Что такое тахограф в автомобиле?

Тахограф: особенности, принцип работы и применение устройства

Для повышения уровня безопасности пассажирских перевозок и транспортировки грузов правительство обязывает оснастить тахографами автотранспортные средства, использующиеся в коммерческой деятельности. Ниже пойдет речь о том, что такое тахограф, почему нужно заменить аналоговое оборудование цифровыми моделями, зачем необходим данный прибор. Рассмотрим так же, как работает тахограф и какие преимущества дает установка данного оборудования.

Что такое тахограф?

Тахографом называют специализированное устройство, которое устанавливается на борту автотранспортного средства и обеспечивает непрерывную фиксацию информации о скоростном режиме авто, маршруте следования, пробеге за определенный временной период, кратковременных остановках и длительных стоянках.

Устанавливается тахограф исключительно сертифицированными мастерскими, данные о которых находятся в соответствующем перечне Роскомнадзора. Установка и настройка работы оборудования самостоятельно либо с помощью мастеров, не имеющих разрешения на данный вид деятельности, не допускается – за это предусмотрены штрафные санкции.

Почему все так строго?

Данные тахографа записываются в память, не подлежат коррекции или удалению. Информация о выполнении каких-либо манипуляций с тахографом, направленных на исправление информации, сразу же фиксируется и становится доступной для контролирующих служб. На основании зафиксированных тахографом показаний можно получить информацию о периоде работы и отдыха лица, управляющего авто. Поэтому тахограф называют бортовым самописцем, а также автомобильным «черным ящиком».

На все сопрягаемые узлы прибора устанавливаются пломбы. Тахограф активируется под конкретное транспортное средство и калибруется.

Какими бывают приборы

До настоящего времени тахографы выпускались в двух вариантах – аналоговом и цифровом. Первые выводятся из эксплуатации, сегодня их использование запрещено законодательством. Такое решение властей обусловлено тем, что особенности работы аналогового тахографа допускают возможность корректировки данных.

Цифровые тахографы более совершенны. Принцип работы данных устройств таков. При запуске двигателя авто и идентификации водителя (необходимо вставить в корпус бортового самописца цифровую чип-карту) активируется датчик скорости, размещенный в трансмиссии.

Как это работает

Во время работы автотранспортного средства данные датчика поступают в интегрированную память устройства. Они сохраняются как во встроенной памяти, так и на чип-карте, которая должна находится в корпусе прибора все время, пока работает автотранспорт. По принципу работы цифровые приборы разных производителей, моделей, модификаций схожи между собой.

Рекомендуется выгружать информацию на сторонний носитель (например, в память компьютера) каждые 28 дней – таким образом вы обеспечите корректность получаемой информации. Желательно сохранять полученные тахографом данные на протяжении двух лет – они могут потребоваться для проверки контролирующими службами, решения спорных вопросов и других целей. Любые попытки вскрытия прибора или другого вмешательства в его работу скрыть невозможно, за такие действия предусмотрено административное взыскание в виде штрафа.

Зачем нужны тахографы

Тахографы собирают подробную информацию не только об основных показателях транспортного средства, но и о работе конкретного водителя. Такая информация помогает контролировать и анализировать данные о персонале, а соответственно – оптимизировать работу автопарка, минимизировать риск возникновения аварийных ситуаций.

Задач у них несколько:

  • устройство синхронизировано с навигационным оборудованием, поэтому позволяет выполнять GPS-мониторинг автотранспортных средств, получать актуальную информацию по скорости и фактическому пробегу (она считается более точной по сравнению с показаниями спидометра и одометра);
  • использование данных, зафиксированных тахографом, в качестве доказательства при решении спорных вопросов между водителем и сотрудниками ДПС или других контролирующих служб;
  • оценка эффективности работы персонала предприятия и логистических решений. На основании полученной тахографом информации владелец транспорта может строить более удобные маршруты, оптимизировать работу парка транспортных средств, а соответственно – сокращать затраты на обслуживание автотранспорта;
  • получение четкой картины расхода на эксплуатацию автотранспорта, исключение его нецелевого использования персоналом;
  • сохранность имущества предприятия – за счет более рационального управления автотранспортом. Зная, что работамашины отслеживается и контролируется, водители не будут допускать превышения скоростного режима и других нарушений.

Как работать с оборудованием

Алгоритм работы с тахографом предельно простой:

  • проверяем работоспособность прибора, наличие в принтере нужного количества бумаги;
  • вставляем чип-карту в слот прибора до характерного щелчка – это необходимо для активации бортового самописца;
  • проходим процесс аутентификации, на приборной панели загораются соответствующие кнопки, на дисплее отображаются данные лица, управляющего автотранспортным средством;
  • по завершении авторизации вводим в тахограф информацию о стартовой точке маршрута;
  • запускаем мотор.

В процессе движения автотранспорта все данные записываются в автоматическом режиме. По прибытии в пункт назначения или на место стоянки водитель должен:

  • ввести в тахограф данные пункта назначения (стоянки);
  • вытащить чип-карту из слота устройства.

После этого, вставляя чип-карту, необходимо указать предыдущий период как «отдых», иначе время стоянки будет зафиксировано как рабочее время, такая ошибка считается нарушением. Во время кратковременной стоянки авто можно не вынимать карту, но в тахографе следует установить режим «отдых», иначе будет фиксироваться рабочее время./

Как правильно использовать тахограф, чтобы избежать штрафов

Правила эксплуатации тахографов регламентированы законодательством. За их нарушение предусмотрена административная ответственность. Всю законодательную базу знать невозможно, однако важно запомнить несколько основных моментов:

  • транспорт не отправляется в рейс без такого приборы. Также запрещается эксплуатация машины, если тахограф неисправен. Ответственность за игнорирование этой нормы ложится как на лицо, управляющее автотранспортным средством, так и на владельца транспорта (компанию или индивидуального предпринимателя);
  • тахограф активируется непосредственно перед выездом на линию;
  • индивидуальная чип-карта водителя не передается сторонним лицам. Лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет права пользоваться чужим идентификатором;
  • вскрытие тахографов запрещается законом. При выявлении факта взлома пломб или иных попыток вмешательства в работу устройства представители контролирующей службы выписывают штраф;
  • водитель обязан соблюдать режим рабочего времени и отдыха в соответствии с нормированием труда. Если в рамках проверки будет выявлено превышение нормы, водитель понесет ответственность;
  • доступ к информации, зафиксированной тахографом, предоставляется сотрудникам контролирующих служб по первому требованию. Именно поэтому необходимо постоянно контролировать наличие бумаги в принтере. Целесообразно всегда держать в машине запас термобумаги;
  • устройство должно быть откалибровано в соответствии с нормативными актами. Под калибровкой подразумевают замер характеристик автотранспортного средства и настройку прибора на замеренные величины. Данную процедуру проводят сотрудники специализированной службы;
  • если прибор вышел из строя, необходимо незамедлительно обратиться в сервисную службу. Если поломка произошла на маршруте, следует вернуться на базу или доехать до места ближайшей стоянки и сразу же обратиться в сервис.

В чем польза приборов для водителей

К основным преимуществам оснащения тахографами автотранспортных средств относятся:

  • повышение ответственности водительского состава компании. Каждому водителю выдается идентификатор (чип-карта). Это дает возможность отслеживать и контролировать действия конкретного сотрудника на протяжении всего маршрута следования автотранспорта. Водитель знает, что для него действует персональная ответственность, и это его дисциплинирует;
  • повышение доходности предприятия – за счет оптимизации расходов на содержание парка автотранспортных средств риск слива топлива или использования транспорта компании в личных целях сведен к нолю;
  • юридическая страховка как персонала, так и работодателя. Данные, полученные тахографом, могут быть использованы в трудовых спорах, связанных с нормированием и оплатой труда. Ни водитель, ни его работодатель не смогут предъявить друг к другу необоснованных претензий. Кроме того, работодатель сможет оценить стиль вождения каждого наемного сотрудника, определить уровень его благонадежности и добросовестности.

И, конечно, бортовые самописцы являются источниками данных, которые используются при расследовании дорожно-транспортных происшествий. С их помощью можно объективно оценить ситуацию и установить виновных.

Что такое тахограф в автомобиле?

  1. Режимы труда и отдыха водителей, нормы времени управления ТС
  2. Оснащение транспорта тахографами
  3. Правила эксплуатации тахографов и прохождение техосмотра
  4. Использование и оформление карты водителя
  5. Считывание и хранение тахографических данных
  6. Штрафы за нарушения
  7. Как проверять тахографы и мастерские
  8. Как автоматизировать работу автопарка, чтобы не нарушать закон

  • Памятка с законами в PDF

▊ Коммерческие организации, ИП и наёмные водители: режимы труда и отдыха

Требование соблюдать режимы труда и отдыха для юрлиц и ИП закреплено в Статье 20 Закона «О безопасности дорожного движения» (часть 1). Особенности РТиО и условия труда водителей утверждены в Приказе Минтранса № 424 от 16.10.2020, который недавно заменил Приказ №15. Подробнее о нормах РТиО и методах подсчета рабочего времени водителей вы можете прочесть в нашем отдельном материале «Разбор приказа Минтранса РФ №424».

Эти правила касаются всех водителей, их работодателей и предпринимателей, которые трудятся на собственных автомобилях. При этом, Приказ №424 не распространяется на тех, кто управляет автомобилями органов госвласти, МВД, Росгвардии, Минообороны, МЧС, спецслужб, скорой медицинской помощи. Наряду с ними, в перечне исключений находятся международные перевозчики, но лишь потому, что они подчиняются требованиям ЕСТР и некоторых стран СНГ. Они точно так же обязаны ездить с тахографами и соблюдать РТиО, но по отдельным правилам. Эта тема детально раскрыта в тексте «Режим труда и отдыха при международных перевозках».

▊Физические лица: нормы времени управления ТС

Для физлиц, эксплуатирующих грузовики свыше 3,5 тонны и автобусы, требование соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха закреплено в Статье 20 Закона «О безопасности дорожного движения» (часть 3). Детально эти нормы прописаны в Статье 26 Правил дорожного движения.

На федеральном уровне требование оснащать тахографами грузовики N2, N3 и автобусы M2, M3 зафиксировано в Статье 20 Закона «О безопасности дорожного движения». Наряду с этим, обязанность использовать тахограф указана в Статье 26 ПДД (юрлица, ИП — часть 1; физлица — часть 3).

Читайте также  Как проверить работу генератора на автомобиле?

Дополнительно владельцы и водители автобусов должны учитывать Постановление Правительства РФ от 07.10.2020 №1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». В нем говорится о том, что наличие тахографа – это одно из условий получения лицензии на пассажирские перевозки.

Порядок оснащения транспорта тахографами прописан в Приказе Минтранса России от 26.10.2020 № 438, который вступил в силу 1 января 2020 года. Этот документ пришел на смену Приказу Минтранса РФ №273. В новом приказе уже нет указания сроков оснащения разных категорий ТС, так как все отсрочки к 2021 году закончились. Остается только отдельное исключение для регулярного городского и пригородного пассажирского транспорта. Согласно Постановлению Правительства №1998 от 03.12.2020 эти автобусы должны быть оснащены тахографами до января 2022 года.

Правила эксплуатации тахографов изложены в Приказе Минтранса №440 от 28.11.2020 (вступил в действие вместо Приказа Минтранса №36). В этом документе перечислены подробные требования к тахографам и картам водителя, описаны правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, указаны категории оснащаемых ТС и приведен полный список исключений. Вы можете с ними ознакомиться в нашем обзоре изменений законодательства (раздел «Кому не нужно оснащаться тахографами»).

Все автомобили, которые должны быть оснащены тахографами, проверяются на их наличие при проведении техосмотров. Это условие закреплено в Постановлении Правительства РФ №1434 «Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств» («Общие положения», пункт 4 и «Обязательные требования безопасности транспортных средств», пункт 85). Информация о тахографе вносится в диагностическую карту автомобиля с указанием марки, модели и серийного номера устройства. Результаты проверки отмечаются в поле под названием «Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)».

С первого сентября 2021 года контроль за наличием тахографа еще больше усилится вместе со вступлением в силу Приказа Минтранса №9 от 15.01.2021 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Теперь при проведении техконтроля необходимо будет каждый раз проверять исправность тахографа и вносить соответствующую отметку должностного лица в путевой лист.

Обязанность использовать карты водителя указана в правилах эксплуатации тахографов (Приказ Минтранса №440 от 28.11.2020). В нем говорится, что водителям «запрещается использование тахографа без карты водителя». Подробнее об аспектах работы с картами водителя вы можете ознакомиться в нашем постоянно обновляемом материале «Часто задаваемые вопросы по картам водителя» и в других статьях этого блога.

Порядок выдачи карт отдельно изложен в Приказе Минтранса №435 от 23.10.2020 («Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, и Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах»).

В числе документов, которые нужны для оформления: заявление на выдачу карты, копии личных документов и т.д. Срок действия карты водителя составляет 3 года, поэтому нужно всегда заранее заниматься переоформлением карт, чтобы не допустить штрафов и простоев в работе.

Считывание и хранение данных – это базовое действие, которое нужно выполнять в грузовых и пассажирских автопарках, оснащенных тахографами. В соответствии с Приказом №440, владельцы транспорта обязаны «выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней» и обеспечивать их хранение в течение одного года. Нарушение этого требования приведет к штрафам, которые будут наложены, в первую очередь, на должностных лиц: от 7 до 10 тысяч рублей.

Поставить это процесс на поток и избежать штрафов вы можете с помощью нашего сервиса GR.Cards, базовые функции которого доступны бесплатно. Зарегистрироваться для работы в сервисе считывания и анализа тахографических данных можно по этой ссылке.

  • должностные лица: от 7000 до 1000 руб.
  • водители: от 3000 до 5000 руб.
  • ИП: от 15 000 до 25 000 руб.
  • юрлица: от 25 000 до 50 000 руб.
  • должностные лица: от 7000 до 1000 руб.
  • водители: от 1500 до 2000 руб.
  • ИП: от 15 000 до 25 000 руб.
  • юрлица: от 25 000 до 50 000 руб.

Важно понимать, что нарушением правил эксплуатации тахографа будут считаться многие упущения, в том числе: езда с просроченной картой водителя, игнорирование требований по выгрузке и хранению данных тахографического контроля.

В основном все это находится в зоне ответственности должностных лиц. Более того, должностное лицо может стать «крайним», даже если штраф выписали водителю. Вас могут вызвать на комиссию, состоящую из сотрудников ГИБДД и Ространснадзора, перед которыми придется объяснить свою невиновность. Доказать её на словах навряд ли получится. Поэтому без специальных сервисов, в которых хранятся данные с тахографов и карт водителя, тут не обойтись.

В условиях, когда на рынке представлены разные модели тахографов и сотни мастерских, не составляет труда столкнуться с плохим качеством оборудования, непрофессиональным оснащением и даже с мошенничеством. Дабы избежать проблем, нужно знать о требованиях, которые прописаны в приказах №438 (порядок оснащения тахографами) и №440 (требования к тахографам, правила использования, обслуживания и контроля).

На практике мы советуем вам также прибегать к полезным сервисам сайта ФБУ «Росавтотранс». Здесь выложен перечень моделей тахографов, отвечающих требованиям закона:

  • список тахографов с блоком СКЗИ
  • список тахографов ЕСТР

Также на сайте есть возможность проверить конкретное оборудование по его идентификаторам:

  • проверить тахограф СКЗИ по серийному номеру, по заводскому номеру блока СКЗИ, по номеру карты тахографа
  • проверить тахограф ЕСТР по номеру карты

Убедиться в том, что тахографическая мастерская официально допущена к работе с тахографами, можно на странице, где есть поиск мастерских по регионам, по названию, по номеру клейма:

  • посмотреть сведения о мастерских

Дополнительно для проверки тахографа на предмет соответствия метрологическим требованиям советуем пользоваться сайтом ФГИС «АРШИН». Это важно потому, что эксплуатировать дозволено только устройства, прошедшие метрологическую поверку. В случае игнорирования такого требования юрлица и должностные лица могут получить внушительные штрафы по Статье 19.19 КоАП (Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений).

Перед сотрудниками автопарков, ответственными за выполнение перечисленных законов, стоит немало задач. В их числе:

  • Считывать данные с карт водителей не реже 1 раза в 28 дней
  • Анализировать рабочие смены и выявлять нарушения РТиО
  • Контролировать исправность тахографов и выявлять нарушения правил их эксплуатации
  • Следить за своевременной калибровкой тахографов, заменой блоков СКЗИ и карт водителей по истечению срока годности.

Если не заниматься такой работой, то высока вероятность получить штраф. Например, должностным лицам грозят взыскания до 10 000 рублей.
Вручную справиться этим сложно: требуется масса времени, к тому же, не избежать ошибок. Но данные процессы легко можно автоматизировать с помощью программное обеспечение GR.CARDS. Наш сервис позволит вам выстроить профессиональную работу по тахографическому контролю и обезопасить себя от санкций за несоблюдение законодательных требований.

Считывание, хранение и базовый анализ данных с карт водителей и тахографов в нашей программе доступны всем пользователям бесплатно. Другие возможности предоставляются по абонентской плате. Подробная информация о возможностях модулей сервиса GR.Cards представлена по этим ссылкам:

  • Модуль «Контроль водителей»
  • Модуль «Контроль автопарка»
  • Модуль «Контроль законодательства»

Регистрируйтесь прямо сейчас и лично убедитесь в преимуществах сервиса!

Что такое тахограф и для чего он нужен в автомобиле

Работа водителем зачастую сопряжена с повышенными нагрузками для организма человека. Современные российские реалии вынуждают представителей этой профессии проводить за баранкой длительное время. Такой режим работы самым пагубным образом отражается на безопасности вождения и нередко приводит к печальным последствиям, как для водителя, так и для остальных участников движения.

Эта проблема, по мнению компетентных служб, должна была решиться с внедрением нового технического оснащения, обязательного для отдельно взятых категорий транспортных средств. Речь идёт о тахографе – устройстве, позволяющем отслеживать основные параметры автомобиля на протяжении всего пути следования.

Еще в 2014 вступил в силу закон, в соответствии с которым, водители ТС указанных категорий обязаны повсеместно использовать данное устройство регистрации. В случае нарушении указанного постановления, владелец ТС будет привлечен к административной ответственности.

Зачем нужен тахограф в автомобиле

Первоначально, внедрение тахографа в повседневную практику связывали с улучшением условий отдыха и труда водителей. Одна из первостепенных задач сводилась к тому, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, нарушающих установленный режим.

Тем не менее, это далеко не единственное назначение представленного прибора. С его помощью становится возможным отслеживать различные важные эксплуатационные показатели.

С помощью данного бортового прибора осуществляется мониторинг:

  • нарушений ПДД;
  • следования по установленному маршруту;
  • режима труда и отдыха водителя;
  • скорости передвижения ТС.

Стоит отметить, что наличие данного устройства, по заверениям экспертов, гарантирует большую безопасность, как для водителя, так и для пассажиров. Ссылаясь на установленные правила и нормы, водитель не имеет права управлять ТС более 4 часов подряд.

Спустя положенное время, ему рекомендуется отдохнуть не менее 40 минут. Таким образом, если машина оборудована тахографом, водитель едва ли станет нарушать положенные нормы и подвергать жизни пассажиров опасности.

Кроме этого, с помощью тахографа производится отслеживание скорости движения ТС. Такая функция позволяет существенно повысить степень контроля и выявления злостных нарушителей скоростного режима.

Читайте также  Как получить лизинг на автомобиль?

Виды приборов

По мере появления тахографов, представленные устройства претерпевали различные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сейчас на смену им пришли более совершенные и компактные цифровые устройства.

Тахографы, в зависимости от способа исполнения делятся на два вида:

  • круглые (монтируются на место штатного спидометра);
  • прямоугольные (монтируются в штатное место автомагнитолы).

В настоящее время, аналоговые приборы полностью вытесняются цифровыми. Такая тенденция, прежде всего, связана с низким уровнем точности механических тахографов.

Начиная с 2016 года в России запрещается использование аналоговых тахографов любой марки. При этом под аналоговым подразумевается любой прибор, лишенный криптозащиты.

Тахографы цифрового типа прочно вошли в нашу жизнь. Они позволяют хранить большое кол-во информации, благодаря встроенному блоку памяти. Получить несанкционированный доступ к имеющейся в нём информации не представляется возможным, в связи с высоким уровнем защиты.

Любые попытки вмешаться в работу устройства влекут за собой административное наказание в виде штрафа. При работе с цифровым тахографом используется идентификационная карта. Она представляет собой пластиковый носитель личной информации водителя.

Существует 4 разновидности подобных карт:

  • персональная карта шофера;
  • специализированная карта (для сотрудников сервисных центров, обслуживающих устройство);
  • карта транспортной фирмы;
  • карта сотрудников ГИБДД (для проведения контрольных действий).

Представленные карты выдаются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Устройство и принцип работы

Тахограф, внешне, ничем не примечательный прибор, особенно в случае с прямоугольной версией. Тем не менее внутри он начинён, как говорится, по последнему слову науки и техники. Более доскональное его изучение позволяет выделить ряд его функциональных органов и узлов.

  • дисплей и клавиши управления;
  • термопринтер;
  • сканирующее устройство;
  • модем;
  • датчик перемещения.

На дисплее тахографа отображается вся необходимая информация. Клавиши предусмотрены для ввода пин-кода и активации соответствующих функций. Термопринтер выводит на бумагу все отчетные данные о поездке. Считывающее устройство служит для распознания пластиковых носителей информации.

С помощью модема реализуется функция передачи данных абоненту сети сотовой связи по GPRS. Датчик движения позволяет регистрировать данные о скорости и пройденном расстоянии.

Один из ключевых компонентов любого тахографа – блок СКЗИ. Его назначение в общих чертах сводится к зашифровыванию всех регистрирующихся данных устройства.

Кроме этого, представленное аппаратное устройство предоставляет избирательный вывод информации. Иными словами, система, в зависимости от заложенных параметров работы, определяет, какие сведенья следует выдавать в каждом конкретном случае.

Указанный прибор активируется сразу после запуска двигателя. После этого вступают в работу все системы и датчики устройства.

Правила установки

Установка тахографа осуществляется исключительно в специализированных сервисных центрах и мастерских. При этом вышеобозначенные учреждения должны иметь лицензию ФСБ и отметку Минтранса. В противном случае, велика вероятность некорректной установки указанного прибора со всеми вытекающими последствиями.

Кроме этого, в случае поломок или выхода прибора из строя, перевозчик лишается гарантийного ремонта, и устранять неисправность ему придётся из своего кармана.

Перед монтажом тахографа, необходимо в первую очередь выбрать оптимально удобное для него место. Учитывая то, что пользоваться прибором придется практически каждый день, нужно позаботиться о его доступности. Также необходимо позаботиться о его надежном креплении, чтобы исключить его поломки, вследствие падения.

Закон запрещает производить монтаж тахографа самостоятельно. Тем не менее для общего развития, будет неплохо познакомиться с некоторыми нюансами его установки.

Алгоритм монтажа тахографа выглядит следующим образом:

  1. анализируется пригодность штатного спидометра и датчика скорости автомобиля;
  2. при необходимости производится замена спидометра и датчика скорости;
  3. монтируется проводка, связывающая самописец, спидометр и датчик скорости;
  4. проверяется исправность работы регистрирующего прибора;
  5. производится активация и пломбировка прибора;
  6. производится доводка и калибровка.

Такая процедура не занимает много времени. Как правило, перевозчику придётся потратить от 2 до 4 часов.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа.

Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.

Обязательная установка тахографа становится неизбежной. Стоит отметить, что отношение к нему у водителей и перевозчиков вовсе не однозначное. Для кого-то данное нововведение не вызывает одобрения, а кому-то оно пришлось по душе. Так или иначе, большинство европейских стран эффективно используют тахографы на протяжении многих лет, и результаты внедрения такого новшества превзошли самые смелые ожидания.

Тахограф — что это и для чего это нужно?

Что такое тахограф?

Тахограф – это специальное устройство, которое устанавливается в ТС и позволяет контролировать все манипуляции, происходящие с ним. Устройство фиксирует сразу несколько нормативов, помогая тем самым водителю:

— скорость движения ТС;

— время, которые ТС проводить в движении;

— пройденный километраж (пробег);

— время, отведенное для работы и отдыха.

Последние данные полезны в ситуации, когда вас останавливают на посту ДПС.

Прибор станет очень полезным инструментом, т.к. помогает:

— регистрировать и хранить данные о пробеге;

— контролировать скорость движения (во время превышения скорости устройство подаст вам сигнал);

— отстаивать свою правоту в дорожно-транспортном происшествии, благодаря тому, что устройство сохраняет данные о качестве вашего движения;

— определить время замены масла или прохождения технического осмотра ТС.

Установка тахографа полезна также для организаций, осуществляющих деятельность с участием ТС.

Благодаря тому, что устройство фиксирует и хранит в своей памяти время работы и отдыха водителя, руководству удобнее вести финансовую отчётность.

Как работает тахограф?

Для того, чтобы лучше разобраться в том, для чего устанавливается прибор и в чём его преимущества, необходимо понять принцип его работы. В бортовом устройстве не так много деталей, но именно они обеспечивают бесперебойную и точную работу:

1. Датчик скорости. Благодаря этой детали устройство отслеживает и сохраняет скорость передвижение и пройденный километраж.

2. Аккумуляторная батарея. Обеспечивает долгое время бесперебойной работы.

3. Собственно, бортовое устройство. Контролирует то, как водитель распоряжается рабочим временем и временем для отдыха.

4. Энергонезависимая память. Именно благодаря ей данные остаются защищенными и не теряются, даже после подзарядок.

5. Механизм чтения специальных карт (карты тахографа). Позволяет распознавать личность водителя.

Получить доступ к хранящимся в памяти тахографа данным можно при помощи 4 специальных карт.

1. Карта водителя. Содержит информацию об одном водителе и характеристики его передвижений.

2. Карта компании. Содержит информацию о разных водителях, грядущих и прошедших рейсах. Используется для того, чтобы передавать необходимую информацию разным лицам в организации.

3. Карта автосалона. Предназначена для настройки и внесения корректировок в прибор. Используется конкретной организацией.

4. Инспекторская карта. С помощью этой карты можно получать информацию с карты водителя.

Какими бывают тахографы? Виды тахографов.

Все тахографы работают по единому принципу, но несмотря на это, у разных видов есть свои особенности. Сейчас на рынке можно выделить два основных вида тахографов: аналоговый и цифровой.

Аналоговый тахограф в 2019 году многие считают устаревшим, хотя «переходные» модели этого вида ещё вполне могут функционировать. Одним из преимуществ аналогового тахографа является то, что он записывает и хранит информацию при помощи криптографическго модуля, который имеет высокий уровень хранения данных и систему глобального позиционирования.

Цифровые тахографы же невозможно обмануть, потому что устройство имеет высокий уровень защиты и предупреждает организацию о попытке взлома специальным сигналом.

Какой тахограф устанавливать – дело сугубо индивидуальное. Главное помнить, что самостоятельная установка запрещена законодательством!

Как устанавливают и настраивают тахограф?

Как мы указали выше, самостоятельная установка тахографа запрещена законодательством. Дело в том, что любая малейшая ошибка при монтировании устройства может привести к его неверной работе. Чаще всего, некорректная работа приводит к штрафам ГИБДД. Лучше обратиться в специализирующиеся организации.

Недостаточно просто установить прибор, его нужно настроить. Настройка первый раз проводится в течение 7 дней с момента установки/выдачи регистрационного номера.

Калибровка – настройка всех значений для того, чтобы они соответствовали реальным показателям (с учетом всех погрешностей). Дополнительная калибровка необходима в следующих ситуациях:

— отклонение от реальных значений на 20 и более минут;

— после ремонта устройства;

— после замены или ремонта измерительных датчиков;

— изменение параметров транспортного средства;

— изменений габаритов колес;

— по истечение 2 лет.

Калибровка происходит в 2 этапа:

1. Стендовая настройка.

2. Дорожные испытания.

Что такое система СКЗИ и как она связана с тахографами в России?

СКЗИ – это специальная программа, с помощью которой происходит шифрование и расшифровка данных и работа с криптографической подписью.

Читайте также  Чей регион 76 на автомобиле?

Согласно Российским нормам, на территории страны разрешено устанавливать бортовые приборы, работающие именно на СКЗИ, т.к. она является проверенной и надежной.

Рынок предлагает множество законных вариантов прибора:

— Intellic GmbH — EFAS V2 RUS;

— Drive 5/Drive Smart;

— Siemens DTCO (VDO) 3283 (единственный зарубежный вариант);

— и многие другие.

Каким ТС необходим монтаж тахографа?

Мы рассмотрели основные положения, касательно устройства, но остаются два главных вопроса: каким ТС необходим монтаж тахографа и сколько он стоит?

К обязательным транспортным средствам относятся:

— ТС, масса которых превышает 3,5 тыс.килограмм;

— Автобусы, осуществляющие перевозку более 8 человек, весом непревышающим 5 тыс. килограмм;

— ТС класса М2, М3, М4, а также N;

— ТС, осуществляющие перевозку опасных грузов.

Также, необходимость установки прибора зависит от того, кто является владельцем транспорта. Обязательным наличие тахографа является для:

— физических лиц, осуществляющих перевозку людей;

— ТС физического лица, но управляемое индивидуальным предпринимателем;

— ТС индивидуального предпринимателя.

— ТС, осуществляющие перевозку опасных грузов.

Стоимость тахографа.

Стоимость устройства, как правильно, зависит от выбранной модели, но средняя цена – от 29 000 рублей до 42 000.

Дополнительная затрата, сверх самого устройства – это покупка карты водителя (от 500 рублей). Это очень важный элемент в эксплуатации прибора, так как она непосредственно идентифицирует вас с ним. На этой карте изображена ваша фотография, ФИО, информация о дате и месте жительства. Доступ к данным в приборе можно получить только при помощи карты.

Какие штрафы за отсутствие тахографа ждут автомобилистов
в 2019 году?

Из-за того, что наличие устройства является обязательным на законодательном уровне, его неисправность или вовсе отсутствие влекут за собой штраф.

Для водителя: от 1 до 3 тысяч рублей;

Для юр.лица: от 15 до 30 тысяч рублей;

Для должностных лиц: от 5 до 10 тысяч рублей.

Тахографы на грузовые автомобили — необходимость установки и ее стоимость

Первые тахографы появились в 30-х годах прошлого века. С тех пор многое изменилось. Сегодня эти устройства применяются повсеместно.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Что такое тахограф и его виды

Тахограф — это специальное устройство. Он устанавливается на борту ТС.

Применяется для таких целей:

  • регистрация пути;
  • обеспечивает безопасность;
  • регистрации скорости движения;
  • фиксация времени, затраченного водителем на отдых или труд;
  • обеспечивает выполнение нормативных и законодательных требований.

Аналоговые

Аналоговые модели похожи на радиомагнитолу или спидометр. Запись данных осуществляется на круговую диаграмму. Сигнал передаётся со специальных аналоговых датчиков. На сегодняшний день аналоговые тахографы полностью вышли из употребления.

Цифровые

Это современное оборудование, которое превосходит предшественников по всем параметрам. Такие приборы содержат специальные криптографический модуль. Главное преимущество цифровых тахографов — практически невозможно «обмануть».

Стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль

Стоимость установки зависит от различных факторов:

  • параметры транспортного средства;
  • тип устройства;
  • марка и т. д.

В среднем за установку придётся заплатить 10–15 тысяч руб.

На какие виды грузовых авто нужно устанавливать тахограф?

Устанавливать прибор нужно на такие виды ТС:

  • грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонны;
  • автобусы, которые имеют более 8 мест.

На какие виды грузовых авто тахограф устанавливать не нужно?

Устанавливать прибор не нужно на такие виды ТС:

  • Транспортные средства, которые используются для выполнения различных функций (автокраны, эвакуаторы, военные автомобили, учебные, проходящие дорожные испытания и т. д.).
  • Передвижные мастерские и лаборатории.
  • Пассажирские транспортные средства, которые ездят по пригородным или городским маршрутам.
  • Передвижные телевизионные студии.
  • ТС, которые принадлежат частным лицам.

Что говорит закон об установке тахографов на грузовое авто?

Установка приборов осуществляется в порядке, предусмотренным приказом номер 273. Этот закон предусматривает схему подключения, а также ряд исключений.

Правила установки тахографов на грузовые автомобили

При монтаже устройства нужно иметь доступ к датчику скорости. Датчик скорости нужно будет опломбировать или заменить. Провести такие работы достаточно сложно. Поэтому обязательным требованием является наличие специального автоподъёмника или технической ямы.

Этапы установки

  1. Первоначально произведите осмотр транспортного средства для выявления перечня нужных работ и составления акта приёмки автомобиля, куда входит: результат внешнего осмотра автомобиля, осмотр агрегатов, который может затронуть установка, а также осмотр кабины ТС.
  2. Определите место, куда будет осуществлён монтаж нового устройства. Если в транспортном средстве не предусмотрено штатное место для установки устройства, то он монтируется в специальный короб, устанавливаемый в месте, доступном с места водителя.
  3. Если на ТС уже установлен штатный прибор, подключённый к шине, который требует замены, то перед этой операцией необходимо считать со штатного прибора данные при помощи Bluetooth-модуля или программатора.
  4. Проверьте установлен ли в автомобиле электронный датчик скорости. Для работы с устройством подходят только электронные датчики скорости, называемые также импульсными. Если датчик скорости не установлен или требует замены, то мастер подбирает подходящий для конкретного транспорта средства датчик скорости. Если датчик установлен, то проведите осмотр кабеля для подключения тахографа к датчику скорости на предмет целостности и необходимости его замены. При сомнении в целостности провода, его необходимо заменить.

Процесс установки тахографа

После окончания осмотра в двустороннем порядке с водителем подписывается акт приёмки автомобиля и перечень предстоящих работ. В случае замены датчика скорости требуется замена спидометра. Подберите подходящую для этого транспортного средства модель спидометра.

Спидометры бывают различных форм-факторов:

  • квадратные или круглые;
  • механические или электронные.

А также под различные посадочные места — 100 мм или 140 мм. Рассчитаны для разного питания борт сети — 12 или 24 вольт.

Для работы с прибором используются только электронные спидометры. Перед подключением спидометра, проложите провода от спидометра до места установки прибора.

К устройству подключают антенну и специальный датчик движения. Антенна используется для приёма сигналов спутниковых систем, а также GPS. Антенну нужно установить в правильном месте. Специалисты рекомендуют устанавливать антенну горизонтальной поверхности кабины ТС. Такое расположение позволяет лучше принимать требуемый сигнал спутниковых систем.

Во избежание их оплавления очень важно крепить кабели и располагать их на максимальном удалении от вращающихся и горячих элементов. При установке тахографа на транспортное средство, которое используется для перевозки опасных грузов, всю проводку, которая располагается вне кабины, необходимо помещать в гофры, предназначенную для использования на автотранспорте.

Основные контакты подключения

  • Контакт А1 подключается к аккумуляторной батарее на постоянный плюс.
  • Контакт А5 подключается на постоянный минус.
  • Контакт А3 подключается к контакту выключателя зажигания.
  • Контакт A6 подключается на отключаемый минус, если на транспортном средстве установлен выключатель массы. При отсутствии выключателя массы на этот выход устанавливается перемычка.
  • Контакты А4 и А8 служат для подключения к CAN-шине.
  • Контакт B1 — плюс питание датчика скорости.
  • Контакт B2 — минус питания датчика скорости.
  • Контакт B3 — импульсный вход от датчика скорости.
  • Контакты B6, B7 и D6 — это настраиваемые импульсные выходы для подключения к спидометру ТС.
  • Контакты D3 и D5 служат для подключения по интерфейсу RS-485 различных датчиков или навигационных терминалов.

Так, вы сведёте к минимуму возможные ошибки в передаваемых от клиента данных для активации тахографа. Помните, если данные неверны или вы ошиблись при вводе данных, то вам придётся заменить блок СКЗИ.

Подключите ARM. Обратите внимание, что при каждом включении бездисковой рабочей станции необходимо извлечь из компьютера блок и подключить его заново.

Введите пин-код для СПДС-USB. Обычно он пишется на самом флеш-накопителе или на наклейке внутри коробки. Обратите внимание, что пин-код следует вводить с использованием цифр, расположенных в верхней части клавиатуры.

Для СПДС предусмотрено 5 попыток неправильного ввода пин-кода. После их использования, СПДС-USB заблокируют. Если все попытки будут использованы и СПДС заблокируют, то для разблокировки отправьте его в ваш центр технического обслуживания по активации блоков.

Этапы активации блоков СКЗИ

  1. Создание запроса на сертификат.
  2. Загрузка данных в тахограф.
  3. Отправка запроса на получение сертификата.
  4. Ожидание выдачи сертификата.
  5. Загрузка полученного сертификата в тахограф.
  6. Заключающий этап — калибровка. Калибровка осуществляется с помощью программатора либо специальной программы.

Штрафы при отсутствии тахографа в авто

1 апреля 2014 года в ФЗ номер 196 были внесены изменения. С этого дня стал взыматься штраф за отсутствие устройства.

В КоАП прописано соответствующая статья номер 11.23. Отсутствие устройства является административным правонарушением.

За совершение административного правонарушения предусмотрен штраф:

  1. Отсутствие прибора — 5–10 тыс. руб. для должностных лиц.
  2. За несоблюдение трудового режима предусмотрен штраф 1–3 тыс. руб.
  3. Отсутствие прибора 1–3 тыс. руб. для водителей.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)