимой скоростью в системе охлаждения, в результате мотор может перегреться.

Другая неприятная особенность таких антифризов — повышенная коррозионная активность: уже после 10 000 км пробега ОЖ начинает разъедать элементы системы охлаждения.

Чтобы антифриз не замерзал при —25 °C, изготовители добавляют метанол, который существенно снижает температуру замерзания. Но метанол — низкокипящая жидкость (Ткип = 64,5 °C), к тому же легковоспламеняющаяся (Твспышки = 11 °C). Поэтому при более высоких температурах он начинает активно испаряться, порождая воздушные пробки и снижая температуру кипения ОЖ, что вызывает кавитацию на гильзах и разрушение водяного насоса. И даже повышает риск воспламенения ОЖ в автомобиле.

Кроме того, метанол является сильнейшим растворителем и в нагретом виде портит алюминиевые, резиновые и полимерные детали, с которыми контактирует.

Промывать или нет?

Самый простой способ промывки — залить в систему охлаждения чистую воду и «погонять» двигатель 10–15 минут на минимальных холостых. Но лучше в промывочную воду добавить приблизительно 20% нового антифриза (или 10% концентрата).

Если система охлаждения была сильно загрязнена, о чем можно судить по состоянию слитой промывочной жидкости, то промывку лучше повторить. Само собой, не стоит заливать холодную жидкость в горячий двигатель, чтобы тот не повторил судьбу треснувшего Царь-колокола. Двигателю надо дать остывать в течение нескольких минут.

Каков реальный срок службы ОЖ?

Этот срок определяет производитель автомобиля, а не антифриза. Руководствуется он собственными соображениями, зачастую чисто коммерческими. Например, антифризу Havoline XLC компании GM и VW дают «пожизненный срок» (fill for life), Ford дает десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz — пять лет, АВТОВАЗ — 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять ОЖ каждые четыре года, Daimler — раз в пятнадцать лет, General Motors, Mazda и Renault в отдельных случаях говорят, что смена не нужна в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Подчеркнем, что речь идет только об ОЖ, одобренных этими компаниями.

Читайте также  Ретардер что это такое в автомобиле?

Можно ли заливать в старую машину современную ОЖ?

В древнюю машину вполне можно заливать современную ОЖ. Но тут вновь встает вопрос смешения, если неизвестно, что было залито ранее и в каком оно пребывает состоянии. Поэтому лучше слить старую ОЖ, промыть систему и залить новую. В любом случае при выборе ОЖ необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, указанными в сервисной книжке автомобиля.

Подделка или не подделка?

Общей рекомендации, к сожалению, нет. Это только в старых фильмах у отрицательных персонажей омерзительные физиономии — а в жизни они умело притворяются. Поэтому лучшее, что может сделать покупатель, — оценить правдивость информации на этикетке, усеянной ссылками на Audi, Ford, BMW и другие компании. Но единственное, что заслуживает внимания, — наличие утвержденных допусков: об этом говорит термин approved.

Проверить наличие такого допуска очень просто: достаточно зайти на официальный сайт автопроизводителя и ознакомиться со списком фирм, получивших его официальное одобрение.

АНТИФРИЗЫ И ТОСОЛЫ

В стародавние времена в радиаторы автомобилей заливали воду. В мороз ее разбавляли этиленгликолем, дабы избежать замерзания. Такая смесь превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда, которая не угрожала разорвать блок цилиндров и радиатор. Фактически это и был первый антифриз (в переводе: «против мороза», «незамерзающий»).

Однако вскоре выявились проблемы, связанные с высокой коррозионной активностью этиленгликоля. Циркулируя по системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока. Поэтому в институте ГосНИИОХТ создали ОЖ оригинального состава — присадки образовывали на металлических поверхностях слой, защищающий детали от воздействия этиленгликоля.

Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился ТОСОЛ — именно эту жидкость начали заливать в появившиеся вскоре автомобили Жигули. Название из аббревиатуры (ТОСОЛ) потихоньку превратилось в имя нарицательное (тосол). А поскольку Жигули в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и тосол попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Тогда же в головах сформировался стереотип: мол, тосол — это жидкость, пригодная только для Жигулей.

Уходит куда-то антифриз. В чем проблема давайте разберемся

Не секрет, что для продуктивной работы силового агрегата необходимо обеспечить ему постоянное охлаждение. Специально для этих целей на современных транспортных средствах устанавливается двухконтурная система циркуляции жидкости охлаждения. Поскольку работа мотора всегда характеризуется большим количеством выделения тепловой энергии, охлаждающая жидкость нагревается до более чем стоградусной температуры, по этой причине применение обыкновенной воды в системе охлаждения силового агрегата абсолютно не пригодно. Поэтому в качестве основной жидкости для охлаждения двигателя сегодня широко применяется антифриз.

Антифриз и его характеристики

Итак, понятием «антифриз» называют охлаждающую силовой агрегат жидкость, которая имеет повышенную температуру кипения и практически не замерзает. Различают три основных цвета антифриза – красный, синий и зеленый. Менее распространен, но все же встречается антифриз оранжевого, желтого и фиолетового цветов.

В основе этой охлаждающей жидкости лежит водно-гликольная смесь, позволяющая антифризу сохранять свое агрегатное состояние при низких температурах.

В основе большинства, производимых у нас антифризов, лежит этиленгликоль, поэтому такой состав «охлаждайки» негативно отражается на состоянии всей системы, и чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону, в антифриз дополнительно добавляют различные присадки, которые обладают антикоррозионными, противовспенивающими и очищающими свойствами. Однако с ними стоит обходиться осторожно, поскольку вместо ожидаемой пользы можно получить непоправимый вред в виде полного выхода из строя всей системы охлаждения.

Одна из самых популярных неисправностей системы охлаждения

Почему система охлаждения двигателя работает некорректно? В большинстве случаев, причиной этому является низкий уровень рабочей жидкости. Определить это можно по следующим признакам:

— выхлопные газы имеют белый окрас;

— двигатель начинает дымить;

— не работает или плохо работает печка;

— на панели приборов горит сигнал, оповещающий о перегреве силового агрегата;

— повышена температура и давление масла.

Стоит отметить, что зачастую все описанные выше признаки проявляются одновременно, поэтому не стоит эксплуатировать мотор на неприемлемом для него режиме работы, а лучше сразу заглушить его и заняться диагностическими мероприятиями с последующим ремонтом системы охлаждения.

Почему охлаждающую жидкость необходимо все время доливать?

К сожалению, эта проблема сегодня носит массовый характер, и среди факторов, влияющих на уровень антифриза в системе охлаждения можно выделить следующие:

  1. При минусовых температурах антифриз теряет часть своего объема. Именно поэтому рекомендовано постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости зимой, и доливать ее в случае необходимости.
  1. Возможно, на бачке появились трещины, через которые протекает антифриз. Кстати, выявить подобные повреждения практически невозможно, поскольку своим внешним видом они больше похожи на обыкновенные царапины. Но все же, для того чтобы охлаждающая жидкость покинула пределы расширительного бачка достаточно одной незначительной трещины, которую невозможно определить при визуальном осмотре.
  1. Наличие течей в системе, в результате чего она потеряла свою герметичность. Часто причина кроется в повреждении патрубков и соединительных шлангов системы, поэтому без полной ревизии трубопроводов здесь не обойтись. Может быть и так, что повреждена прокладка термостата, либо в радиаторе образовалась течь.
  1. Поскольку основной составляющей антифриза является вода, которая имеет свойства испаряться, соответственно объем охлаждающей жидкости в системе уменьшается. Необходимо дополнить, что потери антифриза в пределах двухсот грамм между регламентными сроками его замены принято считать нормой.

Как видно, для уменьшения уровня охлаждающей жидкости вовсе не обязательно наличие течей в системе. Небольшой объем жидкости, попросту может испариться из системы, хотя она и является полностью герметичной.

Однако, если уровень тосола стремительно падает, и самостоятельно не получается выявить причину этого, не стоит грешить на его испарение, а отправиться в ближайший пункт технического сервиса автомобилей.

Самостоятельная диагностика неисправности

Бывает, что не всегда получается обратиться на СТО для диагностики охлаждающей системы и последующего ремонта, поэтому необходимо знать основные признаки ее неисправностей.

Не запуская силовой агрегат, проверяем состояние находящегося в нем масла. Для этого необходимо достать масляный щуп и внимательно его осмотреть. В норме на нем не должно быть никаких следов наличия посторонней жидкости, кроме моторной смазки.

На следующем этапе проверки запускаем мотор, и ждем, пока вентилятор включится в работу. Тем временем продолжаем контролировать состояние системы охлаждения, особенно следует обратить внимание на стыки магистральных шлангов, обычно в этих местах чаще всего образовываются течи жидкости. Возможно, что потек радиатор, но найти место протечки на нем самостоятельно вряд ли удастся.

Переходим к проверке герметичности бачка. Очень часто его крышка прилегает неплотно, из-за чего жидкость покидает его пределы. При этом замечается появление пара из-под капота, а на бачке и в месте его расположения отчетливо определяются следы испарения антифриза.

Различные неисправности, в результате которых нарушается герметичность головки блока цилиндров, также являются причиной утечки большого количества охлаждающей жидкости. Естественно, что сделать здесь самостоятельно вряд ли что-то получится, поэтому идеальным решением проблемы станет посещение ближайшей СТО.

Пожалуй, к самым простым способам проверки утечки антифриза относится следующий: достаточно на ночь положить в подкапотное пространство лист плотного картона, который и соберет антифриз на своей плоскости в случае его утечки.

И, напоследок, не стоит забывать, что антифриз постоянно испаряется из системы, поэтому периодический контроль его уровня с последующей доливкой, должен стать вынужденной необходимостью для каждого автовладельца.