Дмрв что это в автомобиле?

ДМРВ: что это такое

Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.

Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.

Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление.

Для чего нужен ДМРВ

На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра

Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.

Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.

Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar

Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:

  • Первые датчики (расходомеры воздуха) базировались на принципе изменения сопротивления резистора под воздействием изгибаемой пластины. Пластинка-лопаточка закрепляется в корпусе расходомера и под потоком воздуха изгибается – чем мощнее поток, тем больше изгиб. Меняющееся сопротивление резистора при этом сигнализирует блоку управления автомобиля о количестве поступающего воздуха в двигатель.
  • Самые распространенные сегодня расходомеры базируются на работе термоанемометрических измерителей. В корпусе датчика встроены две тонкие платиновые нити: одна рабочая, а вторая – контрольная. Обе нити нагреваются током и имеют одинаковую температуру. Рабочая нить обдувается потоком воздуха и для поддержания температуры на ней, равной температуре на контрольной нити, автоматика увеличивает проходящий через рабочую нить ток. Разность показателей проходящего через рабочую нить тока определяет количество воздуха, всасываемого двигателем.
  • В расходомерах воздуха нового поколения в качестве измерителей используют кремневые пластинки с напылением платиновым покрытием.

Читайте также: Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд , для чего он нужен и какие функции выполняет.

Признаки неисправности ДМРВ

Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ

Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.

Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:

  • трудно запустить двигатель;
  • загорелся сигнал «Check engine»;
  • увеличился расход бензина;
  • ухудшилась динамика набора скорости;
  • обороты в режиме холостого хода плавают.

Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный блок управления) и как он обрабатывает данные от ДМРВ и других датчиков.

Как проверить ДМРВ

Отключение датчика массового расхода воздуха

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.

  • На работающем двигателе отключить колодку с проводами от датчика. ЭБУ будет питать двигатель по показаниям, исходящим от датчика дросселя. Обороты мотора вырастут. Затем нужно осуществить тест-драйв– улучшение работы силового агрегата укажет на неисправность ДМРВ.
  • С помощью вольтметра проверить напряжение между проводами «сигнал датчика» и «масса». При включенном зажигании (двигатель не работает) напряжение на вольтметре должно быть в пределах 0,9-1,4 вольта. Повышенное напряжение свидетельствует о проблемном датчике.
  • Можно попытаться почистить внутренности датчика от грязи, применив для этой цели аэрозоль, с помощью которого промывают карбюратор.

Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.

Видео о ДМРВ

  • Читайте также: Что такое Интеркулер и как он влияет на поступающий воздух.

    Как поменять датчик самостоятельно

    Установить новый расходомер на место старого можно самостоятельно. Для это нужно:

    • отключить зажигание;
    • отсоединить от датчика колодку с проводами;
    • отсоединить впускной патрубок, идущий от воздушного фильтра, предварительно ослабив отверткой крепежный хомут;
    • ключом на 10 открутить два болта крепления устройства к корпусу фильтра;
    • извлечь датчик;
    • проверить плотность прилегания уплотнительного кольца в посадочном месте расходомера;
    • установить новый прибор и закрепить его на фильтре;
    • надеть патрубок на корпус датчика и затянуть хомут.

    На последнем этапе ремонта проверяется работа двигателя в различных режимах.

    АвтоСтронг-М › Блог › Всё, что вы хотели узнать о датчиках массового расхода воздуха

    Для чего мотору этот датчик? В нем нуждается электронный блок управления – ему требуется информация о количестве впрыскиваемого топлива. ДМРВ устанавливается как на бензиновые, так и на дизельные моторы. Но на дизельных двигателях датчик нужен в первую очередь для правильного расчета объема подачи циркулирующих отработавших газов. А в бензиновых моторах датчик необходим для образования стехиометрической смеси.

    Подробно мы рассказали в статье и видео:

    Нужен б/у ДМРВ? Выбирайте его в каталоге «АвтоСтронг-М»: подберем, доставим по Беларуси, России, Казахстану.

    Что такое ДАД?
    ДАД – это датчики абсолютного давления, которые также применяются для измерения расхода воздуха. Они установлены во впускном коллекторе и обычно используются вместе с датчиком температуры воздуха. Без ДМРВ датчики абсолютного давления используются в бензиновых моторах, а благодаря их расположению рядом со впускными клапанами отклики на газ резвые.
    ДАД используются с ДМРВ на двигателях с турбонаддувом. Их легко почистить, сложностей с датчиками не возникает.

    Понадобился датчик абсолютного давления? Выбирайте датчик для 51-й модели авто в каталоге запчастей «АвтоСтронг-М».

    Какие бывают типы расходомеров?
    Выпускается два вида датчиков:

    • с нитью;
    • с пленочным чувствительным элементом.

    Их принцип работы схож: они контролируют объем проходящего воздуха с помощью нагреваемого элемента.
    В датчиках с нитью используется тонкая проволока из платины. Она нагревается током и охлаждается воздухом. При охлаждении температура поддерживается электрическим током: для этого растет значение напряжения. Электронный блок управления сопоставляет Вольты с объемом кислорода, который попадает в камеры.

    Кроме датчиков с нитью, используются пленочные, или термоанемометрические. Они точнее, так как оборудованы датчиком температуры воздуха. Их конструкция – это два терморезистора и расположенный между ними нагревательный резистор.

    Принцип работы пленочного датчика простой: поток воздуха, проходящий вдоль терморезисторов, приводит к охлаждению первого терморезистора. Воздух немного нагревается, разница температур и электрического сопротивления фиксируется, и таким образом мотор получает информацию об объеме проходящего воздуха.

    Разбираемся, чем хороши и чем плохи эти два типа ДМРВ
    Датчик с нитью более простой, но его точность – невысокая. Стандартам Euro-3 и Euro-4 датчик не соответствует, зато из-за своей простоты с ним резко возникают проблемы, он даже не загрязняется.
    Пленочные ДМРВ, в отличие от датчиков с нитью, хорошо измеряют и обратный поток воздуха. Но если на них попадает сажа, масло и грязь, из-за чего он может работать некорректно. На датчиках с нитью вся грязь сгорает при нагреве нити до пяти сотен градусов.

    Что сигнализирует о неисправностях ДМРВ?
    К сожалению, загрязнение пленочного ДМРВ – это серьезная проблема: датчик нельзя почистить, он предоставляет неправильные данные. Результат – блок управления требует неверное количество топлива, из-за чего вся работа мотора становится неправильной, вплоть до того, что двигатель не заводится.

    Как узнать, в каком состоянии ДМРВ?
    Как мы уже писали, ДМРВ с нитью – простая и беспроблемная, причем нить легко чистится. Узнать о состоянии датчика можно, воспользовавшись мультиметром: напряжение должно не превышать 1,3 Вольта (нормальное значение – 1 Вольт). Для пленочного датчика при проверке мультиметром нужное значение напряжения – 1 Вольт, допустимая разбежка – всего 0,02 Вольта.

    Еще один способ проверки – измерить пиковое напряжение. На моторах с дроссельной заслонкой с троссовым приводом на холостом ходу моторе необходимо резко открыть дроссель. Если напряжение не подскочит до четырех вольт, то датчик неисправен. Но есть один минус: турбомоторы так не проверить.
    Двигатели с электронным дросселем можно проверить описанным способом, но придется узнать пиковое напряжение ДМРВ: оно может оказаться ниже четырех вольт. К тому же следует помнить, что дроссель открывается нажатием акселератора.

    Читайте также  Как защитить внутренние пороги автомобиля?

    Новые модели пленочных расходомеров нельзя проверить, измерив напряжение, так как в ЭБУ они подают цифровой частотный сигнал. Но узнать состояние датчиков можно встроенными средствами: они покажут возникшие ошибки.

    В каталоге «АвтоСтронг» вы закажете б/у ДМРВ: обращайтесь, подберем датчик на ваш двигатель!

    Что такое ДМРВ в машине?

    • Как расшифровывается ДМРВ?
    • За что отвечает ДМРВ и для чего он нужен?
    • Устройство датчика массового расхода воздуха
    • Как работает ДМРВ?
    • Виды ДМРВ
    • Признаки неисправности и последствия поломки расходомера

    Для корректной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо образование топливовоздушной смеси. От правильной пропорции ее компонентов зависит весь процесс сгорания топлива. За поступление воздуха в мотор отвечает датчик, о котором мы расскажем ниже.

    Как расшифровывается ДМРВ?

    Расшифровка аббревиатуры: датчик массового расхода воздуха. Это важный прибор, находящийся во впускном тракте между впуском силового агрегата и воздушным фильтром.

    За что отвечает ДМРВ и для чего он нужен?

    Основная задача датчика — информирование электронного блока управления о том, какое количество воздуха перемещается в камеру сгорания мотора. В отличие от карбюраторного мотора, где формирование рабочей смеси происходит в карбюраторе, инжекторный силовой агрегат производит ее в цилиндрах. В инжекторе всасывание воздушной массы происходит путём разряжения, а впрыск бензина — при помощи форсунок.

    Впрыск производится определенными дозами. Датчики передают информацию на электронный блок управления, который делит впрыск на порции. Доза горючего зависит от скорости вращения коленчатого вала, его положения и количества воздушной массы, которая перемещается в цилиндры. Прибор ДМРВ помогает электронике уравновесить топливную смесь, обеспечивая нормальную работу двигательной системы.

    Устройство датчика массового расхода воздуха

    Устройство ДМРВ предполагает наличие таких элементов:

    • корпус;
    • соединение;
    • горячий провод;
    • холодный провод;
    • экран.

    Воздушная смесь проникает в цилиндры по патрубку через фильтрующую систему. Датчик Maf монтирован в корпус фильтра и присоединен к патрубку. Все стыковки полностью герметичны, что делает невозможным проход воздуха, поэтому датчик безошибочно определяет объем чистой воздушной массы из фильтра. Информация об этом отправляется на ЭБУ.

    Основная деталь датчика — канал для прохода воздуха. Она сделана из пластика, внутри расположен тонкий (70 мкм) провод из платины. Когда двигатель начинает работать, происходит накаливание проводка — он нагревается до 100 градусов.

    Конструкция прибора проста. Объём прошедшего сквозь трубку воздуха определяется степенью нагрева платинового провода. Все расчеты производятся в ЭБУ. В конструкцию входят также резисторы — они нужны, чтобы поправлять и стабилизировать величину силы тока. Из-за присутствия в конструкции расходомера платиновой нити его почти невозможно отремонтировать. Этот фактор влияет и на его немаленькую цену — около 2 000 руб.

    Как работает ДМРВ?

    Когда включается двигатель, платиновый провод нагревается. Он размещен точно в середине выполненного из пластика канала и является плечом резисторного моста. Напряжение тока в цепи все время на одном уровне, поэтому температура неизменна. Водитель нажимает на педаль газа — происходит открытие заслонки дросселя, воздушная масса начинает поступать в топливную систему.

    Воздух остужает платиновую нить, ее сопротивление падает. Электроника берет данные изменения на заметку и увеличивает силу тока для нагрева проволоки до определенного значения. Когда температура стабилизируется, вся система приходит в состояние сбалансированности — соотношение температуры провода и его сопротивления благоприятно. Изменения проходящего по проводку тока находятся в диапазоне 500-1200 мкА. Калибровочный резистор пересылает сигнал ЭБУ, который в свою очередь определяет, сколько нужно смеси по топливной карте.

    Принцип работы датчика массового расхода воздуха можно рассмотреть на простом примере. Автомобиль выезжает на трассу и увеличивает скорость. Топливо поступает в большем объеме, а от объёма поступающего топлива зависит и необходимый объем воздушной массы. Чем больше топлива, тем больше нужно воздуха.

    Фильтр необходим для очистки воздуха от посторонних частиц. При сбросе скорости объём воздуха тоже должен снижаться, иначе двигатель остановится.

    Виды ДМРВ

    Работа первых расходомеров основывалась на принципе смены сопротивляемости резистора. Находящаяся в корпусе прибора пластина изгибалась под воздушным потоком. Все просто: чем больше воздуха, тем сильнее гнется пластина. Сопротивление резистора меняется, ЭБУ получает информацию об объеме воздушной массы.

    В популярных расходомерах используют 2 нити из платины — рабочий провод и контрольный провод. Они нагреваются до одинаковой температуры. Во время работы двигателя происходит обдувание рабочего провода воздухом. Чтобы температура нагрева была идентичной температуре контрольного провода, автоматическая система увеличивает на ней напряжение. Объем воздушной массы определяется разностью тока, проходящего через рабочий провод.

    В современных расходомерах применяют также кремневые пластины, на которые платина нанесена способом напыления. Эта пластина и есть измеритель.

    Признаки неисправности и последствия поломки расходомера

    Судить о неисправности прибора можно по следующим признакам:

    • машину трудно заводить;
    • горит «Check Engine»;
    • топливо расходуется в большем объеме;
    • динамика увеличения скоростного режима ухудшилась;
    • плавающие обороты на холостом ходу.

    Расходомеры обеспечивают образование качественной смеси. Если устройство перестанет работать корректно, мотор утратит мощность, ходовые характеристики уменьшатся. Если датчик полностью выйдет из строя, двигатель не заведется.

    Нужно периодически проводить диагностику воздушного фильтра. Именно от его состояния зависит качество работы датчика расхода воздуха. Не забывайте и про состояние поршневой системы. Если случится выброс рабочей смеси в дроссель, поломка расходомера неизбежна.

    ДМРВ, что это такое в автомобиле?

    Автомобиль представляет собой совокупность агрегатов и механизмов, каждый из которых снабжается специальными датчиками. Датчики передают всю необходимую информацию о работоспособности механизмов и агрегатов на главный блок управления, именно с него выполняется управление всеми основными системами автомобиля. Датчики выполняют контролирующую функцию, в разных системах они контролируют разные параметры (температуру, давление, положение заслонки, количество воздуха и т.д.).

    Особое внимание автомобилисты уделяют датчику ДМРВ. Это специальный датчик массового расхода воздуха, который предназначен для контроля подачи воздуха в двигатель автомобиля. Этот датчик используется на транспортных средствах, которые имеют специальную систему впрыска горючей смеси. Он работает в совокупности с другими датчиками (давления и температуры воздуха).

    1. Основные функции ДМРВ
    2. Устройство и разновидность ДМРВ
    3. Признаки, которые будут свидетельствовать о неисправности ДМРВ

    Основные функции ДМРВ

    Главная задача ДМРВ – это передача информации о количестве воздуха, которое поступает непосредственно в камеры цилиндров двигателя. Вся информация передается на центральный блок управления, а там она анализируется в совокупности с сигналами от других датчиков. Эта информация является очень важной для правильной работы инжекторного двигателя, потому что горючая смесь формируется непосредственно в самом цилиндре. Бензин впрыскивается форсунками, а воздух поступает достаточно разжиженным. Чтобы горючая смесь получалось надлежащего качества, необходима своевременная подача определенного количества воздуха.

    Процедура впрыскивания имеет определенные дозировки, все это регулируется за счет сигналов поступающих от датчиков, в том числе и от ДМВР. На количество вбрызгиваемого топлива в цилиндры будет оказывать влияние множество факторов (положение коленчатого вала и скорость его вращения, объема воздуха и положения дроссельной заслонки). Благодаря датчику ДМРВ происходит приготовление горючей смеси, он помогает сбалансировать смесь воздухом для оптимального воспламенения, а соответственно и стабильной работы двигателя внутреннего сгорания.

    Устройство и разновидность ДМРВ

    Для создания обогащенной горючей смеси воздух поступает в рабочие камеры сгорания по специальным патрубкам проходя через систему воздушной фильтрации. Вам датчик устанавливается в корпусе воздушного фильтра и соединяется при помощи специального патрубка. Соединение должно быть полностью герметичным, необходимо полностью исключить даже малейший подсос воздуха. Если соединение будет негерметичным, то датчик не сможет точно учитывать количество воздуха.

    Существует несколько разновидностей ДМРВ:

    • Самые первые датчики, которые начали устанавливаться в современных автомобилях, основаны на работе по принципу изменения резисторного сопротивления. Сопротивление меняется от силы воздействия специальной пластины. Она изгибается под силой проходящего потока воздуха. Чем сильнее поток воздуха, тем больше будет изгибаться пластина. Пластина будет подавать сигнал о количестве подаваемого воздуха;
    • После первых датчиков стали производить новые, принцип действия которых основан на термоанемометрических показателях. Внутри датчика устанавливаются две специальные нити из платины (контрольная и рабочая). Нити подключены к питанию и нагреваются до определенной температуры. Каждая нить нагревается одинаково. Рабочая нить обдувается проходящим потоком воздуха. Система автоматического учета анализирует показатели температур на рабочей и контрольной нити и на основании этих данных определяет объем подаваемого воздуха;
    • Последнее время стали производить датчики нового поколения, в которых применяются специальные кремневые пластинки с платиновым покрытием.

    Признаки, которые будут свидетельствовать о неисправности ДМРВ

    Только когда корректная информация от ДМРВ поступает на блок управления, выполняется эффективное и своевременное образование горючей смеси в цилиндрах двигателя. Даже при малейших отклонениях в подаче воздуха общая мощность двигателя начнет падать. Если датчик частично или полностью выйдет из строя, то двигатель автотранспортного средства не заведется.

    Вот основные признаки, которые будут прямо указывать на неисправности ДМРВ:

    • Двигатель авто стал очень тяжело запускаться;
    • На панели загорелся специальный индикатор «Check engine»;
    • Скорость при движении значительно уменьшилось. Очень медленно происходит разгон;
    • Расход бензина значительно вырос;
    • При движении на холостом ходу обороты плавают.
    Читайте также  Может ли камера зафиксировать скорость сзади автомобиля?

    Эти признаки могут свидетельствовать о поломке не только ДМРВ, но и о поломках ряда других систем и механизмов. Поэтому необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, для проведения полной диагностики вашего автомобиля.

    Определить поломку датчика можно самостоятельно используя специальные приспособления. Вот несколько основных способов:

    • При работающем двигателе отсоединяем колодку, на которой находятся провода от датчика. В этом случае произойдет перераспределение, и блок управления будет питать двигатель, опираясь на показания, которые будут исходить от дроссельного датчика. Теперь необходимо будет выполнить своеобразный тест-драйв. Если работа двигателя значительно улучшилась, то это явный признак неисправности ДМРВ;
    • Можно проверить работоспособность датчика с помощью вольтметра. Для этого необходимо будет проверить напряжение между минусом и основным сигналом датчика. Двигатель должен быть нерабочим, но зажигание включено. Если показания прибора больше 0,9-1,4 вольта, то датчик неисправен.

    Что такое ДМРВ, почему он важен и как диагностировать его неисправность

    За прошедшие три десятилетия моторы с распределённым и непосредственным впрыском топлива окончательно вытеснили все прочие типы конструкций. Казалось бы, срок немалый, но инженеры так и не смогли побороть “детские болезни” важных электронных компонентов, среди которых — датчик массового расхода воздуха (ДРМВ), отвечающий за состав топливовоздушной смеси. Давайте вспомним, как устроен ДМРВ, почему он так важен и как диагностировать его неисправность.

    Что такое ДМРВ

    В современных моторах применяются два вида системы питания: при распределённом впрыске форсунка подаёт топливо во впускной патрубок, при непосредственном — в камеру сгорания. Для обеих систем важна корректная работа датчика массового расхода воздуха, который когда-то был механическим (флюгерного типа), а сейчас лишен подвижных механических частей и выполнен термоанемометрическим (от «анемо» — ветер).

    Заводской ДМРВ немецкого производства для двигателя ВАЗ

    Датчик массового расхода воздуха может стоять не только на бензиновом, но и на дизельном моторе, где на него «завязана» работа клапана EGR (система рециркуляции выхлопных газов)

    Как говорили шоферы старой школы, ДВС не работает в двух случаях: нечему гореть или нечем поджечь. ДМРВ как раз и сообщает электронному блоку управления о количестве поступающего воздуха, кислород которого и становится “топливом” для рабочей смеси. Получив такой сигнал, ЭБУ может обеспечить максимально полное сгорание. Устройство, расположенное во впускном тракте, состоит из двух резисторов, которые конструктивно могут быть выполнены в различных вариантах. В первом случае резистор подвергают воздействию проходящего воздуха: при изменении интенсивности потока он охлаждается, его внутреннее сопротивление меняется. Во втором случае он не обдувается — по разности показаний с двух резисторов и вычисляют объём воздуха, который нужно подать в цилиндры.

    На вторичный рынок датчик поставляется с защитными крышками-заглушками, чтобы исключить его загрязнение при транспортировке

    Так выглядит датчик на обычном вазовском двигателе. Демонтировать его из корпуса без спецключа не получится

    Снятый датчик в «голом виде». Хорошо виден чувствительный элемент

    Исходя из данных по массе и температуре поступившего воздуха, ЭБУ определяет его плотность, а также просчитывает длительность открытия форсунок и количество топлива, которое подаётся в камеру сгорания. В общем, ДМРВ важен и для достижения максимальной мощности мотора, и для более полного сгорания (экологичности), и для экономичной езды. Выход из строя этого датчика, как и большинства остальных, приводит к срабатыванию сигнализатора Check Engine.

    Check Engine может загореться по любому поводу. Если нет бортового компьютера с функцией диагностики, придется ехать на СТО, где есть сканер

    Однако далеко не всегда владелец связывает сработавший «чек» с ДМРВ — особенно если двигатель работает без особых перебоев, а динамические характеристики автомобиля ничуть не ухудшились. Поэтому важно не оставлять загоревшийся индикатор неисправности двигателя без внимания, а считать ошибки диагностическим компьютером.

    ДМРВ или ДАД?

    Датчик абсолютного давления (ДАД) совместно с датчиком температуры (ДТВ) также контролирует, какое количество воздуха поступает во впускной коллектор. На основании этих показаний контроллер формирует команду-импульс на форсунки. Важное отличие ДАД от ДМРВ — отсутствие воздуха в корпусе, поскольку этот датчик работает на основе измерения показаний разницы давлений на входе и давления в вакуумной камере. Конструктивной особенностью ДАД является высокочувствительная диафрагма, которая растягивается под воздействием давления во впускном коллекторе. Этот процесс влияет на сопротивление тензорезисторов, вследствие чего изменяется напряжение.

    Датчик абсолютного давления (на фото) и ДМРВ работают по разным принципам ​

    ДАД намного дешевле датчика массового расхода воздуха, однако алгоритм его работы менее совершенен. Да и вообще далеко не все блоки управления могут корректно работать с ДАД. Более того, при переходе на датчик абсолютного давления мотор может реагировать на открытие дросселя с гораздо большей задержкой, чем с родным ДМРВ. И, конечно же, просто заменить ДМРВ на ДАД без серьезных доработок не получится в силу разности их конструкции и даже расположения.

    Есть двигатели, где выбормежду ДАД и ДМРВ не стоит, потому что на моторе присутствуют оба эти датчика сразу!

    Обычно мысли об установке ДАД вместо штатного датчика массового расхода воздуха появляются при отказе последнего, а также во время тюнинга мотора — особенно если происходит перевод атмосферника на турбонаддув. Однако некоторые владельцы сознательно отказываются от ДМРВ из-за его высокой стоимости и не самого большого ресурса. Ведь при неудачном стечении обстоятельств датчик может выйти из строя уже через 60-70 тысяч километров пробега, а к цифре 120-130 тысяч на одометре многих бюджетных автомобилей он практически гарантированно «умирает».

    Но те, кто не заморачивается доработками двигателя, обычно ездят со штатным датчиком массового расхода воздуха, а не заменяют его связкой ДАД+ДТВ (датчик температуры воздуха). Тем более, что далеко не все блоки управления двигателем работают с датчиком абсолютного давления лучше, чем с родным ДМРВ. Какой из датчиков более совершенен по конструкции, однозначно ответить сложно – тем более, если речь идёт о попытке замены одного (и часто уже неисправного) расходомера другим. Ведь история знает множество примеров, когда счастливые владельцы наматывали по несколько сотен тысяч километров как на двигателе с родным расходомером, так и на моторе с датчиком абсолютного давления, особенно если последний штатно ставили на заводе.

    Можно ли обойтись без него?

    Отказ ДМРВ приводит к срабатыванию «чека», но двигатель при этом будет работать и дальше. Правда, в зависимости от новизны прошивки ЭБУ, «аварийная» программа, не увидев сигнала, может поднять обороты холостого хода примерно до 1 500 об/мин. На относительно новых версиях программного обеспечения неисправность датчика приводит лишь к повышению расхода топлива или падению динамики. В любом случае, ошибка датчика массового расхода воздуха является важной причиной для того, чтобы проверить его, хотя бы измерив напряжение.

    При некорректной работе ДМРВ электроника может начать переобогащать рабочую смесь

    Игнорировать неисправность не стоит, поскольку даже на относительно простых автомобилях (переднеприводная линейка Lada первых поколений) отказ ДМРВ грозит заметным перерасходом бензина либо ослаблением выходных характеристик мотора. Именно поэтому ответ на популярный вопрос «Можно ли вообще обойтись без ДМРВ, если он заложен в конструкцию машины?» однозначен и звучит так: нет, нельзя.

    Как диагностировать неисправность?

    Кроме косвенных признаков, о которых мы упоминали выше, существует вполне объективный параметр, указывающий на состояние датчика и его ресурс — это рабочее напряжение при включенном зажигании. Изучимего на примере «вазовского» датчика как одного из самых распространённых.

    Схема подключения ДМРВ на двигателе ВАЗ

    Подключив мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения и включив зажигание, можно снять показания по выходному напряжению ДМРВ. Для новой или «эталонной» детали он составляет 0,996 В.

    Такое напряжение указывает на то, что датчик работает как новый

    Один из вариантов измерения напряжения – прямо через разъем подключения датчика

    Дальше параметры оцениваются так:

    1,010-1,019 В — хорошее состояние, о замене пока не нужно думать
    1,020-1,029 В – датчик работоспособен, это примерно половина остаточного ресурса
    1,030-1,039 В — еще исправен, но ресурс подходит к концу
    1,040-1,049 В – ДМРВ на грани выхода из строя, скоро потребует замены
    1,050 В и выше — расходомер требует немедленной замены

    При параметре 1,016 В (первое фото) датчик в хорошем состоянии, а вот 1,035 В – уже повод задуматься о покупке нового​

    Такой параметр датчик выдает на грани исправности, но нужно точно убедиться в том, что данные соответствуют действительности, а не связаны с погрешностью мультиметра

    Нужно учитывать, что многие тестеры завышают показания, поэтому существует риск «приговорить» вполне исправный датчик. К тому же его параметры во многом зависят от чистоты «масс» в цепи.

    Плохой обжим проводов или сгнившая «коса» могут повлиять на корректность работы как ДРМВ, так и ДАД, что особенно характерно для моторов старых автомобилей​

    Лучше всего до покупки не самого дешевого датчика установить сначала заведомо исправный «бэушный», одолжив его для проверки на время у коллеги по работе, соседа по стоянке, знакомого по форуму с такой же машиной и т.д. Также стоит больше верить показаниям диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-2, чем дешевому мультиметру.

    Читайте также  Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля?

    Промывать или нет?

    Многие механики с многолетним стажем и рядовые владельцы автомобилей уверены в том, что «уставший» ДМРВ можно оживить элементарной промывкой – то есть вынуть его из корпуса и хорошенько «пролить» каким-нибудь «карбклинером» или спиртом примерно так же, как 20-30 лет назад это делали с жиклёрами карбюратора. В действительности же существуют специализированные составы для очистки датчиков, которые не имеют ничего общего с растворителями отложений, использующимися для промывки карбюраторов. Поэтому и цена у таких «узкозаточенных» очистителей ДМРВ совсем другая — и, как нетрудно предположить, более высокая. К тому же производители подобных жидкостей прямо указывают, что они не сделают чудес и не превратят «полудохлый» датчик в совершенно новый, а предназначены для профилактической промывки исправных ДМРВ — снять загрязнения, связанные с пылью и масляным туманом, попавшим во впускной тракт из системы вентиляции картера.

    Обратите внимание: для промывки используется специализированный состав именно для чистки ДМРВ, а не универсальный очиститель карбюратора или топливной системы

    Практический опыт применения подобных «чудо-средств» показывает, что они действительно могут немного снизить показания еще исправного датчика, а вот вышедшему за 1,05 В подобные манипуляции уже будут что мёртвому припарки.

    Главное – не повредить снятый датчик, который боится даже пыли, не говоря уже о механическом воздействии ​

    Многие водители по неопытности сами губят ещё живые датчики при промывке. Чувствительные элементы нельзя трогать руками или протирать ветошью, да и сильный напор жидкости кроме вреда ничего не принесёт. Поэтому к чистке ДМРВ в гаражных условиях нужно относиться с большой осторожностью и помнить:если датчик уже «умер», то это неопасно иему уже не поможет, но, даже если он еще вполне исправен, эта процедура может и не принести заметного результата.

    Что такое датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) и «с чем его едят»?

    Корректная работа двигателя зависит от работоспособности многих устройств, в частности, речь идет о датчиках. В частности, речь идет о датчике массового расхода воздуха (ДМРВ), которым комплектуются все современные моторы. Подробнее о том, что это такое ДМРВ, какие бывают виды регуляторов и в чем заключается принцип действия устройства, мы расскажем ниже.

    Характеристика датчика

    Для начала давайте разберем, для чего нужен воздушный регулятор подачи объема воздуха, где находится устройство, и в чем заключается принцип работы датчика. Начнем с устройства и местоположения.

    Понятие, устройство и местоположение

    Датчик массового расхода воздуха используется для управления объемом воздуха, необходимого для формирования правильного соотношения кислорода и топлива при образовании горючей смеси. Точность показателей расходомера определяет правильную работу двигателя. Пленочный АЦП ДМРВ представляет собой небольшое по размерам и массе устройство. Этот расходомер расположен между воздушный патрубком, подключенным к дросселю, и воздушным фильтрующим элементом (автор видео — канал АВТО — МОТО).

    Предназначение АЦП ДМРВ заключается в определении объема воздуха, поступающего из этого фильтра. Само устройство состоит из провода и пластины, диаметр которой составляет 70 мкм, которая вмонтирована в измерительную магистраль. Внутри девайса имеется специальный чувствительный элемент. В целом принцип функционирования цифрового преобразователя основан на принципе постоянства температуры.

    Устройство оснащено разъемом с разными проводами, вкратце о распиновке:

    • желтый контакт разъема передает входящий импульс;
    • зеленый контакт, в соответствии со схемой — это земля;
    • черно-розовый контакт подключается к реле;
    • бело-серый — контакт выхода напряжения.

    Схематическое устройство расходомера

    Разновидности

    Датчик массового расхода воздуха может иметь несколько разновидностей, в зависимости от его конструкции.

    Вкратце рассмотрим основные виды устройств:

    1. Лопаточные. Самый первый вид, которые сегодня используется довольно редко. Основным компонентом является трубка Пито. Его принцип функционирования похож на дроссель — устройство выгибается в соответствии с поступлением воздушного потока. Схема такого ДМРВ подразумевает использование потенциометра, изменяющего сопротивление при измерении показателя изогнутости пластины.
    2. Пластинчатый датчик массового расхода воздуха — это более современный и распространенный вариант, в котором в качестве теплообменника установлены специальные платиновые пластины. Эти пластины греются за счет подаваемой энергии, причем одна из них является рабочей, а вторая — контрольной. Предназначение устройства заключается в обеспечении двух пластин одинаковой температурой. Это происходит в результате того, что благодаря воздушным потокам рабочая пластина охлаждается и на нее подается чуть больше тока.
    3. Пленочный датчик ДМРВ. Этот контроллер оснащается специальным пленочным измерительным элементом, в качестве основы выступает кремниевая пластина. Устройство такого типа вошло в обиход не так давно, тем не менее, оно уже получило широкое распространение.

    Принцип действия и обслуживание

    Наиболее оптимальная работа силового агрегата будет обеспечения в том случае, если пропорции топлива и воздуха составят 1:14. Датчик расхода воздуха предназначен для определения количества поступившего в мотор воздушного потока, а также для дальнейшей передачи этих данных на ЭБУ. В соответствии с этими данными блок управления регулирует расчеты и определяет нужный объем топлива, которое потребуется для образования горючей смеси. Так что параметры, которые передает ДМРВ, в любом случае влияют на распределение объемов воздуха и бензина.

    При использовании нагревательная часть регулятора загрязняется, поскольку воздух никогда не может быть чистым. Чтобы устройство могло самоочищаться, при остановке мотор на него кратковременно подается высокое напряжение, в результате чего датчик нагревается до огромной температуры — 1100 градусов. Соответственно, из-за этого вся грязь на девайсе прогорает (автор видео — канал Alex ZW).

    Чтобы работа расходомера была более стабильной, необходимо, чтобы воздушный фильтр был чистым. Со временем эксплуатации платиновые спирали начинают загрязняться. Когда это происходит, для восстановления работоспособности расходомера можно их очистить. Это позволит на время его восстановить, но если процедура очистки будет выполнена неправильно, то регулятор нужно будет заменить.

    Признаки неисправности

    Теперь рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти в работе расходомера.

    Для начала поговорим о признаках:

    1. На контрольном щитке приборов загорелся индикатор Check. Разумеется, он может появиться при разных обстоятельствах, но исключать выход из строя ДМРВ нельзя.
    2. Может появиться ошибка, которая говорит и слишком низком уровне сигнала с расходомера.
    3. Мотор стал значительно хуже заводиться, причем как на холодную, так и на горячую. Кроме того, его динамика ухудшилась — машина намного медленнее берет разгон, периодически глохнет без видимой причины, мощность силового агрегата стала более низкой.
    4. Еще одним симптомом является увеличенный расход горючего.
    5. На холостых оборотах двигатель функционирует не так стабильно, как раньше.
    6. Во время езды мотор может просто заглохнуть, когда водитель переключает передачи.
    7. Еще один признак — плавающие обороты, они могут быть как низкими, так и повышенными (автор видео о диагностике расходомера своими руками — Ванечек 01rus).

    При появлении нескольких или одного симптома необходимо проверить целостность устройства. К примеру, на нем могут появиться трещины, в частности, на шланге, соединяющем расходомер с заслонкой. В том случае, если вы столкнулись с проблемой, когда глохнет мотор, есть вероятность, что причина кроется в повреждении цепи питания.

    Если сигнал с расходомера очень низкий, причины могут быть таковы:

    • расходомер не подключен к ботовой сети;
    • в цепи питания регулятора произошел обрыв;
    • также мог произойти обрыв массы в электроцепи, либо масса могла просто окислиться;
    • неправильное подключение проводки;
    • низкий уровень сигнала с датчика также может быть свидетельством неисправности блока управления.

    Естественно, определить неисправность по этим признакам нельзя, так как они могут говорить и о других поломках. Для точного определения поломки производится диагностика устройства.

    Как можно обойти регулятор?

    Схема обманки ДМРВ

    Если вы не хотите сталкиваться с проблемой неработоспособности расходомера, то есть один вариант, как блок управления можно обмануть. Для этого ставится диод вместо ДМРВ. Для того, чтобы обманка работала нормально, двигатель в любом случае должен быть в рабочем состоянии. Если силовой агрегат будет работать некорректно или в его работе будут неисправности, то обманка просто не даст эффекта.

    Для того, чтобы обмануть «мозги», вам потребуется диод, который будет иметь просадку на 0.3 вольта, его без проблем можно приобрести в любом магазине электроники. Диодный элемент будет использоваться для подачи с опорных 5 В на сигнальный 4.7 В. Это позволит блоку управления «думать», что ДМРВ видит довольно большой объем воздушного потока. Для примера рассмотрим двигатели автомобилей Фольсваген.

    Если на этом авто используется регулятор от производителя Bosch, то диодный элемент ставится с контакта 4 в контакт 5. Если используется расходомер от Pierburg, то диод устанавливается с контакта 1 в контакт 6. Монтаж диодного элемента осуществляется с учетом направленности потока, поскольку он позволяет пропускать только в одну сторону.

    Фотогалерея

    Цена вопроса

    Стоимость расходомера зависит от производителя, а также автомобиля, на котором он будет использоваться. Стоимость ДМРВ на сегодняшний день составляет от 1 до 7 тысяч рублей.

    Видео «Диагностика расходомера с помощью тестера»

    На видео ниже представлена подробная инструкция по проверке датчика в домашних условиях при помощи мультиметра (автор ролика — канал Простое мнение).