Чем обжать наконечники для проводов в автомобиле?

соединение проводов в автомобиле

Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉

Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.

Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.

Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.

Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.

То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.

Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.

Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.

Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.

Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.

Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.

Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».

Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т

Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.

Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉

Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.

Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.

Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально. 😉

Читайте также  Виды автомобильных аккумуляторов какой лучше?

Работа с изолированными наконечниками и клеммами. НШВИ, НКИ, НВИ, НШПИ, РПИ — все правила и технические данные.

Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:

    Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
    Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
    И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.

Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:

А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.

А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?

При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.

Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения.
Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению.
Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.

Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем.
Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.

Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.

После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.

У наконечника на входе есть специальная юбочка, которая поможет одеть его даже на слегка распушенный провод. Кроме того, эта юбка играет роль фиксатора изоляции. Можете сравнить, сколько изломов в разные стороны выдержит провод с юбкой и без нее. Как понимаете, результат окажется не в пользу последнего варианта.

Еще один немаловажный момент, про который нужно помнить: многие провода изготавливают не по ГОСТ, а по собственным техническим условиям.

И поэтому их фактическое сечение может быть меньше заявленного в номенклатуре. Соответственно из-за этого образуется слабина в прессуемой части наконечника, хотя как вам казалось вы и подобрали все по таблицам и вроде бы нигде не допустили ошибок.

Зачастую бывает так, что в наконечник сечением 1,5мм2 с легкостью залетает провод 2,5мм2. Поэтому выбор по таблицам это конечно же хорошо, но без практической примерки гильзованной части и провода никак не обойтись.

Многие часто задаются вопросом, можно ли обжимать моножильные провода? Да конечно, делать это не запрещается, только использовать для этого нужно соответствующий инструмент.
Обыкновенные кримперы здесь уже не подойдут, так как они рассчитаны на меньшее усилие, которое необходимо при сжатии моножилы. Придется закупать для этого специально предназначенные пресс клещи ПК-16у или ПК-35у.

Это универсальный инструмент и работать им можно также для обжатия и многожильных проводов.

Чтобы обжатие на моножиле получилось качественным и внутри гильзы не было люфта, основное правило здесь — выбирайте гильзу или наконечник на один размер меньше чем сечение прессуемого провода.
Еще этими клещами удобно прессовать одновременно несколько проводников в одной гильзе. Делается это например при соединениях в распредкоробках.

Проводки внутри втулки обжимаются под очень высоким давлением, так что даже способны изменить свою первоначальную форму окружности, если лежат параллельно друг другу.
Из круга они превращаются в шестигранник, а это увеличивает площадь их контактной поверхности между собой. А когда вы их скрутите, то при обжиме, в тех местах где жилки пересекаются, они могут быть передавлены друг дружкой.

Еще один актуальный момент выбора наконечника – это материал изготовления. При покупке удостоверьтесь, что вам продают именно медные или луженные наконечники. Для этого достаточно предварительно приобрести один наконечник и надпилить его чем нибудь посторонним.

При медном материале изготовления, особенно если используется высококачественная медь, срез будет красноватого оттенка. Если же используются обычные медные сплавы, что чаще всего и встречается – то надрез будет бледно-желтоватого цвета.

При взаимодействии с воздухом медь может потемнеть и потерять качество контакта. Лужение меди это давно известный способ, который позволяет сделать контакт долговечным и надежным.

Плюсы обжатия проводов наконечниками

    обжатый наконечником конец провода считается воздухонепроницаемым

Технические параметры

Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:

Наконечники кольцевые НКИ — все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.

Наконечники вилочные изолированные НВИ:

Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:

Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:

Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.

Правила работы с изолированными наконечниками

    обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
    при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
    изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
    при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру
    соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников
    обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
    если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.

Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ

Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ

Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Наконечник штыревой втулочный изолированный для проводов и его опрессовка

Кабеля типа одиночного провода очень хорошо подходят для разводки электросети 220V по всему дому. Они жесткие, поэтому вы можете изгибать их как хотите, и благодаря тому, что внутри провод представляет собой одиночный стержень, без дополнительных инструментов, используя обычные электрические разъемы он быстро соединяется с другими проводами и блоками (например в электрощитке).

Сетевые шнуры — это совсем другая история. Они гибкие, а внутри один провод состоит из дюжины или даже нескольких десятков тонких медных проводков. Подавляющее большинство шнуров питания поставляемых с бытовой техникой и всевозможными удлинителями, изготавливаются с использованием проводных многожильных кабелей.

Используя такие кабели можно подключить два и более провода в одну точку без использования внешних электрических разъемов. Для этой цели используются кабельные концевые втулки (наконечник штыревой) и о них будет сегодняшняя статья. Важным преимуществом этого решения является получение очень хорошей контактной поверхности выключателя с кабелем или проводами.

Кроме того, клеммы такой гильзы можно использовать везде, где надо подключать кабели типа сетевой линии. Соединение же кабеля с электрическим соединителем изделия (модуля) без зажатой втулки может привести к тому, что винт соединителя надавит только на часть проводов кабеля, что ослабит надёжность и проводимость.

Втулки изолированные штыревые

Наконечник штыревой втулочный изолированный для насадки на провода состоит из двух частей:

  1. проводник — трубочка длиной в несколько десятков миллиметров. Именно эта часть будет обжата.
  2. изоляция — пластиковый элемент в разном цвете и толщине, в зависимости от размера кабеля для которого предназначен наконечник.

Разумеется их можно купить в различных размерах, чтобы они идеально соответствовали поперечному сечению обжимаемого кабеля. Вот таблица основных характеристик:

Стоит объяснить, как описываются различные размеры изолированных наконечников. На примере меток на рисунке видно:

  • HI — Тип продукта в виде символа.
  • 2,5 — клемма предназначенная для зажима одиночного провода с максимальным поперечным сечением 2,5 мм2.
  • 2 X 2,5 — клемма предназначена для затягивания двух проводов, каждый из которых имеет максимальное поперечное сечение 2,5 мм2.
  • / 8 — длина проводящего элемента в миллиметрах.

Значит если вы видите в магазине символ «HI 2 X 1.5 / 8», это означает, что в упаковке имеются изолированные наконечники, предназначенные для затягивания двух проводов, каждый с максимальным поперечным сечением 1,5 мм2 и длина проводящего элемента — 8 мм.

Обратите внимание: со стороны изоляции отверстие одиночного наконечника круглое, а отверстие двойного имеет прямоугольную форму, так что два провода могут быть расположены рядом друг с другом.

Обжиматель для штыревых втулок

Обжим для штыревых наконечников состоит из ряда углублений и язычков, каждый из которых имеет разный размер. Каждая дырка используется для зажимания втулок своего размера.

Читайте также  Чем почистить пластик в салоне автомобиля?

На каждом отверстии имеется число, определяющее для какого сечения кабеля предназначено данное отверстие. Например вот этот обжим может зажимать провода с поперечным сечением от 0,5 мм до 16 мм квадратных.

Обжимные инструменты другого типа

Обжимные инструменты различных производителей имеют свою форму, но когда дело доходит до самого удобного варианта — отметим автоматический обжимник.

Такой девайс не требует поиска отверстия, которое лучше всего подходит для данного наконечника. Отверстие одно, и во время зажима оно автоматически приспосабливается к вставленному концу муфты и зажимам.

На различных сайтах и интернет-магазинах этот тип обжимной машины называют универсальным, но диапазон поперечных сечений проводников которые он поддерживает обычно ограничен, например от поперечного сечения 0,25 до 6 мм2 или от 6 до 16 мм2. Более универсальными, с точки зрения диапазона поперечного сечения проволоки, являются ручные обжимки типа показанного выше.

Как обжать наконечник штыревой

Это простая операция. Просто сделайте её один раз и можете считать себя знатоком в этой теме. Возможно потребуется две или три попытки, но давайте начнем с самого начала. Рассмотрим два примера:

  1. Будем сжимать проволоку с поперечным сечением 2,5 мм2, используя втулку 2,5 / 8
  2. Скрепим два проводника на одном конце: один 2,5 мм, вторая секция 1,5мм2 с помощью втулки 2 х 2,5 / 10

Обжим одиночной втулки с проводом

Прежде всего удаляем изоляцию с тестового 3-х жильного кабеля с поперечным сечением 2,5 мм. Лучше использовать съемник изоляции, но можно по классике — с помощью ножа.

После снятия общей внешней изоляции снимаем изоляцию с конца каждого провода отдельно. Стоит зачистить изоляцию на такую ​​же длину, как длина втулки, которая в этом случае составляет 8 мм.

Теперь все что нужно сделать, это надеть втулку (трубочку) на конец провода. В идеале изоляция гильзы будет совпадать с изоляцией провода.

Неприемлемо размещать наконечник так, чтобы были видны медные провода между изоляцией провода и изоляцией наконечника. Такое соединение и ненадёжно, и небезопасно!

Теперь надо вставить втулку в отверстие инструмента нужного размера и сжать его. Находим 2,5 на обжимном устройстве и вставляем его до конца трубочки с проводом, затем нажмите ручку и всё сделано.

Можно проверить сидит ли надёжно наконечник на проводе, одной рукой удерживая шнур, а другой потянув за кабель. Возможно придётся поджать ещё, если наконечник двигается.

Обжим двойного штыревого наконечника

Зажим двух проводов на одном конце требует использования двойной клеммы для заданного поперечного сечения кабеля.

Первый шаг идентичен. Удаляем изоляцию с концов обоих проводов. Двойной наконечник, который наденем, имеет длину втулки 10 мм, поэтому потребуется немного больше изоляции, чем в предыдущем случае. Удерживая оба провода параллельно друг другу, всунем их в конец гильзы. Не нужно предварительно скручивать кабели между собой. Медленно (чтоб не разлохматились) надеваем наконечник на провода.

После насаживания трубочки достаточно вставить наконечник с проводами в соответствующее отверстие в обжимном устройстве. Наконечник имеет размер 2 X 2,5, поэтому отверстие 2.5 будет слишком маленьким. Тут подходит отверстие 4 мм2.

Нажимаем на наконечник сжав ручку приспособления. Готово!

Скручивание проводов перед обжимом

Теперь о скручивании проводов. Некоторые выполняют эту операцию каждый раз, потому что после того как это будет сделано, удобнее засовывать провода в концевой штырь (трубку).

Можно конечно и так, эффект в конечном счете идентичен.

Но при скручивании проводов ошибочно вкручивать их по очереди, а затем попытаться свернуть вместе. Кабели с таким скручиванием имеют большее поперечное сечение и могут не входить в отверстие втулки.

Варианты опрессовки втулок

Можно использовать провода с другими поперечными сечениями наконечников. Не всегда есть все типы клемм для втулок под рукой. Например, чтобы зажать один провод 1,5 мм², можно использовать наконечник 2 х 0,75. Конечно это не профессионально, потому что изоляция наконечника не подходит идеально, но в большинстве случаев он отлично выполняет свою задачу.

Когда необходимо зажимать, например, три провода, стоит использовать один терминал с соответствующим большим поперечным сечением. Одиночный наконечник имеет круглую форму изоляции, которая будет лучше для трех проводников, чем квадратная изоляция. Например хотим соединить три провода с поперечными сечениями: 2,5 мм2 — 2 шт. и 1,5 мм2 — 1 шт. Стоит попробовать использовать один терминал для проводов 6 мм2. Должно отлично подойти.

Наконечник штыревой втулочный — цена

Наконечник штыревой втулочный можно купить в магазинах России от 1 рубля за штуку. Более крупные и дорогие изделия могут доходить и до 30-ти рублей. Обычно они продаются в пачках или универсальных наборах на несколько десятков штук.

Выводы и пожелания

Мы уверены что эта полезная инструкция позволит вам успешно обжимать провода штыревыми втулочными наконечниками. В любом случае ещё одну интересную идею вы уже восприняли, прочитав эту статью. А если остались вопросы — спросите в комментариях.

Как обжать наконечник пассатижами

Как обжать наконечник пассатижами

Опрессовка проводов двойными наконечниками

Приветствую вас, уважаемые читатели сайта elektrik-sam.info!

В этой статье я расскажу и покажу вам, как опрессовывать два многопроволочных провода одним двойным наконечником НШВИ2.

При сборке распределительных щитов, применяя многопроволочный провод ПВ3, постоянно возникает необходимость опрессовки двух проводов одним наконечником, для последующего зажима в клеммах автоматического выключателя, УЗО или др. устройств.

О том, для чего необходимо опрессовывать многопроволочный провод втулочными наконечниками, каким инструментом и как это сделать я уже подробно рассказывал и показывал в видео в этой публикации.

Самые часто используемые двойные наконечники НШВИ — это НШВИ2 6-14 для обжима двух проводов сечением 6 мм2, и НШВИ2 10-14 для обжима двух проводов сечением 10 мм2. Иногда использую НШВИ2 4-12 для обжима двух проводов сечением 4 мм2.

Чем обжать НШВИ 2?

Я для этих целей использую два кримпера:

1) обжимает до 6 мм2;

2) обжимает 10, 16 и 25 мм2.

Помимо того, что эти кримперы опрессовывают обычные одинарные втулочные наконечники, ими можно обжимать и двойные.

Здесь все просто: если нам необходимо обжать наконечник НШВИ2 определенного сечения, то мы его опрессовываем в матрице пресс-клещей следующего большего размера.

Т.е. двойной наконечник сечением 4 мм2 мы обжимаем матрицей на 6 мм2, для этого я использую первый кримпер.

Для опрессовки двойных наконечников 6 мм2 и 10 мм2 я использую вторые пресс-клещи с матрицей 10 мм2 и 16 мм2 соответственно.

Для быстрой зачистки проводов удобно использовать специальные автоматические съемники изоляции — стрипперы.

После обжима такими пресс-клещами наконечник приобретает форму трапеции. Существуют пресс-клещи, которые обжимают квадратом.

Более подробно процесс опрессовки двойными наконечниками НШВИ2 смотрите в видео:

Опрессовка провода двойными наконечниками

Полезные материалы по теме:

Инструмент для снятия изоляции — стриппер.

Инструмент для опрессовки проводов — кримпер.

Инструмент электрика — диэлектрические отвертки Wera.

Инструмент электрика — удобный органайзер.

Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы

  1. Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
  2. Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
  3. Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
  4. На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
  5. После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.

Как соединить клемму и провод при помощи кримпера

В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.

Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер

Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.

Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.

  1. снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
  2. надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
    после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»).
  3. выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
  4. устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
    расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
    прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
  5. обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
    после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.
Читайте также  Что такое коробка дсг в автомобиле?

Как обжать клемму без обжимки

Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:

    Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
    Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
    И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.

Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:

А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.

А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?

При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.

Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения.
Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению.
Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.

Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем.
Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.

Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.

После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.

У наконечника на входе есть специальная юбочка, которая поможет одеть его даже на слегка распушенный провод. Кроме того, эта юбка играет роль фиксатора изоляции. Можете сравнить, сколько изломов в разные стороны выдержит провод с юбкой и без нее. Как понимаете, результат окажется не в пользу последнего варианта.

Еще один немаловажный момент, про который нужно помнить: многие провода изготавливают не по ГОСТ, а по собственным техническим условиям.

И поэтому их фактическое сечение может быть меньше заявленного в номенклатуре. Соответственно из-за этого образуется слабина в прессуемой части наконечника, хотя как вам казалось вы и подобрали все по таблицам и вроде бы нигде не допустили ошибок.

Зачастую бывает так, что в наконечник сечением 1,5мм2 с легкостью залетает провод 2,5мм2. Поэтому выбор по таблицам это конечно же хорошо, но без практической примерки гильзованной части и провода никак не обойтись.

Многие часто задаются вопросом, можно ли обжимать моножильные провода? Да конечно, делать это не запрещается, только использовать для этого нужно соответствующий инструмент.
Обыкновенные кримперы здесь уже не подойдут, так как они рассчитаны на меньшее усилие, которое необходимо при сжатии моножилы. Придется закупать для этого специально предназначенные пресс клещи ПК-16у или ПК-35у.

Это универсальный инструмент и работать им можно также для обжатия и многожильных проводов.

Чтобы обжатие на моножиле получилось качественным и внутри гильзы не было люфта, основное правило здесь – выбирайте гильзу или наконечник на один размер меньше чем сечение прессуемого провода.
Еще этими клещами удобно прессовать одновременно несколько проводников в одной гильзе. Делается это например при соединениях в распредкоробках.

Проводки внутри втулки обжимаются под очень высоким давлением, так что даже способны изменить свою первоначальную форму окружности, если лежат параллельно друг другу.
Из круга они превращаются в шестигранник, а это увеличивает площадь их контактной поверхности между собой. А когда вы их скрутите, то при обжиме, в тех местах где жилки пересекаются, они могут быть передавлены друг дружкой.

Еще один актуальный момент выбора наконечника – это материал изготовления. При покупке удостоверьтесь, что вам продают именно медные или луженные наконечники. Для этого достаточно предварительно приобрести один наконечник и надпилить его чем нибудь посторонним.

При медном материале изготовления, особенно если используется высококачественная медь, срез будет красноватого оттенка. Если же используются обычные медные сплавы, что чаще всего и встречается – то надрез будет бледно-желтоватого цвета.

При взаимодействии с воздухом медь может потемнеть и потерять качество контакта. Лужение меди это давно известный способ, который позволяет сделать контакт долговечным и надежным.

Плюсы обжатия проводов наконечниками

    обжатый наконечником конец провода считается воздухонепроницаемым

Технические параметры

Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:

Наконечники кольцевые НКИ – все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.

Наконечники вилочные изолированные НВИ:

Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:

Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:

Разъемы – клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:

Разъемы – клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:

Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.

Правила работы с изолированными наконечниками

    обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
    при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
    изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
    при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру
    соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников
    обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
    если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.

Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ

Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ

Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:

Кримпер — это по сути пресс предающий клемме определённую форму.

Качество обжимки клеммы определяют два фактора:

  • усики клеммы должны впиваться в изоляцию провода, тогда клемма не будет слетать
  • необходимо обеспечить хороший контакт между клеммой и проводом

Если при обжимке кримпером о первом факторе можно не думать, форма его губок спроектирована таким образом, что усики обязательно вопьются в изоляцию, но о том как сделать хороший контакт стоит задуматься, особенно если провод очень тонкий.

Независимо от того толстый провод или тонкий, обеспечить хороший контакт можно, загнув его, как показано на фото ниже.

При загибе провода хороший контакт гарантирован.

Хотелось бы отметить, что он способен обжать провод сечением от 0,5-1,5мм2, чего мне вполне достаточно, но не достаточно для автоэлектрика, последнему надо что-то по мощнее и подороже.
Кримпер покупал тут.

Всем привет! Продолжаю знакомить с инструментами, облегчающими работу автоэлектрика. Первая часть здесь.

В этой части расскажу про обжимные клещи для автомобильных и других аналогичных по конструкции клемм. Другое название такого инструмента — кримперы, от английского crimp — загибать, обжимать.

При работе с автомобилем нередко приходится выполнять различные электрические подключения с использованием разъемов или клемм. На фото ниже пример таких клемм:

В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.

В Китае был заказан набор кримперов для различных типов и размеров клемм:

Для неизолированных клемм используются кримперы со специальным профилем губок, во время обжатия загибающих концы металла вовнутрь. Такие кримперы обжимают провод и дополнительно фиксируют изоляцию, чтобы провод от перегибов и вибрации не обломился.